Расписания занятий и мероприятий МГИМО теперь доступны в режиме on-line

29.08.11

Расписания занятий и мероприятий МГИМО теперь доступны в режиме on-line

Ирина Георгиевна КаргинаКак всегда, об информационных инновациях студенты узнают самыми первыми. Еще перед прошедшей экзаменационной сессией в информационных сетях студенты нашего Университета стали обмениваться новостью — актуальную информацию о расписаниях экзаменов и консультаций в своей академической группе, а также о мероприятиях, проходящих в стенах МГИМО, можно получать непосредственно через университетский Портал. Нововведение было отмечено как очень полезное, и новость быстро распространилась в студенческой среде. Последовали вопросы о возможности в таком же формате получать расписание учебных занятий на семестр.

Ответить на ряд вопросов о новом информационном ресурсе мы попросили Ирину Георгиевну Каргину, начальника Управления учебно-организационной работы, руководителя и одного из авторов проекта.

Ирина Георгиевна, так что Вы можете сказать студентам и преподавателям относительно расписаний занятий, доступны ли они будут на портале МГИМО в том же формате, как и уже упомянутые расписания экзаменов и мероприятий?

Прежде всего хочу сказать, что в течение всего прошлого семестра мы создавали информационную базу, отлаживали организационные и прочие процессы для того, чтобы можно было приступить к самому сложному и трудоемкому этапу внедрения в эксплуатацию новой информационной системы — электронному расписанию. Начали с расписания экзаменов и мероприятий. Особо это не рекламировали, но студенты действительно обнаружили эту возможность первыми.

Теперь о расписании занятий. С радостью могу сообщить, что к началу нового учебного года в электронном формате подготовлены расписания по всем бакалаврским программам. Это значит, что на портале МГИМО в разделе «Учеба» на странице «Расписание занятий» можно получить информацию о расписаниях занятий на всех курсах и всех факультетов и институтов нашего Университета. Делать запрос довольно легко и удобно, достаточно один раз попробовать. Расписания доступны с любого компьютера, имеющего выход в интернет. Очень удобно пользоваться в этих целях и информационными киосками, расположенными в зданиях Университета.

Хотела бы обратить внимание на то, что можно запросить различные виды расписаний:

по курсу (после выбора из меню учебного года (не забудьте, что наступающий учебный год 2011/2012), курса и факультета формируется отчет в виде таблицы, содержащей общую информацию о расписании занятий всех академических и языковых групп курса по дням недели и парам);

по академической/языковой группе (после выбора даты, факультета/института, отделения, номера академической и языковой группы формируется отчет о расписании занятий в выбранной языковой группе в течение недели, включающей выбранную дату);

по преподавателю (после выбора даты, кафедры и преподавателя формируется отчет о расписании занятий выбранного преподавателя в течение недели, включающей выбранную дату).

Можно также посмотреть загруженность конкретной аудитории на неделю и даже ее тип (система информирует, что аудитория является, например, компьютерным классом). Здесь я хотела бы уточнить, что в этой части за более точной информацией все же необходимо обращаться в диспетчерскую службу, так как не все 100% расписаний введены в информационную систему. Например, перевод расписаний магистерских программ в электронный формат с использованием новой информационной системы — это следующий этап. К слову сказать, по этой же причине расписания работы преподавателей, занятых на магистерских программах, пока также не будут отображаться.

Наконец, по мере поступления диспетчерам информации о мероприятиях она будет оперативно вводиться в систему и, соответственно, на портале также будет доступно все новая и новая информация о мероприятиях.

И последнее, расписание занятий не является статичным, оно меняется, корректируется по разным причинам постоянно. Особенно активно это будет происходить в течение сентября. Прошу это принимать во внимание и почаще заглядывать в расписание.

Все то, о чем Вы рассказали, является существенным шагом вперед и принципиально отличается от простого переноса расписания в форматы Word или Excel. Скажите, ограничиваются ли возможности упомянутой Вами информационной системы только лишь расписанием, или она нацелена на решение более масштабного спектра задач? Расскажите подробнее о сути разработанной информационной системы.

Реализация проекта по созданию информационной системы управления учебным процессом, кратко мы ее называем СУУП, позволяет оставить в прошлом многие рутинные и устаревшие технологии управления учебно-организационной работой вуза. Есть ряд задач, например, организационных, аналитических, контрольных, задач планирования, стоящих перед Управлением учебно-организационной работы, которые можно оперативно и эффективно решать только при наличии качественного информационного ресурса.

Основная цель проекта заключалась в создании информационного ресурса — базового хранилища информации об учебном процессе, оптимизирующего ввод, анализ и обмен данными между структурными подразделениями, исключающего необходимость дублирования работы, обеспечивающего эффективное управление ресурсами учебного процесса, а также оперативное получение информации о разных сторонах учебного процесса в режиме on-line.

В основу системы были заложены две ключевых идеи:

1. Интегрально-модульный принцип построения.

