Информационно-издательские программы реализуются

08.01.11

Информационно-издательские программы реализуются

Для Дирекции информационно-издательских программ и подразделений, в нее входящих, а это издательство, типография, Управление интернет-политики и Вестник, прошедший год стал, пожалуй, весьма плодотворным. Удалось создать новую систему управления и взаимодействия. Смогли подвести под нее достаточно серьезную и понимаемую нормативную базу. Двенадцать новых документов регламентируют сегодня работу этих подразделений, и административное строительство не окончено. «На выходе», как говорится, еще несколько норм, и в том числе основополагающий для издательского дела Регламент, проект которого мы впервые разместили на главной странице для заинтересованного обсуждения и откликов тех, кто пишет, и кто может содействовать лучшему обустройству университетского издательского дела.

Работа издательства «МГИМО-Университет» была не только замечена в прошлом году, но и отмечена дипломами сразу в трех номинациях на самом престижном международном конкурсе «Университетская книга 2010». Оговорюсь, при всем моем уважении к прошлым заслугам наших издательских работников, три диплома сразу мы получили впервые. Могли получить и четвертый, но по объективным причинам (помните — сломалась одна машина, вышла из строя вторая) не удалось вовремя довести до конца уже начатое. Зато мы знаем теперь наверняка, что получим-таки четвертый диплом в будущем и знаем, за что получим.

Нас наградили Дипломом в номинации «Лучшее издание о Великой Отечественной войне» за шеститомник «65 лет Великой Победы». Члены оргкомитета и все выступавшие в рамках международного конкурса единодушно отмечали уникальность этого издания для научной общественности, подчеркивали его огромную просветительскую роль для студенчества и молодежи. Кстати, это издание награждено и памятной медалью оргкомитета «Победа», который возглавляет российский Президент. Издание это было осуществлено во взаимодействии с Комиссией при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и на него средства Университета не расходовались.

Дипломом в номинации «Лучшее вузовское периодическое издание» награждено наше издательство за журнал «Вестник МГИМО-Университета», а диплом в номинации «Лучшее учебное издание по иностранным языкам» наше издательство получило за книгу «Экономический английский» Л.С. Пичковой и коллектива авторов.

Надо сказать, что в 2010 году издательство выполнило практически все заявки кафедр и структурных подразделений на издание книг и обеспечение Университета полиграфической продукцией. За год было выпущено 120 новых книг. Замечу, что это при утвержденном плане почти в 400 наименований, которые нам не сдали. Почему так получается, поговорим позже.

Отделом ОП и МТ было отпечатано 250 наименований книг (включая переиздания) общим тиражом 62 756 экземпляров и изготовлено 180 видов бланков общим тиражом 389 065 экз. Для сравнения показатели 2009 года: издано 108 книг (при плане 320 и опять нам их не сдали), отделом ОП и МТ отпечатано вместе с переизданиями 253 книги общим тиражом 51 221 экземпляр и 281 вид бланков общим тиражом 197 720 экз.

В 2010 г. издательство приняло участие в двух книжных выставках: в 23-ей Московской международной книжной выставке-ярмарке на ВВЦ и в 12-ой Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction в ЦДХ.

Выросли и экономические показатели работы издательства. Так в уходящем году типография значительно увеличила коммерческую деятельность. Были оказаны полиграфические услуги по 32 коммерческим проектам. Это принесло институту 209 087 рублей. Продажи книг показаны в таблице:

 

2009 г.

2010 г.

Суммарный оборот

1 129 908,81

2 946 716,46

Оплачено

954 828,80

1 294 751.68

 

Рост наших валовых показателей происходит на общем безрадостном фоне. Российский книжный рынок никак не выберется из кризиса. В 2009 году его объем сократился еще на 50% и продажи книг продолжают падать. Весной 2010 г. книжный рынок просел еще процентов на десять. За время кризиса средняя стоимость чека в столичных книжных магазинах уменьшилась на 20%, а в регионах — более чем на треть. Снизился спрос на высокомаржинальную деловую литературу, меньше покупают и учебники. Издатели и продавцы сокращают число наименований книг в торговых залах и закрывают магазины, которые не приносят прибыль. Это в советские времена производство и продажа книг в стране были по рентабельности на третьем месте — после водки и табака. Ныне торговля книгами дело не прибыльное, ее рентабельность составляла всего 3–4%. Причина — невысокая цена книги в рознице по сравнению с приличными издержками, связанными с арендой недвижимости, полиграфией, импортом бумаги, красок и с допечатной подготовкой. И конечно же катастрофическое падение в обществе интереса к чтению.

