Информационно-издательские программы: постоянное движение

22.07.10

Информационно-издательские программы: постоянное движение

Александр СЕРЕГИНМы продолжаем разговор, начатый проректором по научной работе А.И. Подберезкиным, о задачах и проблемах, стоящих перед ведущими подразделениями Университета. Тему продолжает директор Дирекции информационно-издательских программ А.В. Серегин.

Конец учебного года, которым принято отмечать вехи работы нашего Университета, для издателей, редакторов и информационщиков — время интенсивной нагрузки. С одной стороны, вроде, опустели аудитории и коридоры, резко снизился поток деловых бумаг, а с другой — его величество информационное пространство на электронных и бумажных носителях требует каждодневного профессионального внимания и участия. После создания Дирекции информационно-издательских программ в конце прошлого года обустройство печатного и электронного пространства Университета, проведение информационной политики Университета стало ее основной задачей.

Прежде всего, нам было необходимо с самого начала осознать и нормативно представить уровень нашего понимания вопросов, поставленных перед Дирекцией. Нельзя сказать, что наша работа началась с чистого листа. Напротив, многое в Университете было уже сделано и начато. Нашей главной задачей стало правильно ухватить вектор развития и не навредить складывающейся новой информационной политике Университета. Тем более, что эту новую информационную политику предстояло уложить в рамки всевозможных нормативных новелл, систематизируя уже сделанное и намечая этапы и направления дальнейшего развития. За первое полугодие Дирекция создала восемь (!) базовых документов, которые легли в основу ее дальнейшей практической работы. Это положения о самой Дирекции, о нашем журнале «Вестник», о редакционно-издательском Совете, об электронной библиотеке и другие, о которых можно было бы сказать и одной строчкой, если бы не огромное количество потраченного времени и приложенных усилий всего коллектива Дирекции. Как правило, эту работу не замечают и считают ее как бы приложением. Однако усомнюсь в успешности любой деятельности, не основанной на четкой нормативной базе, организующей эту деятельность.

Первым материальным свидетельством перемен стал выпуск нашего журнала «Вестник МГИМО-Университета» в новом полиграфическом формате, с новым редакционным и научным советами. Но главным завоеванием журнала стало его содержание, все более публицистичное и более созвучное с высоким научным потенциалом Университета, с уровнем и глубиной научных дискуссий в стране. Убедительно и точно охарактеризовали эти положительные изменения наши известные и уважаемые университетские ученые С.А. Кравченко и Д.В. Стрельцов. Да и не только они. Многие российские авторитетные ученые (академики Кокошин, Чубарьян) и политики высказываются о журнале как о лучшем в стране периодическом научном издании. По словам многих коллег по научному цеху, о журнале всерьез заговорили как об информационно-издательском продукте, ставшим заметным явлением в научной и общественной жизни страны.

За свою недолгую историю в новом формате журнал опубликовал 130 материалов (из них — 22 аспирантские работы) на полутора тысячах страниц. Это в два раза превышает объем всего того, что печаталось в журнале раньше за тот же срок. Иными словами, нагрузки на творческих, научных и технических работников, сопровождающих работу над журналом, также увеличились вдвое. Замечу в этой связи, что подобного рода и объема издания готовятся штатными редакциями от 30 и более человек. У нас же две штатные единицы и, что не может не радовать, огромное количество сподвижников почти на общественных началах создают продукт высокого научного уровня. В феврале—апреле 2010 года во взаимодействии с Комиссией по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России половина членов редколлегии журнала участвовала в издании 6-титомника «65 лет Великой Победы» объемом более 300 печатных листов. Идею подготовить такой труд высказал на совещании А.И. Подберезкин и, поначалу, к ней было даже страшно привыкать. Уж больно неподъемными показались трудности реализации этого проекта к 9 мая. Сегодня они позади, и нам есть чем гордиться: шеститомник вышел и стал без преувеличения заметным событием в общественной и научной жизни страны. От идеи до реализации прошло всего два с половиной месяца. Десятки откликов и рецензий, размещенных в нашей периодике и в других массовых средствах, положительно и с благодарностью к Университету оценили его появление.

Интерес к журналу продолжает расти в Университете и за его пределами. Нам постоянно звонят из различных организаций с просьбами подвезти, зарезервировать, оставить на проходной и т.д. очередной номер журнала. Уже сегодня у журнала нет проблем с авторами, подготовившими для него материалы. Их набралось на несколько номеров вперед. В подавляющем большинстве авторы работают и учатся в нашем Университете.

