Учебно-ситуационные центры — система обучения XXI века

11.03.10

Учебно-ситуационные центры — система обучения XXI века

В 2007—2008 гг. в МГИМО была создана уникальная система учебно-ситуационных центров. О целях создания этой системы, а также о ее возможностях и направлениях развития мы попросили рассказать начальника отдела перспективных научно-образовательных разработок Управления инновационного развития Виталия Владимировича Каберника.

Вы являлись одним из основных идеологов и архитекторов проекта учебно-ситуационных центров, разработанных в ходе Инновационной образовательной программы. Каковы основные задачи функционирования этих центров? Как они используются сейчас?

— Ситуационными центрами располагают крупные государственные предприятия типа РЖД, Метрополитена, МИД, ФСБ и т. д., которые позволяют в реальном времени следить за развитием интересующих эти структуры ситуаций. В эти центры стекается вся информация, она обрабатывается, визуализируется и отображается в удобном формате. Так работает классический ситуационный центр. Перед нами стояла задача создать учебные центры, объединить образование и аналитическую работу.

Основная цель создания наших центров заключалась в обеспечении аналитических групп актуальной информацией и возможностями ее автоматического сбора с одной стороны, и предоставлении студентам практической возможности анализировать ситуации и принимать решения, будучи погруженными в информационно насыщенную среду — с другой. Не секрет, что наши студенты получают в большей степени теоретическую подготовку, а мы хотели бы дать им возможность приблизиться к практике.

Мы не могли позволить себе большой штат сотрудников, которые наполняли бы базы данных различной информацией, поэтому центры должны были самостоятельно решать эту задачу, т. е. работать автоматически. Кроме того, мы должны были иметь возможность добавлять в них какие-то данные, чтобы создавать учебные ситуации. Сбор данных, составляющих информационную основу для работы центров, в высокой степени автоматизирован, и это позволяет человеку, задав определенные параметры, положиться на автоматику и не принимать непосредственного участия в процессе. Конечно, собранная информация требует аналитической обработки для экспертно-аналитической деятельности, но в любом случае это сильно сокращает время работы.

В соответствии с потребностями института было решено создать три учебно-ситуационных центра — топливно-энергетический, политико-дипломатический и центр международного маркетинга и рекламы, причем все они оснащены системой видеоконференц-связи. Эта система часто используется для проведения телемостов с зарубежными вузами, а также для проведения имитационного моделирования переговорных процессов в режиме реального времени.

Центры оснащены системой регистрации объективных параметров, т. е. преподаватель может в любой момент просмотреть, что делал студент на своем рабочем месте, а в случае необходимости и взять на себя управление его рабочим местом.

— Для студентов каких факультетов предназначены ситуационные центры в первую очередь?

— Прежде всего, эти центры необходимы для политологов, экономистов и дипломатов, также могут использоваться для совершенствования языковых навыков.

— Какое программное обеспечение установлено в этих центрах?

— Программное обеспечение учебно-ситуационных центров, созданное российскими разработчиками по заказу МГИМО, уникально. Оно позволяет получать и обрабатывать огромный объем информации. Например, вы хотите получить структуру связей какого-то субъекта. Для этого достаточно определенным образом запрограммировать систему и получить данные обо всех его прямых и косвенных связях. Причем система интерактивна, поэтому если мы выберем другого субъекта, то получим его структуру связей.

Возможности анализа связей субъектов и организаций заинтересовали Совет Безопасности РФ, с которым у МГИМО был совместный проект по мониторингу антитеррористической обстановки, так что наши магистранты и аспиранты занимались практической деятельностью, направленной на сохранение безопасности страны.

Учебно-ситуационные центры оснащены еще и дополнительным программным обеспечением, которое называется геоинформационной системой (ГИС). Это база данных, которая позволяет заниматься интерактивной картографией. Правда, она не умеет пополняться сама, «заливать» данные в нее должен человек. Геоинформационная система дает возможность быстро получать карты, составленные по любым заданным параметрам — уровню ВВП, количеству населения, уровню жизни и т. п. Причем привязка может быть не только к странам, но и к любым объектам, имеющим некое положение в пространстве. На карте можно отмечать перемещения человека или объекта и даже проигрывать ситуацию, как анимацию. Можно увидеть процесс изменения границ государств, визуализацию транспортных потоков, строить интерактивные карты и т. д.

