Институт международных исследований МГИМО — аналитика на службе государства

29.12.09

Институт международных исследований МГИМО — аналитика на службе государства

Институт международных исследований МГИМО — аналитика на службе государства

Институт международных исследований (ИМИ) МГИМО (У) МИД России образован в мае 2009 года и является правопреемником и продолжателем исследовательских и аналитических структур Университета, ведущих свое начало с созданной в 1976 г., то есть тридцать три года назад, Проблемной научно-исследовательской лаборатории системного анализа международных отношений. Появление ИМИ необходимо рассматривать в качестве важного события в поступательном развитии МГИМО, необходимого этапа на пути его превращения в признанный не только образовательный, но и научный центр мирового уровня.

Углубление синтеза науки, образования и практики является непреложным условием становления современного общества. Все основные университеты мира являются одновременно и крупнейшими исследовательскими центрами. В ведущих государствах планеты развиваются процессы активного и целенаправленного сочленения академического и экспертного знания, теоретического образования и приобретения практических навыков. Все эти направления отвечают традициям и основным направлениям стратегического развития МГИМО, который имеет все основания считаться одним из ведущих национальных исследовательских университетов по ключевым общественно-политическим дисциплинам.

Деятельность ИМИ призвана решать важные задачи по перспективному планированию внешней политики России; обеспечению более глубокой интеграции стратегического видения и реализации тактических и функциональных внешнеполитических приоритетов; повышению интеллектуального потенциала управленческого процесса во внешней политике страны; выработке общих подходов к внешней политике со стороны различных государственных ведомств, а также — представителей науки, государства, общества (НПО, НГО), ведущих политических партий и крупного бизнеса.

Для выполнения этих задач ИМИ на регулярной основе организует и проводит конференции, семинары, «круглые столы», публикует материалы научных и научно-практических исследований.

Особенностью Института международных исследований является прежде всего то, что это — ведущая аналитическая структура, работающая в интересах государства. Помимо МИД России — естественного потребителя научно-экспертной продукции ИМИ, к ней проявляют внимание, по сути дела, все государственные структуры, занимающиеся, каждая в рамках своей компетенции, вопросами формирования внешней политики России, включая и Администрацию Президента РФ, работа в интересах которой и ответственна, и почетна.

Уникальная роль ИМИ состоит в том, что данный институт не является узкопрофильным и своими исследованиями покрывает узловые вопросы современных международных отношений. В настоящее время ИМИ объединяет одиннадцать научных центров, каждый из которых является признанной кузницей экспертных знаний в областях своих научных интересов. Целесообразно назвать некоторые из них, которые, как говорится, на слуху. Это: Центр глобальных проблем, Центр евроатлантической безопасности, Центр кавказских исследований, Центр исследований Восточной Азии и ШОС, Центр партнерства цивилизаций, Центр ближневосточных исследований. Набирает обороты Центр аналитического мониторинга, имеющий все основания, чтобы стать ядром системы ситуационного анализа международных отношений, работающей в непрерывном режиме.

Стратегия развития ИМИ предполагает создание в его рамках ряда новых уникальных центров, изучающих международные проблемы, которые в ближайшие годы будут иметь определяющий характер, в том числе в контексте национальных интересов России. Речь, в частности, идет о таких направлениях исследований как стратегическая стабильность и безопасность; новые вызовы и угрозы; ООН и миротворчество; мировые экономические процессы; проблематика БРИК; международные экологические и климатические проблемы; вопросы фальсификации истории; информатика и информационная безопасность и т. д.

ИМИ призван стать одной из ведущих интеллектуальных площадок для выдвижения и развития новаторских научно-практических идей в области международных отношений и внешней политики России. В современном мире инновативность внешней политики, ее способность генерировать новые нестандартные идеи является мощным дополнительным ресурсов государства. Внешняя политика нашей страны традиционно отмечалась высокой инициативностью. Это позволяло нам идти в авангарде развития мировой политики, в значительной мере задавая его алгоритмы. Многие новые, нешаблонные предложения Москвы, даже отвергнутые на первом этапе другими крупными державами, начинали, тем не менее, жить самостоятельной жизнью в виде важных международных идей. В таком качестве они постепенно завоевывали мировое информационное пространство и меняли доминировавшие представления о горизонтах развития международных отношений. Такого рода функции долгосрочного изменения самой структуры международных взаимодействий прежде всего характерны для тех новых идей, которые глубоко и всесторонне проработаны научно-экспертным сообществом.

