«Нам нужны аспиранты, которые видят свое место на кафедре»

19.08.10

«Нам нужны аспиранты, которые видят свое место на кафедре»

Продолжаем цикл материалов, посвященных аспирантуре в нашем Университете. На вопросы об аспирантуре по специальностям 230002 — «политические институты и процессы» и 230004 — «политические проблемы международных отношений и глобального развития» ответила заведующая кафедрой политической теории, Заслуженный деятель науки РФ Татьяна Александровна Алексеева.

Татьяна Александровна, расскажите в общих чертах, что отличает аспирантуру на Вашей кафедре? Кому бы Вы советовали туда поступать?

Начну с того, что вопреки всем разговорам о том, что сейчас выпускники в большей степени сориентированы на практическую деятельность и наукой не интересуются, за одиннадцать лет моего руководства кафедрой ни разу не выпадало года, когда не было бы большого конкурса в аспирантуру — он есть всегда.

Как Вам известно, в аспирантуре по нашей кафедре обучение происходит по двум специальностям: 230002 — «политические институты и процессы» и 230004 — «политические проблемы международных отношений и глобального развития». Мы советовали бы поступать на них, прежде всего, тем ребятам, у которых есть склонность к научным исследованиям и которые ощущают в себе наличие интереса к методологии и теории в целом. А скорее даже не столько интереса, сколько определенного склада ума.

Как правило, человек понимает, есть ли у него склонность к науке еще в процессе написания курсовых работ, т.е. это к 3–4 курсу. И здесь должен играть роль не личностный момент — выбрал такого-то преподавателя, а именно интерес к определенного типа мышлению, в том числе — политическому мышлению. Мы берем к себе выпускников разных магистратур, поэтому какую из них окончил потенциальный аспирант, не столь уж важно. Хотя не могу не упомянуть, что у нас есть совместный проект с факультетом Международной журналистики — магистратура, которая называется «Информационное обеспечение деятельности властных структур». Даже по названию чувствуется, что здесь присутствует и журналистика, и политология. И вот как раз политологическую составляющую мы обеспечиваем силами нашей кафедры.

Ну и, конечно же, люди, которые писали по нашей кафедре курсовые и дипломные работы в бакалавриате Факультета политологии, а также магистранты, т.е. те, кто был связан с нашей кафедрой в течение нескольких лет, чаще всего приходят теперь уже в качестве аспирантов.

А какой конкурс в Вашу аспирантуру, если не секрет?

По-разному, были годы, когда было 4–5 человек на место. Бывает три человека на место, но меньше трех я не помню.

А много ли аспирантов именно из МГИМО? Ведь в аспирантуру могут прийти и выпускники других вузов…

Большинство. Это не значит, что мы не берем «немгимовцев» — берем и с большим удовольствием, особенно, когда они сильные и мотивированные. Есть у нас одна такая аспирантка — Лена Неупокоева, мы даже выдвинули ее на президентскую стипендию. Лена окончила Тюменский государственный университет. Очень организованный и трудолюбивый человек. У меня есть ощущение, что из нее получится толк. Кого-то из аспирантов, прибывших к нам из других вузов, мы даже оставляем на кафедре. Могу назвать двоих таких выпускников нашей аспирантуры, получивших высшее образование в других вузах, — это Сергей Сергеевич Судаков и Иван Николаевич Тимофеев. Мне кажется, что у них дело уже пахнет докторскими.

Но из МГИМО, надо сказать, все-таки идет основная масса аспирантов. Это вполне понятно, потому как это особенность нашего Университета. Люди учатся здесь, смотрят и выбирают, и когда они осознают свою склонность к теоретическим исследованиям, то, естественно, они идут к нам.

Часто ли вчерашние аспиранты остаются на кафедре?

Желающих остаться намного больше, чем тех, кого мы в итоге берем к себе. Например, есть люди, которые приходят в аспирантуру, чтобы быстренько защититься и сразу углубиться в бизнес или политику. Чаще всего они работают с нами в виде соискателей, потому что видят свое будущее где-то в другом месте. Люди, которые поступают, ставя перед собой научную задачу, особенно те, кто идет в очную аспирантуру, они, как правило, рассматривают возможность остаться на кафедре. Но проблема в том, что они не всегда адекватны тем задачам, которые мы перед собой ставим. Поэтому на самом деле остаться здесь не так просто, для этого от человека требуется наличие целого ряда качеств.