Поскольку у нас ведется большая работа по мониторингу разнообразных параметров международной обстановки, привязка к странам и территориям очень удобна. Таким образом, геоинформационная система является основной базой, где сосредоточен большой объем информации.

Еще одной системой ситуационного центра является система моделирования ситуаций. Для ее работы преподавателю или аналитику необходимо создать ситуацию, предполагающую возможность принятия различных решений. Разумеется, каждое решение приводит к определенному комплексу последствий, и таких мест, где необходимо принимать решение, — много. Каждому ключевому месту, где принимается решение, приписывается информационный поток — это то, что получают студенты. Он может быть неполным, кроме того, у каждой группы студентов этот информационный поток может быть своим. После «проигрывания» ситуации преподаватель может показать студентам, где и почему было принято неправильное решение.

Другой режим работы системы моделирования ситуаций позволяет использовать ее для исследователей. Созданную в общих чертах ситуацию надстраивают за счет возможных вариантов развития, а система их визуализирует. Изюминкой системы является ее способность свободно обращаться со СМИ. Информационный поток может быть разбит на объекты и локации. Например, у нас есть большой информационный поток по землетрясению в Гаити, а мы хотим, например, смоделировать ситуацию «наводнение в Москве». Буквально несколькими движениями Гаити заменяется на Москву, а землетрясение на наводнение, а вся остальная информационная насыщенность остается прежней (падежи и прочие грамматические нюансы исправляются автоматически). Словом, система позволяет очень быстро создавать насыщенные информационные блоки, пользуясь уже имеющимися в реальности.

— Много ли в России вузов, которые могут похвастаться подобными учебно-ситуационными центрами?

— Нет. Есть вузы, которые называют то, что у них есть, учебно-ситуационными центрами, но это уже вопрос терминологии. Например, есть центры с подключенными интерактивными картами, в которых можно заниматься практикой принятия решений в нефтедобывающей отрасли. Но это все скорее имитационный тренажер, а наши центры позволяют заниматься не только имитацией, но и работать с реальными данными. Причем не только непосредственно в самих центрах. Дело в том, что в каждом из ситуационных центров около 15 рабочих мест, а вот желающих попасть туда гораздо больше. Для решения этой проблемы мы еще на стадии внедрения виртуализировали мощность системы, так что пользоваться ее возможностями можно из любого компьютерного класса МГИМО.

— Но ведь с таким непростым оборудованием надо еще уметь работать. Вы проводили курсы повышения квалификации для преподавателей МГИМО?

— Ситуационные центры — очень сложные технические комплексы. Когда они появились в МГИМО, были только два человека, разбиравшиеся во всех тонкостях их использования, поэтому мы разработали и провели обучающий курс для пользователей.

В ходе обучения, объем которого составил 140 часов, мы пришли к пониманию того, что курс надо выстраивать модульно и давать преподавателям те модули, которые им действительно нужны. В дальнейшем мы планируем проводить подобные курсы регулярно.

— Насколько активно преподаватели используют возможности этих центров в своей практике?

В настоящее время центры используются не так активно, как хотелось бы, потому что существует организационная проблема. Она заключается в том, что использование ситуационных центров в образовательном процессе требует наличия адаптированных учебных курсов. После проведения программ повышения квалификации для преподавателей должно пройти некоторое время, пока будут разработаны и внедрены соответствующие учебные курсы. Цикл внедрения любого курса достаточно велик, поэтому это не удается делать очень быстро, тем более что для проведения полномасштабных курсов требуются помощники (то, что в западной традиции является институтом тьюторов). Так что это дело не одного дня. Но за год, я полагаю, эта проблема будет решена. Тем более что в рамках Инновационной программы было разработано несколько интерактивных модулей, и их уже сейчас можно адаптировать, так как технических проблем для этого нет. Единственная проблема — это внедрение, с которым у нас зачастую возникают разные сложности. Надеюсь, что они буду решены в самом ближайшем будущем.

Беседовала Елена БАЛАШОВА,
Управление инновационного развития


59
Распечатать страницу