Преподавание политических наук: от теории к практике

11.12.09

Преподавание политических наук: от теории к практике

Преподавание политических наук: от теории к практике

Как эффективно преподавать общественно-политические дисциплины в школе? Какие карьерные пути возможны для выпускников-политологов? Плюсы и минусы перехода бакалавриат-магистратура? Эти вопросы стояли перед участниками семинара «Преподавание политических наук в московских вузах: школа-бакалавриат-магистратура». Экспертная группа политологов МГИМО пришла к интересным выводам.

В мероприятии, о котором идет речь, приняли участие представители средних общеобразовательных школ — директора, дети и родители. Тут же присутствовали и представители вузовского сегмента — профессора и преподаватели МГИМО. В сущности, ключевой задачей семинара было выявить возможные пути перехода и совместимости в преподавании политических наук в московских образовательных учреждениях на разных уровнях.

Прежде всего, участники семинара рассмотрели опыт преподавания общественно-политических дисциплин в средних общеобразовательных школах. C докладом выступила директор ГОУ СОШ №1479 Нина Владимировна Куликова. «Общественно-политические дисциплины, как и весь массив школьного образования в целом, должны не только обеспечивать ученика необходимыми ему знаниями, умениями и навыками, но также призваны воспитывать и готовить его к будущей взрослой жизни», — говорится в отчете экспертной группы, подготовленном деканом Факультета политологии МГИМО, д.пол.н., профессором Алексеем Дмитриевичем Воскресенским.

Основополагающим в этой части дискуссии стал тезис о том, что «воспитать активную жизненную позицию школьника невозможно без системного подхода». В этой связи особо подчеркивалось активное вовлечение школьников в процесс обучения. В частности, обсуждалась их возможная проектная деятельность: от подготовки эссе и аналитических работ до мультимедийных проектов. Не отвергались, впрочем, и традиционные педагогические методики: постановка проблемы и совместный поиск ответа учителем и учеником. Были предложены два пути: коллективный — через вопрос-ответ, научную дискуссию, диспут; и индивидуальный — на основе индивидуальной или групповой аналитической работы учащихся с представлением и защитой собственной точки зрения, а иногда и просто в виде беседы учителя и класса.

Особое внимание участники семинара уделили программам дополнительного образования, обсуждался, к примеру, возможный цикл музейно-экскурсионных занятий по изучаемым в данный момент темам. Также были затронуты аспекты правового воспитания. В качестве позитивного опыта привели проведение в школе Дня Конституции с играми и викторинами для старших школьников и дискуссиями — для младших.

Следующим пунктом участники семинара обсуждали проблемы профессиональной ориентации и трудоустройства выпускников-политологов. С основным сообщением на данную тему выступила к.пол.н., заместитель декана Факультета политологии МГИМО Екатерина Валерьевна Колдунова.

«Специфика высшего образования в области политических наук заключается в многовариантности карьерных путей, открытых для выпускников как Факультета политологии МГИМО, так и других учебных заведений, готовящих политологов», — отметила Екатерина Колдунова. Причины этой многовариантности для выпускников МГИМО в наличие у них высококачественной языковой подготовки и профессиональной специализации. Так, на Факультете политологии МГИМО существуют три направления подготовки студентов: мировая политика; сравнительная политология и политическая экспертиза; экономическая политология.

Выпускники Факультета политологии традиционно ориентированы на трудоустройство в органах государственного управления (Государственной думе, министерствах и ведомствах, включая МИД России и российские загранучреждения), крупнейших российских и транснациональных корпорациях, аналитических центрах и компаниях, специализирующихся в сфере связей с общественностью и политического консалтинга.

Студенты Факультета политологии уже в период обучения в бакалавриате имеют возможность пройти ознакомительную практику в государственных или корпоративных структурах с перспективой последующего трудоустройства. Так, в 2009 году ряд студентов старших курсов прошли практику в Правительстве Российской Федерации, Управлении международных связей Совета Федерации, Государственной думе, Центральной избирательной комиссии РФ, Информационном центре ООН в Москве, московских представительствах ряда международных компаний и других организациях.

С целью знакомства студентов с возможностями дальнейшего трудоустройства Факультет политологии организует серию мастер-классов с участием специалистов-практиков, которые могут предложить студентам факультета дополнительные возможности в данной области.

Заключительная часть семинара была посвящена специфике магистерской подготовки по специальностям политологического цикла и проблеме перехода бакалавриат-магистратура.

«Двухуровневая система способствует признанию российских степеней за рубежом, но пока ещё не пользуется однозначным доверием российских работодателей, что побуждает карьерно ориентированных выпускников бакалавриата продолжить обучение в магистратуре», — отмечается в отчете экспертной группы.

По словам руководителя магистерских программ в Управлении магистерской подготовки МГИМО, к.полит.н. Ксении Александровны Ефремовой, в то время как многие московские вузы ещё только начинают переходить на двухуровневую систему образования, МГИМО уже имеет пятнадцатилетний опыт работы в этой сфере. В 1994 году в МГИМО была открыта первая российско-французская магистратура по международным отношениям совместно с парижским институтом Сьянс По. В настоящее время Университет реализует пять магистерских программ политологического цикла по направлениям подготовки «Политология», «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» (в том числе совместно с французскими, немецкими и американскими университетами), планируется к открытию ещё две международные программы.

По заключению участников семинара, совместные образовательные программы дают студентам-политологам, в первую очередь, доступ к новейшим достижениям мировой политической науки, нередко неизвестным в России (в частности, по причине неудовлетворительного комплектования зарубежных фондов российских библиотек). Во-вторых, обучение по программе совместной магистратуры дает возможность профессионально овладеть иностранными языками, поскольку часть учебных материалов приходится изучать в оригинале (в магистратуре МГИМО, например, по ряду дисциплин объем рекомендованной литературы на английском языке приближается к 40–50%). И, наконец, в-третьих, возможность расширить свой кругозор, развить навыки межкультурной коммуникации, глубже понять особенности мышления и политического поведения представителей других государств.

Основная сложность перехода от бакалавриата к магистратуре — вступительные экзамены. В отличие от Единого государственного экзамена, программы вступительных экзаменов в магистратуру утверждаются на уровне ученого совета высшего учебного заведения и могут существенно различаться от вуза к вузу. Вместе с тем, их содержание определяется федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования ВПО по соответствующему направлению подготовки, что теоретически позволяет выпускникам других вузов на равных конкурировать с абитуриентами, собирающимися продолжить обучение в alma mater. Труднее приходится тем, кто собирается поменять свое направление подготовки (например, закончив бакалавриат по направлению «Политология», поступить в магистратуру по направлению «Зарубежное регионоведение»).

Однако, судя по опыту МГИМО, к которому апеллировала Ксения Ефремова, междисциплинарные границы вовсе не являются непреодолимыми. Создавая некоторые трудности для выпускников бакалавриата, двухуровневая система высшего профессионального образования предоставляет им ряд неоспоримых преимуществ. Главное из них заключается в возможности «горизонтальной мобильности», то есть корректировки изначально выбранного направления подготовки в ответ на динамично меняющиеся запросы рынка труда.

По материалам отчета экспертной группы


817
Распечатать страницу