Научная политика МГИМО: приоритетные направления и итоги 2010 года

09.01.11

Научная политика МГИМО: приоритетные направления и итоги 2010 года

Главной целью Управления научной политики МГИМО является закрепление позиций Университета в качестве крупного научного центра, сопоставимого с ведущими мировыми научно-исследовательскими центрами. Достижение поставленной цели возможно только в тесном сотрудничестве с научными, учебными, информационно-техническими и другими подразделениями МГИМО. Основываясь именно на принципе сотрудничества, Управление осуществляет свою деятельность.

В 2010 году УНП сосредоточило свою работу на выполнении важных научных задач, сформулированных в Общей стратегии развития МГИМО (2009 — 2015): оптимизации и уточнении приоритетных направлений научных исследований МГИМО с учетом мировой конъюнктуры и потребностей заказчиков; совершенствовании системы мониторинга научной деятельности профессорско-преподавательского состава Университета; развитии и модернизации аспирантуры МГИМО.

На основе предложений, поступивших от деканов факультетов, директоров институтов, центров ИМИ и заведующих кафедрами, подготовлен проект обновленного перечня приоритетных направлений научных исследований МГИМО (фундаментальных и прикладных).

При поддержке Управления интернет-политики в Университете успешно завершен переход на автоматизированную систему научной отчетности. Существенно улучшено качество работы Единой системы отчетности (ЕСО), усовершенствованы ее программные возможности с учетом пожеланий пользователей. Каждый сотрудник МГИМО может в течение года вносить, исправлять или дополнять сведения о своей научно-исследовательской деятельности через Личный кабинет на портале МГИМО. В результате появилась возможность более объективно оценивать эффективность научной деятельности кафедр, центров ИМИ и отдельных сотрудников, а также более системно подходить к планированию и реализации научной политики Университета.

Модернизация аспирантуры и развитие научного потенциала МГИМО стали приоритетными задачами в 2010 году. Среди важных достижений необходимо отметить рост числа абитуриентов, поступающих в аспирантуру, в том числе и на платную форму обучения. Общее число лиц, подавших заявления на разные специальности и формы обучения (очное, заочное и соискательство), составило около 300 человек — на 15% больше по сравнению с 2009 годом.

В настоящее время в аспирантуре МГИМО на бюджетной и платной основе обучается 682 человека.

Возросший интерес к аспирантуре можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, активно развивающиеся в России инновационные программы и установленный курс на модернизацию экономики предвещают рост спроса на кадры с высшей профессиональной квалификацией. Во-вторых, на Россию распространяется общеевропейская тенденция превращения аспирантуры в полноценную послевузовскую образовательную программу, представляющую собой третью завершающую ступень после бакалавриата и магистратуры.

Движение МГИМО к исследовательскому университету международного значения невозможно без совершенствования института аспирантуры, особенно в контексте задачи гармонизации российской системы образования с европейскими системами в рамках Болонского процесса. В связи с этим, в июне 2010 года Управление научной политики и Управление инновационного развития обратились к кафедрам с просьбой представить свои предложения по развитию аспирантуры МГИМО. В результате было получено более 100 откликов с разными предложениями. На портале МГИМО была опубликована серия наиболее интересных интервью и аналитических материалов, в которых затрагивались актуальные проблемы аспирантуры.

На основе поступивших предложений за достаточно короткий срок Управлением научной политики был разработан комплекс первоочередных мер по модернизации аспирантуры, в том числе: автоматизация аспирантуры; организация программ обучения аспирантов; расширение номенклатуры специальностей, по которым проводятся защиты докторских и кандидатских диссертаций; пересмотр почасовой нагрузки научных руководителей.

В ноябре-декабре 2010 года в тестовом режиме была запущена автоматизированная система «Аспирант». Предполагается, что полноценное внедрение данной системы позволит эффективно организовать управление учебным процессом в аспирантуре на всех этапах, включая: регистрацию и мониторинг абитуриентов; учет и ведение личных дел аспирантов и соискателей; мониторинг успеваемости и выполнения учебных планов; автоматизированную подготовку типового набора документов: договоров, анкет, ведомостей, заявлений, приказов, удостоверений и справок; мониторинг оплаты за обучение, оперативный анализ и прогнозирование финансовых потоков.

В области создания полноценных учебных программ совместно с Управлением учебно-организационной работы и кафедрами были разработаны и согласованы проекты учебных планов аспирантской подготовки по 17 специальностям.

На весну 2011 года Управлением научной политики запланировано расширение специальностей действующих диссертационных советов и лицензирование новых специальностей подготовки аспирантов. В настоящее время возможно открытие аспирантуры по «Теории и истории права и государства, истории учений о праве и государстве» (12.00.01), так как диссертационный совет по правовым дисциплинам 209.002.01 уже имеет право присваивать ученые степени по этой специальности. В Управление научной политики также поступили обоснованные предложения открыть новые специальности в самих диссертационных советах: среди них «Теория и философия политики, история и методология политической науки» (23.00.01); «Экономика и управление народным хозяйством» (08.00.05); «Бухгалтерский учет и статистика» (08.00.12).

Одновременно на весну 2011 года запланировано открытие второго диссертационного совета по экономике: существующий совет подчас оказывается перегружен защитами, и чтобы не допустить снижения требований к качеству диссертаций вынужден устанавливать длительные периоды ожидания между принятием к рассмотрению, постановкой на защиту и защитой диссертационных исследований. Открытие второго совета позволит, среди прочего, разгрузить действующий. Кадровый потенциал МГИМО вполне позволит открыть второй совет в настоящее время в Университете есть достаточное количество докторов экономических наук, не работающих в действующем диссертационном совете.

В целях мотивации научных руководителей, повышения уровня подготовки и защищаемости аспирантов совместно с Управлением учебно-организационной работы подготовлен проект порядка оплаты труда преподавателям за проведение лекций и семинаров в аспирантуре и за научное руководство аспирантами и соискателями.

Подводя итоги проделанной работе, необходимо отметить, что Управление научной политики обладает необходимым кадровым и научным потенциалом для реализации целей научной политики Университета, уровень квалификации сотрудников соответствует уровню требований для выполнения комплекса мер по модернизации аспирантуры. В то же время, эффективное решение этих задач не может осуществляться без постоянного взаимодействия с ведущими учеными и профессорами кафедр МГИМО. В связи с этим, мы считаем целесообразным создание с 2011 года формализованной группы (комиссии, совета и т.д.) для проведения регулярных совещаний, целью которых является выработка совместных решений и своевременное информирование университетского сообщества.

Наталья БОЛЬШОВА, Владимир ЧЕРНОЛЕЦКИЙ,
Петр КАСАТКИН, Максим ХАРКЕВИЧ,
Управление научной политики


346
Распечатать страницу