Не будет преувеличением сказать, что продукт создан. Теперь на первый план выдвигается задача по его распространению и подписке. Первые результаты и первые подписчики уже есть. Но здесь усилий одной Дирекции недостаточно. Как свидетельствует практика, «раскрутка» научного издания тянется порой годами. Мы не теряем надежды, что при поддержке Университета смогли бы сделать это гораздо быстрее. Тем более что ни один наш сотрудник, преподаватель, аспирант, магистрант и студент не подписан на «Вестник». Интерес к своему научному журналу и разнообразное участие в расширении его содержания — свидетельство высокого интеллектуального потенциала научного сообщества Университета. Поэтому надеемся, что в ближайшем будущем подписка на наш журнал будет прирастать и среди сотрудников нашего Университета.

С недавних пор стал выходить на регулярной основе обновленный «Международник». Вернее тот, к которому привыкли старожилы Университета. Они заметили и отметили, что газета, наконец, стала газетой, уйдя от лубка и глянцевой бумаги. Расширился объем газеты до 16 полос (это почти 80 страниц печатного текста), возросло количество публикуемых материалов примерно до 40–50 в номере. Но главное, она превратилась в добротную площадку для студенческой журналистики, для получения необходимого опыта и навыков работы в настоящей, почти профессиональной газете, в которой нет запретных тем, но существует ответственность за сказанное слово.

Действительно, сегодня газета верстается на профессиональном уровне и, как, особо не захваливая, но и признавая несомненные достижения редакции, отмечают серьезные газетчики — «в „Международнике“ есть, что почитать». Пожалуй, сегодняшний новый «Международник» — это наилучший ответ на звучавшие одно время сомнения, мол, нужна ли газета Университету вообще. Убежден, что такая газета, которую мы сейчас выпускаем, нужна и студентам, и Университету.

Современная газета не заканчивается таблоидом в бумажной версии. Конечно же, мы рассчитываем на продолжение газеты в электронном формате на нашем портале. Потребуются люди и не только сподвижники, но и штатные сотрудники. Кстати, в прошлые времена 4-х полосный «Международник» отрабатывали 4–5 штатников. Сегодня увеличенную в четыре раза нагрузку несет на своих плечах половина штатной единицы.

В наши дальнейшие планы развития газеты входит расширение авторского состава вплоть до работников центрального аппарата нашего министерства, повышение качества печатаемых материалов без скидок на студенческий уровень и, наконец, регистрация издания как печатное СМИ. Однако следование по этому пути нуждается в значительной организационной поддержке. В ближайшее время мы попробуем предложить создать вокруг газеты общественный совет из авторитетных в нашем Университете ученых и преподавателей. Чтобы, проанализировав на его уровне стоящие перед газетой проблемы, предложить путь к их решению, чтобы, как это делается в серьезных периодических изданиях, регулярно рассматривать основные направления публикаций и планировать их появление. Чтобы еще больше объединить студентов-подвижников печатной журналистики, мечтающих создать и работать в значимой для страны и общества газете.

Осенью 2009 года mgimo.ru был зарегистрирован как средство массовой информации. Пожалуй, с этого момента работа над порталом приобрела системный характер, что позволило в кратчайшие сроки сделать его одним из лучших университетских порталов страны.

Активная работа положительно отразилась на посещаемости портала МГИМО. По данным Google Analytics, по сравнению с прошлым учебным годом количество визитов на портал увеличилось на 35% (с 2-х млн. визитов до 2,7 млн.). Наши посетители стали активнее использовать портал и проводить на нем больше времени — средняя длительность пребывания на сайте увеличилась на 20%. К концу учебного года посещаемость составляла в среднем 11–12 тыс. визитов в день. Портал МГИМО находится в лидерах вузовских рейтингов посещаемости Mail.ru и SpyLOG/Openstat.

Ныне посетители интернет-ресурсов МГИМО могут получить намного более полную картину жизни Университета из новостных блоков, прочитать экспертные комментарии ведущих ученых МГИМО в специальных рубриках: «Эксперты» и «Реплика в СМИ» — разделы обновляются ежедневно. Также у посетителей есть прекрасная возможность поработать с мультимедийной информацией, представленной на видеоканале МГИМО на YouTube.com. Университет, по отзывам пользователей, имеет один из лучших образовательных каналов среди российских вузов. Он регулярно обновляется, профессионально оформлен и структурирован. На YouTube представлены видеолекции на различных языках, студенческие работы и новостная информация. Каждый день у канала появляются новые подписчики.

Значительной переработке подверглась внутренняя структура основного портала МГИМО. Главный рубрикатор был изменен согласно основным пользовательским запросам. Повысилась внутренняя связность портала, что позволило полнее представлять информацию не только о кафедрах, но и об отдельных сотрудниках Университета. Управление интернет-политики постоянно работает над улучшением навигации внутри портала МГИМО. На главной странице регулярно появляются новые элементы: блоки «Анонсы», «Новые издания МГИМО» и «Реплика в СМИ», «Инновационное развитие», «Эксперты МГИМО», «Благодарности» и многое другое.