Кроме того, я должна сказать, что мы не препятствуем тому, чтобы аспиранты, а в дальнейшем совмещали работу здесь с какими-то другими видами деятельности. Ничего страшного в этом нет, это наоборот обогащает, позволяет людям узнать какие-то вещи на практике и т.д. По такому пути идут очень многие — это сотрудничество в разнообразных аналитических центрах, консультативная работа — самые разные варианты.

По Вашему мнению, какое значение имеет для нашего Университета модернизация аспирантуры?

Долгое время Болонский процесс, в который включился наш Университет, не затрагивал аспирантуру. И вот сейчас, как мне кажется, произошел определенный поворот, и аспирантуру мы тоже начинаем выстраивать если не по образцу Болонского процесса, то, по крайней мере, следуя определенным его принципам. Дело в том, что в Европе, на родине Болонского процесса, нет единого стандарта аспирантуры. Один стандарт в Англии, другой — во Франции, третий — в Германии, четвертый — в Бельгии и т.д. Но есть определенные общие принципы.

Первый из них заключается в следующем: аспирант должен учиться, не во всем опираясь только на самостоятельную работу. Поэтому со следующего года мы вводим целый ряд курсов, которые будем читать специально для аспирантов. Ребята будут сдавать зачеты по этим курсам и, соответственно, тем самым более углубленно готовиться к сдаче кандидатского минимума. С нашей точки зрения это очень сильно поможет им в написании хорошей кандидатской диссертации — не просто какой-то отписки, а действительно серьезной работы. Эти курсы мы уже продумали и выстроили.

Приведу такой пример: я намереваюсь читать курс, который будет называться «Внешнеполитические дискурсы». О чем идет речь? Важен не просто факт, а попытка ответить на вопрос «Почему принято то или иное решение». В конце концов, люди, которые принимают решения, — политики — являются плодом своей собственной политической культуры, своих традиций, прочитанных книг, впечатлений и т.д. Мы никогда не сможем спрогнозировать с полным основанием, как себя поведет Барак Обама, до тех пор, пока мы не поймем, как он мыслит. Сначала мышление, затем решение, а не просто решение. В том, чтобы подготовить все это в рамках магистратуры, мы не видим большого смысла, потому как магистры все-таки ориентированы в большей степени еще на практику, но человек, который в будущем станет научным работником должен научиться мыслить по-особенному.

Курсы будут посвящены, кроме того, методологии исследования. Их цель — избавиться от распространенной «болезни» начинающих ученых, т. е. перестать в авторефератах перечислять все методы, о которых аспирант когда-либо слышал, и якобы все их использует, а действительно научить ими пользоваться и идти дальше в разработке методологии науки.

Мы надеемся, что аспирантура в итоге такой модернизации изменится к лучшему — станет более насыщенной и глубокой по своему содержанию.

Насколько разнообразные темы выбирают аспиранты для своих диссертаций?

Во-первых, существует определенный план научной работы Университета. У кафедры есть свои собственные интересы, и мы очень часто корректируем то направление, которое изначально выбирает аспирант. Конечно, никто его не будет заставлять заниматься тем, что ему неинтересно. Но мы можем откорректировать его тему таким образом, что она будет интересна и кафедре и Университету в целом, а не только ему. Сильно ошибаются аспиранты, которые приходят в аспирантуру, чтобы быстренько решить свои вопросы и убежать — нам такие не нужны.

Мы нуждаемся в аспирантах, которые видят свое место в науке, свое место в Университете и которые планируют в дальнейшем также заниматься исследовательской и аналитической работой, ну и плюс преподаванием, конечно. Но есть здесь еще одно маленькое условие — надо студентов любить. Любить с ними сидеть, тратить на них время, заниматься с ними, разговаривать с ними. Разговор — это же безумно важно, причем иногда даже на личные темы. Это тоже вопрос воспитания и образования.

Последний вопрос — как поступить в аспирантуру?

Написать хороший реферат, сдать язык, философию и специальность. Но самое главное — установить контакт с кафедрой, прийти и продемонстрировать нам свои научные интересы, многие, кстати, приходят с уже готовыми публикациями. А дальше — вперед! Все зависит только от вас!

Беседовала Яна СМИРНОВА,
Управление интернет-политики


461
Распечатать страницу