Каждый из модулей (их всего восемь) поддерживает определенную задачу учебно-организационного процесса — это:

  • учет и управление изменениями штатного расписания кафедр и расстановкой ППС,
  • привлечение и учет работы почасовиков, а также учет расходования фондов оплаты труда почасовиков,
  •  планирование и учет нагрузки ППС,
  • формирование расписаний,
  • управление аудиторным фондом,
  • сбор информации от кафедр о надбавках ППС для бухгалтерии,
  • рабочие учебные планы,
  • отчеты.

Предусмотрен обмен данными между модулями по определенным траекториям и «Электронным деканатом».

2. Возможность работы с системой на разных «рабочих местах» с учетом функциональности каждого «рабочего места».

Например, «рабочее место кафедры» позволяет осуществлять ввод и редактирование нагрузки ППС своей кафедры (план и факт), контроль неучтенной нагрузки (ситуация, когда в расписании занятий дисциплина и преподаватель присутствуют, но в нагрузке преподавателя этот факт не отражен и наоборот); назначать надбавки «за достижения в труде»; выводить отчеты о нагрузке кафедры, отдельных преподавателей, о надбавках ППС на месяц; выводить отчеты о расписаниях кафедры (на семестр, экзаменов).

Причем многие функции максимально облегчены. Так, в модуль «Нагрузка ППС» встроен алгоритм расчета нагрузки, а информация о кадровом составе кафедры (штатном составе, почасовиках и УВП), графиках учебного процесса (дисциплинах) вводится и поддерживается в актуальном состоянии с других рабочих мест, в частности из Учебного отдела, т.е. самостоятельно на кафедре этого делать не требуется.

В прошлом семестре мы запустили работу всех модулей и всех рабочих мест системы. Провели несколько учебных семинаров с лаборантами кафедр, но конечно же этого недостаточно, и работа строится в основном на индивидуальном общении с каждым пользователем, а их сейчас зарегистрировано в системе 155 человек. На нескольких кафедрах потребовалась замена компьютеров и обновление программного обеспечения. В этом нам помогла Дирекция информационных технологий. Вообще хотелось отметить, что мы в рамках данного проекта очень тесно сотрудничаем с Дирекцией, прежде всего с  В.А. Сычевым и О.П. Пасько, спасибо им огромное.

Таким образом, можно сделать вывод, что если прежде для получения информации, например, о содержании и объеме работы кафедр или какого-либо преподавателя требовалось довольно много усилий, то сейчас достаточно зайти в cистему и можно все оперативно увидеть непосредственно в ней?

Да, но при условии, если на каждом из рабочих мест информация вводится вовремя и поддерживается в актуальном состоянии. Это несложно делать, но потребуется еще время для того, чтобы сформировать навык и привычку оперативно фиксировать в cистеме новую информацию. Например, о появлении нового вида работы у преподавателя (дисциплины или дополнительных групп).

Но хочу отметить, что расстановку ППС на новый учебный год мы уже делали в cистеме, и отчеты о нагрузке ППС за прошедший учебный год кафедры делали также непосредственно в СУУП, и у них это неплохо получилось.

Ирина Георгиевна, возвращаясь к вопросу о расписании, скажите, что представляет собой модуль «Редактор расписания» и какие есть перспективы развития электронных форматов расписаний занятий?

Модуль «Редактор расписания» представляет собой самый сложный в технологическом плане элемент системы, который тесно связан со всеми другими модулями на уровне двустороннего обмена данными. СУУП разработана таким образом, что позволяет решать задачу двумя способами — формировать расписания занятий непосредственно в системе или вводить в нее расписание, предварительно сделанное на бумаге. Ряд функций и так называемых «подсказок» значительно облегчают первый и второй способы, а также предполагают использование в этих целях существующих в СУУП баз данных преподавателей, аудиторий, рабочих учебных планов.

Конечный результат — электронное расписание обладает множеством преимуществ по сравнению с обычными форматами Word или Excel, т.к. позволяет оперативно управлять изменениями расписаний занятий, использованием аудиторного фонда, выполнять целый ряд информационных задач.

В прошлом семестре мы подготавливали информационную основу для того, чтобы в течение довольно короткого летнего периода можно было иметь возможность использовать СУУП для составления расписаний непосредственно в системе (пока только для трех учебных подразделений — ФП, ФПЭК и МИУ) и перевода в электронный формат расписаний всех других факультетов, разрабатываемых в традиционном формате. Работа сделана колоссальная, и без хорошего взаимодействия всех участвующих в этом процессе сотрудников выполнить такой объем работы было бы невозможно за такой короткий срок.

Что касается перспектив, то хотелось бы отметить, что переход на новую технологию составления расписаний непосредственно в системе будет осуществляться поэтапно и постепенно с сохранением всех традиций и существующего в Университете опыта.

Управление учебно-организационной работы


1769
Распечатать страницу