 С уменьшением спроса в 2008 году период оборачиваемости книг удлинился на треть. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям средний срок реализации книг увеличился до 200(!) дней. Поэтому у продавцов сегодня не всегда есть свободные средства на закупку новинок. В результате книжная продукция теряет покупателей, растет задолженность современных офеней перед издательствами. Итог печален: многие книжные продавцы в России просто выживают, к банкротству близки даже крупнейшие ритейлеры.

Книжные магазины сегодня исчезают. Это в советские времена через них проходило ежегодно до 3 миллиардов печатных изделий и продажи сопровождались огромными очередями. Сегодня по уровню концентрации книжных магазинов Россия уже уступает Европе, где на один книжный магазин приходится 20–30 тысяч жителей. В России же — не менее 200–300 тысяч. Даже в Москве магазинов в пять раз меньше, чем в Париже. Из-за невысокой доходности книжной торговли ее игнорируют инвесторы. Исключение составляют только магазины-бренды, такие как «Библиоглобус», Московский дом книги, «Москва».

Такова грустная реальность, но не считаться с ней, не видеть, не ощущать происходящие изменения издатель не имеет права. Происходит мучительный поиск новых решений, новых подходов, ну просто модернизация издательского сознания на марше. Кооперация с медиа и интернетом — весьма перспективное направление развития книжного дела, и мы эту перспективу видим. Проникновение книги в виртуальное пространство позволит издательству «МГИМО-Университет» значительно расширить аудиторию читателей и в целом увеличить интерес к нашим изданиям. Мы планируем в будущем году полностью переработать страницу издательства на интернет-портале МГИМО, чтобы предоставить электронный доступ к книгам издательства «МГИМО-Университет» всем желающим. Размещенный в Интернете полный каталог издательства позволит ознакомиться с книгой, узнать, где и по какой цене её можно купить, при желании приобрести электронную версию книги или заказать изготовление книги в случае её отсутствия в торговой сети. Такой сайт даст возможность снизить издержки, связанные с продвижением продукции, ее реализации и раскручиванием новых книг. А главное — позволит перейти к «печати по требованию» и избавит от необходимости вкладывать деньги в большие тиражи и хранить запас книг на складе.

Именно по этой причине мы с болью в сердце отказались от приобретения офсетной печатной машины и сейчас будем ставить с помощью и за средства Фонда Шодиева «вторую цифру», которая легко, за несколько часов изготовит скромный тираж по заказу. А впервые устанавливаемое у нас переплетное оборудование позволит выпустить книгу в достойном твердом переплете. Вся подготовительная бумажная работа совместно с нашим меценатом в этом направлении уже проделана и в начале года, полагаю, начнут выходить книги в новой мгимовской стилистике, которую сейчас мы тоже готовим.

Однако книжное дело начинается с планирования, к которому я обещал вернуться в начале этих заметок. Сложилось парадоксальное положение, когда недостатки в организации планирования и систематическое невыполнение плана сдачи работ для выпуска учебной и научной литературы позволяют и помогают(!) издательству справляться со своими обязанностями. Судите сами, по расчетам специалистов, максимум названий работ, который может пройти через узкое горло допечатной подготовки (редактирование, корректура) в нашем издательстве не превышает 150(!) названий в год. Трое наших редакторов и один корректор объективно не способны проработать примерно три с половиной тысячи(!) плановых на 2011 год учетно-издательских листов. (По нормам советских времен объем выработки редактора в месяц колеблется от 10 до 15 печатных листов, корректор вырабатывает в месяц порядка 50-55 печатных листов. И эти нормы никем не отменялись).

Мы подсчитали, что выполнение плана (это более 400 наименований книг) на 2011 год потребует напряженной работы наших редакторов и корректоров в течение 77(?!) месяцев. Одновременно мы понимаем, что механическое сокращение количества издаваемых книг отрицательно скажется на учебном и исследовательском процессе. Поэтому постараемся сделать все, что бы все эти книги вышли, и будем привлекать специалистов со стороны для допечатной подготовки изданий. А что бы контролировать и издательских работников, и подразделения, значащиеся в издательском плане, мы разместили наш издательский план в Интернете. Теперь все смогут видеть движение рукописей, а выполнение плана подразделениями безусловно станет более ответственным.

В 2010 году журнал «Вестник МГИМО-Университета» был зарегистрирован как средство массовой информации, выходил в новом формате, получив статус ВАКовского издания, был признан оргкомитетом V Международного конкурса «Университетская книга — 2010» «лучшим вузовским периодическим изданием». В созданный Редакционный совет журнала вошли известные отечественные ученые, государственные и политические деятели. По отзывам читателей, «Вестник» действительно стал более содержательным и публицистичным, отражающим интеллектуальный потенциал Университета.