При этом исключительно важно, чтобы новаторские научные идеи не были оторваны от практической базы, а опирались на нее. Мощный, но пока еще в полной мере не использованный ресурс нашей внешней политики заключается в более предметном и целенаправленном объединении усилий, образно говоря, теоретиков и практиков, тем более в тех случаях, когда их всех объединяет общий системообразующий стержень — МИД России.

Одной из форм такого взаимодействия, как представляется, могло бы быть создание временных, целевых, компактных (10 — 12 человек) рабочих групп (команд) в составе как практических работников (в том числе и из других ведомств), так и ученых для подготовки аналитических прогностических документов по наиболее актуальным вопросам мировой политики, ориентированным на ближне, средне и долгосрочную перспективу, в зависимости от сути задания. Подобный системный подход позволял бы прогнозировать возможную эволюцию международных отношений и давал возможность заблаговременно реагировать на возможные риски и угрозы для национальных интересов России.

Можно было бы помечтать и о более дерзкой идее — создании мощного аналитического центра на базе ДВП и ИМИ, который мог бы быть неким аналогом в современных условиях легендарного УПВМ, игравшего в советском МИДе роль связующего звена подразделений Министерства и генератора внешнеполитических инициатив.

Целенаправленное объединение мира науки и практики характерно для ведущих стран мира. В этом — суть современных тенденций развития, предполагающих создание условий для взаимополезного перелива знаний и кадров в целях оптимального обслуживания государственных интересов. Для России подобная практика пока, скорее, исключение, чем обычное, естественное состояние. В этом смысле наша дипломатическая служба более консервативна, инерционна, чем, к примеру, ее западные аналоги, традиционно черпающие для себя ресурсы из сферы науки и даже бизнеса. Однако, движение в этом направлении — объективная потребность, вытекающая из самой логики эволюции современного общества.

Дальнейшее развитие МГИМО-Университета как научно-образовательного центра мирового уровня требует организационной среды, в которой новые научные идеи и разработки превращаются в учебные курсы, а также трансформируют методы преподавания. В этом контексте ИМИ как центр интеграции науки и образовательного процесса имеет следующие задачи: 1) определение наиболее перспективных направлений развития социальных наук и, соответственно, эволюции образовательного процесса в Университете; 2) концентрация усилий ведущих ученых и преподавателей МГИМО на этих перспективных направлениях; 3) ускорение синтеза науки с образовательным процессом.

Движение в этом направлении позволит выйти на внедрение в Университете крупных междисциплинарных инновационных исследовательско-образовательных программ, призванных, с одной стороны, существенно продвинуть развитие ряда важнейших направлений науки, а, с другой, способствовать подготовке в МГИМО высококвалифицированных, конкурентоспособных не только в масштабах нашего государства, но и на мировом уровне специалистов, вносящих заметный вклад в процессы модернизации России.

Цели ИМИ могут показаться амбициозными. Но, как учит жизнь, без постановки крупных задач можно долго топтаться на месте, даже не замечая этого. МГИМО-Университет привык жить по другим законам, добиваясь достижения поставленных ориентиров. Тем более, когда эти ориентиры полностью совпадают с вектором развития государства.

Полезная информация. В 2009 года Институтом международных исследований было подготовлено более 70-ти работ, в том числе: аналитических записок для МИД России — 45, публикаций в сериях «Книги и брошюры ИМИ» — 8, «Аналитические записки ИМИ» — 6, «Аналитические доклады ИМИ» — 2, статей в «Вестник МГИМО—Университета» — 5 и т. д.

C сентября аналитические записки ИМИ на регулярной основе направляются в Администрацию Президента России, Правительство Российской Федерации и в Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

В октября начался ежемесячный выпуск Бюллетеня Центра аналитического мониторинга ИМИ, ведущего в постоянном режиме наблюдение за развитием ряда международных проблем и кризисных ситуаций.

Александр ОРЛОВ,
директор Института международных исследований


243
Распечатать страницу