Деловая игра: взгляд изнутри

12.04.10

Деловая игра: взгляд изнутри

Студенты 4 курса Факультета политологии приняли участие в видео-тренинге, который проводился в рамках курса «Ведение международных переговоров. Практикум».

Проблемой высшего образования является разрыв между теоретическими знаниями и практическими компетенциями. Отчасти сократить этот разрыв — одна из основных целей курса «Ведение международных переговоров. Практикум».

В начале этого курса студенты получают теоретические знания по технологии ведения переговоров. Затем следует серия игр для отработки практических умений. В практической деятельности важным является умение адекватно использовать невербальные средства общения — мимику, жесты, интонации. В противном случае получается, что говорит человек одно, а демонстрирует совсем другое (кстати, доверяют обычно последнему). Для обучения навыкам практической деятельности, в том числе коммуникативным компетенциям, включающим невербальные аспекты, используется видео-тренинг, позволяющий по его окончании просмотреть запись и проанализировать ее.

С этими целями 9 апреля студенты 4 курса факультета политологии приняли участие в деловой игре, которая проводилась в рамках курса «Ведение международных переговоров. Практикум». Инновационный курс разработан доктором политических наук, профессором, заведующей кафедрой мировых политических процессов М.М. Лебедевой и ориентирован на прикладной характер, что предусматривает широкое использование в учебном процессе методов активного обучения. (Не так давно в интервью с М.М. Лебедевой «Деловые игры: синтез аналитических и коммуникационных компетенций» мы обсуждали использование методов активного обучения в учебном процессе).

В ходе состоявшейся игры студенты отрабатывали практические навыки ведения международных переговоров. Деловая игра «Пандория», автором которой является начальник отдела научных проектов П.А. Демидов, специально разработана для развития ключевых компетенций участника многосторонних переговоров.

В игре участвовали две группы студентов, каждая из которых затем разделилась на пять команд. По сценарию каждая группа представляла собой участников международных переговоров, которые приехали на встречу из пяти стран (по 2 человека от каждой страны) и должны урегулировать сложный международный конфликт. По мнению автора игры, в составе каждой команды переговорщиков должно быть не менее двух человек, так как «цель игры состоит не только в том, чтобы достигнуть межкомандного консенсуса по спорным вопросам, но также и внутрикомандного, что является необходимым условием для эффективного проведения переговоров в реальной жизни».

В начале игры преподаватель кафедры мировых политических процессов, кандидат политических наук Е.С. Зиновьева определила, какая из пяти команд в каждой группе будет председательствующей, при этом усложнила ход игры, назначив в первой группе председателем представителя той страны, которая по сценарию должна сорвать переговоры. Во второй группе, наоборот, председательствующей была выбрана команда, заинтересованная в успехе переговоров.

Затем каждая команда получила в письменном виде инструкции, где изложено описание вымышленной страны, представителями которой они являлись, историю конфликта, цель переговоров и другие необходимые факты. В течение 5 минут участники изучали материалы, далее председательствующие согласовали с каждой страной ее позицию. Важно отметить, что студенты получают всю информацию об игре за 5 минут до ее начала. Как объяснила Е.С. Зиновьева, «эта информация „конфиденциальная“, и если разослать ее заранее по электронной почте, то студенты могут обменяться сценарием и не получится такой интересной игры».

Затем последовали два раунда переговоров. Во время первого раунда стороны познакомились друг с другом, внимательно выслушали позиции участников встречи, наметили точки совпадения интересов. Затем во время перерыва команды уже кулуарно согласовывали свои позиции по принципу общности интересов. Во время второго раунда некоторые «представители стран» уже выступали единым блоком.

По итогам переговоров вторая группа пришла к консенсусу, который оформила в виде соглашения по всем спорным вопросам. Первая группа пришла к решению, что переговоры не удались (именно та группа, где председатель был заинтересован в срыве переговорного процесса), но договорились о проведении дополнительного раунда, уже без председателя.

Хотелось особо отметить, что все студенты принимали самое активное участие в переговорном процессе: аргументировано отстаивали свои позиции, внимательно выслушивали выступления представителей других «стран», искали пути для решения конфликта и прорабатывали возможности будущего сотрудничества.

Во время игры шла видеосъемка. Видеоматериалы затем будут направлены по электронной почте участникам игры, которые проанализируют ее ход и итоги, а результаты аналитической работы изложат в виде эссе. На следующем занятии предполагается обсудить результаты и изучить материалы видео-тренинга уже вместе с преподавателем.

Кафедра мировых политических процессов выражает благодарность подразделениям Университета, оказавшим содействие в подготовке деловой игры, и надеется на дальнейшее сотрудничество при проведении подобных практикумов.

Управление инновационного развития,
Кафедра мировых политических процессов


35
Распечатать страницу