В отчетном году были изданы 6 плановых номеров и один спецномер журнала (к собранию УМО по международным отношениям). В первых из них были опубликованы около 180 материалов (более 220 п.л.), из них 35 аспирантских. За прошлый год до августа 2009 года вышло 7 номеров «Вестника» с 82 материалами (включая 8 аспирантских), то есть по объему почти в три раза меньше.

Основной задачей Редакции на следующий год является увеличение подписки на журнал и его распространение на платной основе, а так же продвижение в структурах госвласти и научном сообществе, увеличение рейтинга цитируемости.

В прошлом году значительно возросла обновляемость новостной информации на главной странице нашего портала. К созданию новостей стали широко подключаться кафедры и структурные подразделения МГИМО. Обновления на портале производятся в ежедневном режиме. На сегодняшний день наш портал прочно занял лидирующие позиции среди вузовских порталов страны. Вот некоторые цифры, свидетельствующие об интенсификации работы нашего интернет управления:

  • 666 новостей Университета в 2010 году и 508 в 2009 году,
  • 209 — в рубрике «Международные связи» и 114 в 2009 году,
  • 303 — в рубрике «Новости общественной жизни» и 220 в 2009 году,
  • 306 новостей подразделений МГИМО и 180 в 2009,
  • 507 — в рубрике «Эксперты МГИМО» и 311 в 2009.

По отзывам пользователей и данным о посещаемости, наш Университет имеет один из лучших образовательных каналов среди российских вузов. Канал регулярно обновляется, удачно оформлен и структурирован. На YouTube представлены видеолекции на различных языках, студенческие работы и новостная информация. Каждый день у канала появляются новые подписчики.

В 2010 году видеоканал МГИМО на YouTube смотрели 203 807 раз. В 2009 году — 137 887. МГИМО-Университет среди вузов-партнеров по проекту YouTube EDU (ГУ ВШЭ, МГУ, МГППУ, МЭСИ, МФПА, СЗТУ) находится на втором месте по числу просмотров за всё время существования канала.

За декабрь 2010 мы находимся на первом месте по количеству просмотров.

Больше всего в 2010 году видео из МГИМО смотрели в России — 70,9%, Украине — 6,2%, Германии — 3,9% и США — 3,7%.

В этом году у канала появилось более 800 подписчиков. И их общее число на текущий момент составляет более 1100 человек. МГИМО-Университет находится на третьем месте по количеству подписчиков среди вузов — участников проекта YouTube EDU (1 — СЗТУ, 2 — МГУ).

В текущем году кардинально переработан основной рубрикатор сайта Университета с учетом запросов пользователей. В главном меню появились всплывающие блоки, был переработан дизайн-шаблон всего портала и новостных рубрик; были переработаны фотогалереи. В течение года старые шаблоны заменили на новые. Осуществлялась работа по улучшению навигации внутри портала МГИМО.

Подготовлен и опубликован на портале Регламент размещения информации на главной странице. Также в 2010 году, в рамках создания Электронной библиотеки МГИМО, была реализована интеграция интерфейса поиска портала с механизмами поиска по документам электронной библиотеки. Также в процессе интеграции была проведена и модернизация «Личного кабинета» портала МГИМО.

В 2010 году шла работа со студентами в области реализации студенческих интернет-проектов. Так, на базе основного портала был создан сайт Совета землячеств МГИМО. Он полностью интегрирован с основным порталом, что позволяет студентам эффективно участвовать в наполнении mgimo.ru и лучше представлять свою работу в интернет-пространстве. Найденное для sovzem.mgimo.ru решение также позволило несколько разгрузить работу редакторов основного портала МГИМО.

В конце года со студентами факультета Международной журналистики был запущен совместный проект «mgimo happens» — сайт студенческих объявлений. В настоящее время принято решение о создании новой рубрики студенческих научных работ и ведется обработка контента.

В 2010 году был реализован важный интернет-проект, посвященный 65-летию Великой Победы. На сайте victory65.mgimo.ru опубликованы уникальные материалы из шеститомного приложения к «Вестнику МГИМО».

Осенью был запущен аналитический проект, посвященный 65-летию начала Нюрнбергского процесса. В данный момент идет работа по сбору и публикации экспертных материалов, посвященных основным мировым и российским событиям в 2010 году.

На следующий год планируем провести работу по полной модернизации портала и главной страницы с учетом лучших международных образцов организации вузовского интернет-пространства.

Таким образом, значительно возросший объем работы был выполнен прежним штатным составом и в рамках бюджета Университета сэкономлено более 3 млн. рублей.

За истекший год сотрудники Дирекции за свою работу многократно отмечались благодарностями ректора и поощрялись денежными премиями, так же отмечены благодарностями Президента России и Руководителя Администрации Президента РФ.

Александр СЕРЕГИН, директор
Дирекции информационно-издательских программ


398
Распечатать страницу