На базе основного портала совсем недавно был создан сайт Совета землячеств МГИМО. Он полностью интегрирован с основным порталом, что позволяет студентам эффективно участвовать в наполнении mgimo.ru и лучше представлять свою работу в интернет-пространстве. Найденное для sovzem.mgimo.ru решение также позволило разгрузить работу редакторов основного портала МГИМО.

Подобным образом были реализованы и другие сайты: очень важный для нас интернет-проект, посвященный 65-летию Великой Победы, проект о тридцатой годовщине ввода войск в Афганистан и сайт Фонда развития МГИМО.

На сайте victory65.mgimo.ru опубликованы уникальные материалы из шеститомного приложения к «Вестнику МГИМО», результаты научных исследований сотрудников Университета, представлены архивные материалы. Были разработаны также новый сайт «Вестника МГИМО» и сайт 6-го Конвента Российской ассоциации международных исследований (РАМИ).

Основной проблемой в данный момент является нехватка кадров. Поэтому медленно продвигается создание английского варианта сайта МГИМО, мало времени остается на непосредственную работу с учебными подразделениями, слабо развиваются сервисы Личного кабинета. И, тем не менее, осенью мы задумали своими силами разработать новый макет главной страницы и всего портала в целом, учтя соответствующий опыт ведущих мировых университетов.

К сожалению, большую озабоченность сегодня вызывает ситуация, складывающаяся в редакционно-издательском комплексе Университета. Казалось бы, ничего особенного не происходит. Как и прежде, в летние сезоны, идет напряженная работа по подготовке к печати и изданию к новому учебному году огромного количества рукописей учебно-методологического характера. Как и прежде, в это время, работа носит авральный характер. Например, за последний месяц редакторски и корректорски отработано более 40 рукописей, и они отправлены в типографию, а порядка 20 учебников еще находится на редакторских столах. Как и в прежние годы, издательство и типография не подведут Университет, и учебники выйдут вовремя. Но на одну деталь все же следует посмотреть попристальнее.

По расчетам специалистов, максимум названий работ, который может пройти через наше узкое горло допечатной подготовки, не превышает 150 названий в год. Трое наших редакторов и корректор объективно не способны (а они это делают!) проработать три с половиной тысячи (!) учетно-издательских листов, которые значатся в плане на 2010 год, по очень простой причине. Они могут обеспечить по нормам еще советских времен от 10 до 15 печатных листов в месяц. Выработка корректора — 50–55 печатных листов. Нормы эти никем не отменялись. Таким образом, нагрузки на исполнителей этих работ в несколько раз превышают предписанные по нормам и продолжают расти. Каждый год план печатной продукции Университета прибавляет 15 процентов и в текущем году составил 405 названий.

Тут еще офсетная машина в нашей типографии вышла из строя. А на ней мы печатаем все то, что по тиражу превышает 400–500 экземпляров. Починить ее специалисты не берутся. Она уже несколько лет как снята с производства. Нужна новая. Она стоит дорого. Но иначе даже бланки для Университета тиражом 2–3 тысячи экземпляров мы сейчас напечатать не сможем. Если еще и цифровая техника откажет, то к новому учебному году мы точно придем без части учебников.

Список проблем, стоящих перед редакционно-издательским комплексом Университета, перечисленными, конечно же, не ограничивается. Однако уже в этом году мы планируем начать две новые издательские серии: «Мгимовские чтения» и «Учебники МГИМО (У)» с тем, чтобы продолжить систематизацию нашей издательской продукции, чтобы повысить ее узнаваемость и коммерческую привлекательность. По нашему видению, серия «Мгимовские чтения» сможет объединить наиболее яркие имена российских ученых и мыслителей, вклад которых в развитие социогуманитарных наук очевиден и прошел научную и общественную экспертизу. Авторами этой серии, конечно же, будут ученые нашего Университета, произведения которых затрагивают приближенные к общественным интересам темы, трактуются ими в рамках инновационных подходов и представляют несомненное дополнение к состоявшимся научным и политическим представлениям.

Говоря о повышении коммерческой привлекательности нашей книжной продукции, нельзя не отметить, что работа нашего редакционно-издательского комплекса значительно оторвана от конечного этапа книжного дела — книжной торговли. Сторонние книготорговые организации, с которыми нам приходится взаимодействовать, прибегают к значительным торговым наценкам от 70 до 120 процентов. Даже в Университете цены на нашу продукцию у сторонних контрагентов отпугивают покупателей. Поэтому расширение своего книгораспространения видится закономерным на базе нашего отдела реализации. Идя по этому пути, за неполный 2009 год организованная нами книжная торговля принесла Университету 800 тысяч рублей. За первый квартал текущего года получено 600 тысяч рублей. Наша торговая наценка составляет всего 20 процентов, и потому книги для студентов и преподавателей обходятся почти вдвое дешевле. Мы и в дальнейшем не собираемся снижать активность в направлении развития своего книгораспространения.

Александр СЕРЕГИН, директор
Дирекции информационно-издательских программ


191
Распечатать страницу