Кембриджский опыт бакалавра МГИМО

07.07.10

Кембриджский опыт бакалавра МГИМО

Кембриджский опыт бакалавра МГИМО

Кембридж — абсолютно другой мир. 800 лет совершенствования приносят свои плоды. После четырёх лет бакалавриата МГИМО интересно было сопоставить системы преподавания и контроля знаний, стиль общения профессоров и студентов, интенсивность обучения и объем заданий, задачи.

Все начинается с выбора курсов. В Кембридже нет списка обязательных дисциплин, но установлено минимальное количество курсов, которые студент должен выбрать. В целом такая «свобода выбора» типична для западной системы магистерского образования и позволяет выбрать именно те курсы, которые наиболее интересны и важны для будущей карьеры (без четкого понимания, что и зачем нужно, обучение в Кембриджской магистратуре не имеет смысла). Еще до начала занятий начинается интенсивная подготовка. К каждому курсу есть список обязательного подготовительного чтения. Как правило, новые и новейшие исследования по предмету. Прочитать нужно все и обязательно. Это не преувеличение. Иначе курс абсолютно непонятен: преподаватель стартует с того места, где заканчивается последняя книга.

За основу принята система лекций и семинаров, но проводятся они иначе. Лекции построены на общении профессора со студентами и читаются в относительно небольших группах (10–20 человек, которые выбрали этот курс), тема лекции известна заранее. Так же как и список литературы, который необходимо прочитать до лекции. Список состоит из нескольких книг, статей, аналитических заметок и т. д. Если всю эту литературу досконально не проработать, на лекцию можно не идти, так как преподаватель не объясняет материал, а комментирует его. В начале лекции профессор раздает подробный план своего выступления, с использованными цитатами и библиографией. Поэтому можно сосредоточиться не на конспектировании лекции, а на аналитическом восприятии презентации (однако почти все студенты записывают лекции на аудио, чтобы ничего не пропустить). Профессор постоянно находится в контакте с аудиторией, и нередко возникают расхождения во мнениях между студентами и профессорами или между группами студентов. Формат лекций предусматривает время для дебатов, обсуждения или спора, а сами профессора нередко признают, что во время лекции они стремятся подхлестнуть новые идеи, «спровоцировать» магистрантов на обсуждение разных мнений и гипотез на основе заранее прочитанных к лекции книг или свежих идей, возникших уже во время выступления профессора.

На семинарах (в группах по 4–6 человек) дискуссия продолжается, подкрепленная новой, еще большей «порцией» книг и статей. Если лекция — это профессорская «провокация», то семинар — «мозговой штурм», который обычно длится 2 часа и часто продолжается уже после официального окончания семинара в саду какого-нибудь из кембриджских колледжей или в пабе. Профессор обычно следит за дискуссией и лишь изредка высказывает свое мнение. Помимо традиционных лекций и семинаров, многие профессора предлагают дополнительный формат занятий: серии мастер-классов и совместные культурные мероприятия с дальнейшим обсуждением полученного опыта. Например, в этом году по курсу War and Society in World Politics профессор Тарак Баркави по вечерам показывал серию тщательно подобранных фильмов о корейской и вьетнамской войне с последующим анализом и обсуждением увиденного с научной точки зрения.

Кембриджский формат лекций-семинаров-мастер-классов становится успешным в том числе потому, что магистратура здесь не учебный, а исследовательский институт: магистранты уже свободно оперируют необходимыми фактами, понятиями и гипотезами, имеют опыт практической и научной работы. Учебники в нашем понимании отсутствуют («учебным» институтом в Кембридже является бакалавриат), а место учебных пособий занимают книги, монографии, статьи, научные теории и — особенно — собственные аргументированные предположения и исследования.

В Кембридже не стоит задача что-то выучить в рамках конкретной дисциплины. Знания есть у всех. Одних знаний здесь мало — необходимо их свободное, оригинальное применение. На экзамене не спрашивают имена, даты, термины… В середине семестра нет срезов из тестов с несколькими вариантами ответов. У профессоров нет задачи проконтролировать знание фактов: оно ожидается и подразумевается. К экзаменам никогда не дается перечень вопросов, нет вообще понятия экзаменационных билетов. Как будет сформулирован вопрос — не знает никто. Каждый год все по-разному. Заучивание материала, списывание невозможно, потому что здесь другой подход к образованию: магистрантов спрашивают о том, что они думают, и смотрят на логику, глубину изложения материала, аргументированность и целостность ответа. Потому что использование доказательств — и есть демонстрация знаний. Предпочтение отдается письменным работам в течение семестра и письменным экзаменам в сессию, так как в письменной работе (essay) в несколько тысяч слов (стандартно 2, 4, 6 и 8 тысяч слов) по каждому курсу появляется возможность продемонстрировать понимание темы, высказать и доказать собственные гипотезы.

Все письменные работы без исключения читают 3 профессора: непосредственно преподаватель, специалист по данной тематике из департамента Кембриджа, и обязательно независимый эксперт из другого университета Англии (для Кембриджа, как правило, Оксфорд). Каждый выставляет свою оценку, итоговый балл — средний из этих трех. Если рецензенты сильно разошлись в оценке работы, студента вызывают для устной защиты своего essay.

Экзамены четко ограничены по времени и количеству слов. График итоговых экзаменов утверждается за год вперед. Такова традиция. Иногда может случиться, что в один день будет два экзамена в зависимости от выбранных курсов. Пересдать неудачно написанную работу или заваленный экзамен нельзя. Первая и единственная оценка идет в диплом. Если в итоге не набирается определенная сумма баллов, степень магистра не присуждается, университет выдает лишь сертификат о том, что прослушан конкретный перечень курсов, написана диссертация. И всё.

В ответ на свои работы магистранты получают очень обширный feedback. На имя студента приходит письмо, в котором профессор подробно разбирает сильные и слабые стороны сданной работы, высказывает мнение о том, как можно улучшить цепь доказательств выдвинутой гипотезы и сделать работу сильнее. При желании магистрант может свободно встретиться с профессором и обсудить работу. Вообще профессора в Кембридже доступны по электронной почте, телефону — все в открытом доступе. С ними можно встретиться и поговорить на любую тему в рамках курса, они с интересом воспринимают предложения и гипотезы магистрантов и готовы помогать перспективным студентам своим советом. Но есть четкие правила: например, можно обсудить с профессором тему работы и схематично пункты плана, но он никогда не будет смотреть даже черновой вариант текста. Полная самостоятельность.

Семестров в Кембридже три. Занятий много. Помимо выбранных предметов есть обязательный курс по методологии исследования, однако и здесь есть выбор: из 12 модулей нужно выбрать 8. Каждый модуль завершается своим экзаменом и написанием большой итоговой работы.

При написании магистерской диссертации необходимо привнести в научно-исследовательский мир кардинально новую мысль, новую гипотезу, а не красиво повторить или обобщить то, что уже известно. Тема должна быть именно новой. Конечно, такая система строится на абсолютно четком понимании и знании как фактов, так и предыдущих исследований, которое достигается за счет огромных объемов литературы и интенсивных самостоятельных исследований.

Некоторые детали, список курсов и литературы меняются каждый год или раз в несколько лет. Тоже традиция. Ведь Кембриджу уже пошел 801-й год!

Дмитрий ЧЕРНОБРОВ


107
Распечатать страницу