Управление интернетом как новая проблема международных отношений в информационную эпоху

12.08.09

Управление интернетом как новая проблема международных отношений в информационную эпоху

Управление интернетом как новая проблема международных отношений в информационную эпоху

Интернет представляет собой, если взять всю историю цивилизации, самое быстро растущее средство коммуникации из всех, которые когда-либо существовали. С 2000 года количество пользователей интернета в мире выросло на 342%, составив к началу 2009 года 1,6 млрд.[1] В России на 2008 год интернетом пользовалось 30% взрослого населения страны, то есть около 34 млн. человек[2].

Интернет быстро вырос в важный фактор мировой политики, средство формирования глобального общества, объект международных отношений. Вопросы функционирования интернета и управления им затрагивают проблемы обеспечения суверенитета государств, информационной безопасности, технологического доминирования, экономического и социального развития и др. Актуальность этой темы привлекает к ней закономерное внимание исследователей, в том числе молодых ученых и аспирантов.

В начале XXI века проблема управления интернетом все чаще выходит на повестку дня международных организаций и институтов, становится одной из самых востребованных тем на международных саммитах и форумах. Наиболее острое противоречие состоит в нежелании Соединенных Штатов пойти навстречу международному сообществу, настаивающему на интернационализации управления «всемирной коммуникационной паутиной». На сегодняшний день управление системой доменных имен и корневых серверов интернета, а также адресным пространством сети осуществляется ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, Корпорация по присвоению имен и адресов интернета) — частной некоммерческой организацией, подотчетной правительству США. ICANN контролирует экономически и политически значимые ресурсы интернет-пространства, от ее решений зависит связная работа интернета как глобальной информационной системы.

Впервые международные противоречия по данному вопросу проявились в ходе Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО), которая прошла в два этапа в Женеве в 2003 и в Тунисе в 2005 году. Изначально вопрос о передаче функций ICANN на международный уровень был поднят представителями развивающихся стран, которых поддержали государства Европейского Союза. Развивающиеся страны заявили о том, что контроль США над интернетом является нарушением их суверенитета, и высказали предложения передать контроль над пространством имен и адресов интернета к межправительственной организации, такой как Международный союз электросвязи (МСЭ). Схожей позиции придерживались также представители организаций гражданского общества, которые в беспрецедентном для такого события масштабе участвовали в работе ВВУИО.

Представители развитых государств, в особенности США и их ближайшие союзники, поддерживаемые крупными компаниями интернет-индустрии, выступили резко против интернационализации контроля над интернетом, мотивировав это негибкостью, бюрократизированностью межправительственных механизмов, угрожающей подорвать инновационный потенциал интернета. Они утверждали, что ICANN представляет собой регулирующую структуру нового типа, предоставляющую возможность участия всем заинтересованным сторонам и эффективно выполняющую свои функции.

В ходе подготовки ко второму этапу Саммита страны ЕС под давлением со стороны США изменили свою позицию и поддержали ICANN, в результате по итогам ВВУИО режим управления интернетом существенных изменений не претерпел. Тем не менее, уже само вынесение на международное обсуждение таких вопросов, как реформирование системы управления интернетом и, в особенности ICANN, свидетельствует о том, что США начинает уступать лидирующие позиции в данной области и в будущем следует ожидать усиления межправительственной компоненты режима управления интернетом. Саммит продемонстрировал, что в мировом информационном пространстве складывается новое геополитическое соотношение сил, при котором США, их ближайшие союзники в лице Великобритании и Японии все больше оказываются в противостоянии блоку развивающихся государств во главе с Бразилией, Индией и ЮАР, Китаю и даже своим континентальным европейским партнерам, которые активно сплачиваются в рамках Европейского сообщества.

