Россия и Грузия: перспективы нормализации

05.08.11

Россия и Грузия: перспективы нормализации

Россия и Грузия: перспективы нормализации

Институт международных исследований МГИМО публикует русскую версию доклада директора Самуэля Чарапа и Кори Вельта «План первоочередных шагов по преодолению последствий грузинских конфликтов».

Доклад, опубликованный в феврале этого года в Вашингтоне, вызвал живое обсуждение и по обе стороны Главного кавказского хребта, и по обе стороны Атлантического океана. Поэтому публикация русской версии, подготовленной Центром проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ в тесном сотрудничестве с авторами, весьма актуальна, особенно накануне третьей годовщины августовской трагедии.

Самуэль Чарап, директор по России и Евразии в Центре за американский прогресс, и Кори Вельт, заместитель директора Института европейских, российских и евразийских исследований Школы Элиотта по международным отношениям в университете Джорджа Вашингтона, демонстрируют свежие подходы к проблеме российско-грузинских, грузино-абхазских и грузино-осетинских отношений. Так, они полагают что взаимные уступки и снижение напряженности возможны без отказа сторон от их официальных позиций по статусу Абхазии и Южной Осетии. Среди возможных шагов названы заявление о неприменении силы в отношении Грузии со стороны Москвы; отвод наступательных вооружений из Абхазии и Южной Осетии; соглашения по гуманитарным вопросам между Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией, не затрагивающие вопрос об их статусе, меры, направленные на улучшение положения трансграничного населения в зонах конфликтов. Доклад публикуется с предисловием директора Института международных исследований МГИМО России Александра Орлова и комментарием старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ Николая Силаева.

Российско-американская «перезагрузка» отчасти стала плодом августовского кризиса. Отношения между Россией и Соединенными Штатами развиваются на данном этапе, хотя и не без проблем, но в целом в позитивном ключе. Фактически совместная работа российских и американских авторов по «грузинской» теме — хорошее тому подтверждение.

По заявлению президента США Барака Обамы, перезагрузка состоялась, и теперь необходимо думать о содержательном наполнении новых российско-американских отношений. Это значит, что нам предстоит уже в ближайшее время искать подходы и форматы к обсуждению «необсуждаемого», способы «разминировать» те международные проблемы, которые могут быть использованы для срыва позитивного российско-американского диалога. Доклад Самуэля Чарапа и Кори Вельта представляется шагом к разработке таких подходов, и в этом его главная ценность.

Столь же значимо и региональное измерение проблемы. Накануне военного столкновения «доавгустовские» форматы урегулирования грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов подвергались активной критике с разных сторон. Однако опыт показал, что с точки зрения интересов всех вовлеченных сторон сломанные в августе 2008 года форматы урегулирования конфликтов Грузии с ее бывшими автономиями, пусть и несовершенные, были наиболее приемлемым решением в складывавшихся обстоятельствах. В частности, в рамках «доавгустовских» форматов урегулирования конфликтов существовали механизмы решения гуманитарных вопросов. Теперь же механизмы недопущения вооруженных инцидентов, обеспечения прав и интересов приграничного населения и беженцев потребуется создавать заново, причем в куда менее благоприятной политической обстановке. Самуэль Чарап и Кори Вельт предприняли попытку, естественно, с «американского угла», сформулировать комплексный подход к этой проблеме. Такая работа должна, безусловно, приветствоваться. Тем более что по гуманитарным вопросам в принципе возможно достижение столь дефицитного в грузинской теме согласия международных игроков.

Диалог по проблемам взаимоотношений Грузии, Абхазии и Южной Осетии затрудняется тем, что в рамках этой темы нет вполне нейтральных сторон. Налицо глубокое недоверие между Москвой и Тбилиси, Тбилиси и Цхинвалом, Тбилиси и Сухумом. Но существует еще и недоверие между Россией и Соединенными Штатами, создавшееся в эпоху Джорджа Буша-младшего и до сих пор не преодоленное. Сколь бы ни был ценен для американской стороны принцип «свободы союзов», непросто будет уйти от широкого обсуждения путей обеспечения безопасности на Южном Кавказе и в Черноморском регионе. Августовский кризис показал, что простое расширение НАТО не может служить универсальным ответом на все многообразие вызовов в этой сфере. Скорее наоборот: приход НАТО на Кавказ только усилил бы недоверие в России к США и Западу в целом, заставил бы вновь и вновь задаваться вопросом, каковы их реальные планы в этом регионе. Нужна, как представляется, предметная дискуссия об альтернативных механизмах безопасности на Южном Кавказе с участием всех заинтересованных сторон, причем наряду с Россией к ней было бы полезно подключить и ОДКБ.

Центр проблем Кавказа и региональной безопасности


162
Распечатать страницу