Испания вступила в новую политическую реальность

11.01.17
Итоги года

Испания вступила в новую политическую реальность

Эксперты МГИМО: Хенкин Сергей Маркович, д.ист.н.

Профессор кафедры сравнительной политологии С.М.Хенкин — об итогах прошедшего года в Испании.

2016 год оказался тяжелым для Испании. Страна 10 месяцев прожила без постоянного правительства. Ни после очередных парламентских выборов в декабре 2015 г., ни после досрочных выборов в июне 2016 г. партиям не удалось договориться о формировании нового кабинета министров. Обе эти избирательные кампании принципиально отличались от всех предыдущих в годы демократии. За победу боролись не две, как прежде («Народная партия» (НП) и «Испанская социалистическая рабочая партия» (ИСРП), а четыре партии (наряду с ними также политические новички — «Подемос» и «Сьюдаданос»). Ни одна из них не набирала числа голосов, необходимых для формирования правительства в одиночку. Договориться же о взаимной поддержке не удавалось, прежде всего, из-за того, что партии зачастую руководствовались узкопартийными устремлениями и электоральными расчетами, пренебрегая общенациональными интересами.

Несмотря на отсутствие дееспособного кабинета министров, экономика развивалась весьма успешно. ВВП за год увеличился на 3,2%. Число безработных сократилось на рекордную цифру — 390 тыс. По оценкам экспертов, экономика развивалась «на автопилоте» и, если бы не политический кризис, могла бы расти еще быстрее. Вместе с тем уровень безработицы остается очень высоким — в стране 3,7 млн официально зарегистрированных безработных (примерно 19% самодеятельного населения). Широко распространена временная занятость (27% от общего числа трудовых контактов). В 2016 г. 92% всех новых контрактов составляли временные. В условиях политического кризиса падал спрос на кредиты, что тормозило инвестиции. Испания не выполняла требования Евросоюза по сокращению дефицита бюджета. Еще в 2015 г. он составлял 5,1% ВП, хотя Европейская комиссия требовала сократить его до 4,2%. Испании, как и Португалии, грозил огромный штраф до 0,2% от ВВП (нескольких миллиардов долларов). Однако в августе ЕС не стал налагать на обе страны штрафные меры, установив сроки по исправлению создавшейся ситуации ввиду «исключительных обстоятельств». Испания должна снизить дефицит бюджета до 3% к 2018 г., что чревато дальнейшим сокращением расходов государства на социальные нужды.

Новое правительство было создано только в начале ноября. Это стало возможным благодаря большим переменам в ИСРП — ведущей оппозиционной партии. Сложившееся между парламентскими партиями соотношение сил было таково, что формирование правительства могло обеспечить только лояльное отношение ИСРП к избранию на пост главы правительства лидера «Народной партии» Мариано Рахоя. Между тем до октября руководство ИСРП во главе с генеральным секретарем Педро Санчесом заявляло твердое «нет» вынесению вотума доверия М.Рахою, аргументируя свою позицию, прежде всего, отказом НП от проведения многих необходимых стране реформ и многочисленными коррупционными скандалами в ней. Несомненно, на позицию руководства социалистов влияла также конкуренция с другой левой партией — «Подемос». Немало социалистов опасались, что любые уступки М.Рахою будут использованы «Подемос» для обвинений в «капитуляции перед правыми» и приведут к увеличению и так уже происходившего оттока голосов избирателей ИСРП к этой партии.

Вместе с тем часть членов ИСРП заняла другую позицию, предлагая воздержаться при голосовании о вынесении вотума доверия М.Рахою и заявляя, что их точка зрения ни в коей мере не означает его поддержки, а продиктована национальными интересами, чувством ответственности перед страной, находящейся в очень сложной ситуации. При отсутствии альтернативы править должна партия, как бы к ней не относиться, за которую проголосовало большинство избирателей.

В ИСРП разразился острый кризис, завершившийся на пленуме Федерального комитета победой критиков и отставкой П.Санчеса. Была образована Исполнительная комиссия во главе с президентом Астурии, лидером местной организации ИСРП Хавьером Фернандесом, пользующемся авторитетом в партии. Исполнительная комиссия будет руководить деятельностью ИСРП до ее очередного съезда, намеченного на май-июнь 2017 г. Переход высшей власти в ИСРП к новому руководству изменил политическую ситуацию. При вынесении вотума доверия М.Рахою социалисты воздержались во втором туре голосования (в первом они проголосовали «против»). В результате НП сформировала правительство меньшинства, которое оказалось под жестким контролем депутатов нижней палаты парламента, большинство которых стоит в оппозиции к кабинету министров.

Сложившиеся реалии обрекают формат и стилистику испанской политики на радикальные изменения. Императивом управляемости обществом должна стать культура диалога и компромиссов. Политикам, независимо от их идейно-политической ориентации, предстоит выдержать серьезное психологическое испытание — научиться жить в новых условиях и договариваться между собой. Впрочем, сценарий различных вариантов коалиционной политики неизбежен не только в кортесах. Союзнические действия становятся реальностью и на более низких этажах власти — в руководящих органах автономий и муниципалитетов, где партии — победители на выборах нередко не обладают поддержкой, делающей возможным монопольное управление.
На повестке дня — принятие множества важных законов и решений, жизненно важных для миллионов испанцев. При этом оппозиционные партии настроены радикально реформировать некоторые законы, принятые правительством «Народной партии» в 2011–2015 гг., например, законы об общественной безопасности и реформе трудовых отношений, которые, по их мнению, ущемляют права граждан. Между тем новое правительство заявляет о стремлении сотрудничать с оппозицией и избежать новых досрочных выборов. «Я стремлюсь к тому, чтобы нынешняя легислатура продолжалась четыре года», — заявил М.Рахой.