Вследствие разногласий участники Саммита приняли решение передать вопросы, связанные с реформированием структуры управления интернетом, на рассмотрение специального Форума по управлению использования интернета (ФУИ). Первый такой Форум состоялся в 2006 году в Афинах, второй — в 2007 году в Рио-де-Жанейро, третий — в 2008 году в Хайдарабаде, четвертый планируется провести в Шарм-Эль-Шейхе. Форум представляет собой международную площадку для широкого обмена мнениями и выяснения позиций сторон, не обладая формальным правом принятия международных документов.

По ситуации на сегодняшний день Форум не оправдал ожиданий его создателей, которые предусмотрели его как промежуточный этап переговорного процесса по интернационализации управления интернетом. В целом Форум не уделяет достаточного внимания вопросам передачи контроля над всемирной сетью на международный уровень. Слишком широкий круг обсуждаемых проблем, открытый формат переговоров, в которых на равных участвуют государства, бизнес-структуры и большое количество неправительственных организаций, препятствуют конструктивному диалогу.

США рассматривают сложившуюся ситуацию с точки зрения национальных интересов и не намерены никому уступать контроль над пространством имен и адресов интернета. Однако позиция МСЭ, поддерживаемая представителями развивающихся и рядом развитых стран, также довольно жесткая. В одном из своих выступлений генеральный секретарь МСЭ Х. Турэ заявил, что если в ходе ФУИ не удастся изменить ситуацию в отношении управления интернетом, то в этом случае следует сменить место обсуждения, и попытаться решить эти вопросы в ходе полномочных конференций МСЭ, ближайшая из которых состоится в 2010 году. В последнее время все чаще слышны требования интернационализировать контроль над интернетом и передать управление к межгосударственной структуре. Представитель Китая в ходе подготовки к Форуму в Шарм-эль-Шейхе заявил о необходимости передачи функций ICANN на международный уровень, и высказал предложение обсудить этот вопрос в традиционном межгосударственном формате, без привлечения бизнеса и неправительственных организаций. Еврокоммиссар по вопросам информационного общества В. Рединг также заявила, что ICANN необходимо интернационализировать, а контрольные функции по отношению к интернету передать «Группе двенадцати», в которую будут входить крупные государства от каждого региона.

Дискуссии о регулировании всемирной сети идут на фоне дискуссий о том, каким образом должно осуществляться управление глобальными процессами в целом. Интернет, по мнению ряда исследователей, является той средой, где проявления глобализации наиболее очевидны. Так, на этом «срезе» мировой политики можно проследить проблемы, характерные для системы глобального управления в целом. Мировой экономический кризис обнажил кризис политической системы мира, и выход из кризисной ситуации государства ищут в межправительственном формате, без привлечения негосударственных акторов.

В настоящее же время основное количество вновь подключающихся пользователей проживает в странах Азии и Ближнего востока. По мнению исследователей, Китай и Индия — будущие великие державы в кибер-пространстве. Кроме того, следует ожидать быстрой «интернетизации» Африки, основанной на использовании новых мобильных технологий. Это придает требованиям об интернационализации управления интернетом все большую легитимность. Более того, в условиях возрастающей взаимозависимости США не могут продолжать действовать в одностороннем формате.

На наш взгляд, складываются благоприятные условия, чтобы передать контроль управления интернетом к МСЭ. Этому способствует не только кризисное положение экономики США, смена администрации (демократы, как правило, больше склонны поддерживать многосторонние инициативы), но и сложившиеся международная ситуация в данной области. В ходе полномочной конференции МСЭ в 2010 году, которая пройдет в Мексике, будет консолидирована позиция развивающихся стран. При этом нужно учитывать и желание МСЭ усилить свой вес в сфере коммуникаций. Эта инициатива скорее всего будет поддержана правительствами России, Китая, арабских стран.

Елена ЗИНОВЬЕВА, аспирантка
кафедры мировых политических процессов
(по материалам кандидатской диссертации
«Роль международных организаций и институтов
в формировании режима управления интернетом»)

2 Развитие интернета в регионах России. // Информационный бюллетень Яндекс. – весна, 2009. - 13 с.


266
Распечатать страницу