Первые шаги нового правительства говорят о готовности пойти навстречу требованиям оппозиции и рядовых граждан. Правительство и ИСРП договорились об увеличении на 8% межпрофессионального уровня минимальной заработной платы (самого большого за последние 30 лет). Правительство заявляет о готовности скорректировать бюджет путем увеличения некоторых налогов, избежав таким образом сокращения социальных расходов, пересмотреть закон об образовании, вызывающий критику в обществе. Остается, однако, неясным, насколько велик реформаторский потенциал НП. Страна стоит перед необходимостью осуществления важных реформ, предполагающих достижение широкого межпартийного консенсуса, в числе которых реформирование конституции, избирательного законодательства, обретения независимости судебной власти от партий и т.д.

Представляется, что впереди упорная борьба между исполнительной властью и оппозицией. В каждом отдельном случае правительству для принятия законов или решений нужно заручиться поддержкой необходимого числа депутатов. Парадоксальность ситуации состоит в том, что как никогда ослабевшая ИСРП обладает значительными законодательными возможностями, превосходящими возможности НП, — благодаря способности блокироваться с другими оппозиционными партиями. Фрагментированный парламент, в котором в последние десятилетия зачастую доминировала правящая партия, навязывавшая оппозиционному меньшинству свои решения, теперь имеет все шансы превратиться в арену напряженной политической борьбы.

Острейшей проблемой современной Испании остается каталонский вопрос. Сепаратистские партии, обладающие большинством в парламенте автономии, намерены провести до конца сентября 2017 г. референдум о независимости. Правительство и ведущие партии Испании (за исключением «Подемос», которая, смыкаясь с националистами, ратует за референдум, не отвергая необходимости сохранения территориальной целостности Испании) выступают против его проведения, ссылаясь на положения действующей конституции, запрещающей проведение референдума без согласия испанских властей и разрешительного общенационального референдума. НП, твердо защищая конституционный порядок, до последнего времени занимала жесткую и неуступчивую позицию, отказавшись от диалога и переговоров со сторонниками сецессии. Оружием правительства стали аргументы о неконституционности действий сепаратистов и обращения в Конституционный суд. Как свидетельствуют социологи, такой подход лишь стимулировал сепаратистский настрой части каталонцев и заводил ситуацию в тупик. Новое правительство НП и здесь внесло коррективы в свою политику, декларировав необходимость диалога со сторонниками независимости. Ответственной за каталонское направление политики Мадрида стала заместитель председателя правительства Испании, министр административных территорий С.Саенс де Сантамария. В представительстве испанского правительства в Барселоне был открыт ее кабинет. В декабре С. Саенс де Сантамария заявила, что готова обсуждать 45 из 46 требований, которые в апреле выдвинул председатель правительства Каталонии Карлес Пуигдемонт. Она отказалась обсуждать только одно требование, вызывающее наиболее острую полемику, — возможность проведения референдума о независимости. От действий Мадрида по разрешению каталонского кризиса во многом зависят перспективы развития испанской государственности, переживающей трудные времена.

Трудности нынешней, в известном смысле переходного типа, ситуации отражаются на партиях, прежде всего левых. ИСРП (в годы демократии именно правительства социалистов дольше всех находились у власти) переживает кризис идентичности, оставшись без генерального секретаря и четкой программы действий. В острой борьбе различных внутрипартийных течений, по существу, решается вопрос, какой быть партии, — социал-демократической, ориентирующейся прежде всего на левоцентристский электорат и готовой к взаимоприемлемым компромиссам с правоцентристскими силами, или левосоциалистической, отвергающей компромиссы с правыми.

Сложные проблемы встали и перед «Подемос» — третьей по степени влияния партией Испании, воспринимающейся общественным сознанием как леворадикальная. В 2016 г. обострились давно существовавшие противоречия между двумя ее руководителями — генеральным секретарем Пабло Иглесиасом и секретарем по политическим вопросам Иньиго Эррехоном. П.Иглесиас стремится, отодвинув ИСРП, превратить «Подемос» в единственную реальную альтернативу НП, расширить присутствие партии «на улице», ее участие в социальных конфликтах. Напротив, И.Эррехон высказывается за более прагматичную политику в социал-демократическом духе, делает упор на работе «Подемос» в государственных институтах. Одновременно многие рядовые члены, памятуя о традициях «Движения возмущенных», критикуют «чрезмерную централизованность и иерархичность» партии, выражающуюся, в частности, в слишком больших полномочиях генерального секретаря, выступают за превращение «Подемос» в партию-движение, основанную на организационной демократии и широком участии «низов».

Длительное отсутствие в Испании дееспособного правительства и неспособность основных партий договориться обусловило дальнейшее падение и без того низкого доверия граждан к политике и политикам. В ноябре, после формирования нового правительства, опрошенные испанцы поставили на третье место в ряду беспокоящих их проблем, «политику, политиков и партии» (вслед за безработицей и коррупцией). 74,3% оценивали политическую ситуацию в стране как «плохую или очень плохую». Правда, этот показатель несколько улучшился по сравнению с опросом, проведенным в октябре, во время отсутствия постоянного правительства (тогда аналогичный ответ дали 88,1% опрошенных), но оставался очень высоким.

Итак, в 2016 г. Испания перешла от редкого для партийных систем Западной Европы бипартизма, при котором две основные партии контролировали 75-85% электората, поочередно сменяя друг друга во власти, к другой аномалии — формированию (на которое ушло 315 дней) однопартийного правительства меньшинства, не имеющего устойчивой поддержки в парламенте. Во властных структурах и обществе окрепли плюралистические начала, но одновременно возросли и разнообразные политические риски.

Читайте все материалы проекта «Эксперты МГИМО подводят итоги 2016 года».

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу