Ожившая классика

04.10.11

Ожившая классика

На кафедре русского языка и литературы разработали уникальные ролевые семинары, которые не только помогают успешно сдать ЕГЭ, но и приучают читать произведения русской классики. Подробно о семинарах, их структуре и эффективности нам рассказала доцент кафедры, кандидат филологических наук Елена Владимировна Латыева.

— Елена Владимировна, скажите, как возникли ролевые семинары?

— Семинары возникли, можно сказать, спонтанно. Причина была одна: нам хотелось как-то пробудить у ребят интерес к чтению. Они, особенно в последние годы, перестали и читать, и понимать классическую литературу. Понятно, что многим некогда, что они в вечном цейтноте, что у них ЕГЭ. Но, к сожалению, литература оказывается на периферии. А ведь без хорошей книги личность неполноценна. Семинары — конечно, не единственный способ приохотить ребят к чтению, скорее всего, он самый яркий.

Еще в 90-х годах именно на факультете базовой подготовки, который и сейчас по традиции называют подфаком, мы стали практиковать такие ролевые игры. Идейным вдохновителем стала Алла Ивановна Соколовская. Она начала проводить первые семинары такого плана по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Примечательно, что по одному и тому же произведению можно провести совершенно разные занятия.

Позднее мы стали расширять круг произведений: сейчас у меня в копилке, уже восемь крупных семинаров по разным авторам. Занятия год от года проводятся в разных группах. Произведения, которые мы обсуждаем, — все классические, они входят в школьную программу: это и роман Ф.М. Достоевского, как уже было сказано выше, это и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, и «Мертвые души» Н.В. Гоголя, и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

— А как проходил первый семинар?

— Элементы ролевых игр использовали и Алла Ивановна Соколовская, и Елена Алексеевна Папкова, и я. Какой семинар был первым, даже трудно сказать. Иногда это были просто отдельные элементы урока, рассказы от лица персонажа. Потом уже из разрозненных фрагментов появилась определенная структура. Интересно, что иногда выпускники подфака, будучи уже студентами, приходят на семинары, чтобы сравнить нынешние с теми, которые проводились у них. Сейчас есть возможность запечатлеть такие занятия на видео, чтобы все хорошо запомнить и проанализировать. А раньше, к сожалению, мы записывались только на диктофоны.

— Чем же отличаются ваши семинары от ролевых игр?

— В общем, семинар во многом напоминает классическую ролевую игру. Примерно те же компоненты структуры. Та же задача: воспроизвести некий художественный мир, в нашем случае — мир романа. Обязательно должна быть вводная. Семинар начинается с заготовки, с того, что мы ставим проблему. Обычно мы делаем это вместе с ребятами, придумываем условную ситуацию, которая определяется текстом книги. Это достаточно трудно, но очень интересно.

Конечно, по реквизиту, по составу участников, по времени подготовки наши семинары отличаются от традиционной ролевой игры. Но есть некоторые правила, которые нельзя нарушать в процессе: нужно сохранить колорит эпохи, нельзя «выходить» из мира произведения, скажем, говорить о своем персонаже в третьем лице, называть друг друга реальными именами.

В ролевой игре нет и не может быть готового сценария, с которым знакомы все участники, нет никаких заранее расписанных текстов ролей — все основано на импровизации и совершенно непредсказуемо. В этом интрига и загадка игры. Задача участника — прожив жизнь персонажа, лучше понять замысел автора.

— Когда можно сказать: «игра удалась!»?

— Игру я считаю удачной, если она захватила всех, если захотелось сделать новую по другому произведению. Не стоит забывать, что семинар — это не только развлечение, это труд. После него обязательно пишутся сочинения на проблемную тему. С другой стороны, интересно написать и творческую работу, например, письмо от лица героя или страничку из его дневника. Все это преследует и практическую цель: ребятам сдавать ЕГЭ, они должны хорошо владеть письменной речью и ориентироваться в нравственно-философских проблемах. И именно классика дает прекрасную возможность разобраться в этих вопросах.

— То есть Вы видите между ролевыми семинарами и сдачей ЕГЭ прямую связь?

— Конечно, вижу! ЕГЭ — это определенные рамки, жесткие требования, даже в свободной части С. Выполнить эти требования как раз очень помогают именно ролевые игры. Тот, кто участвует в семинаре, должен сначала прочитать текст и проанализировать его. Далее необходимо подумать над проблемами произведения. Участнику занятия требуется понять героев, погрузиться в их мир, соотнести проблемы романа со своими личными. И в результате, те, кто активно работает на наших семинарах, как правило, отлично пишут ЕГЭ: им не надо далеко ходить за аргументами. И, в конце концов, их читательский кругозор становится гораздо шире.

— Что самое главное в семинаре?

— Трудно назвать что-то одно: важен весь комплекс. Во-первых, это польза: ребята читают произведение, выписывают цитаты, волей-неволей в него погружаются и начинают его любить. Во-вторых, важно, что мы обсуждаем нравственные проблемы: говорим о товариществе, долге, любви, предательстве, об очень острой проблеме отцов и детей. Ведь все эти вопросы являются актуальными и по сей день, это наши проблемы! В-третьих, помощь с ЕГЭ, — вот откуда можно брать материал! Кроме того, развиваются навыки коммуникации: ребята учатся правильно ставить вопросы, точно и полно на них отвечать, грамотно спорить, соблюдать культуру дискуссии. В дополнение ко всему, очень важно развитие воображения, творчества, чувства юмора. Семинар — это весело, не надо относиться к нему как к какому-то серьезному докладу. А самое главное — это эстетическое удовольствие. Так приятно выйти за рамки стандартных ситуаций, хоть на время стать другим человеком, побывать в образе литературного героя, получить полную свободу самовыражения. С точки зрения психологии это очень полезно.

— Используете ли Вы какой-нибудь реквизит на таких занятиях?

— Стараемся использовать, пусть самый минимальный, но зато символический. Например, семинар по «Вишневому саду» — достаточно поставить на стол веточку цветущей вишни. Это очень настраивает на чеховский лад. Помню занятие по Достоевскому — девушка, играющая Сонечку Мармеладову, сидела в зеленом, «драдедамовом» платке. Кроме того, мы реконструируем документы, о которых идет речь в произведениях: купчие на крестьян, составленные Чичиковым, материалы суда над Кабанихой, дневники героев.

— На каких факультетах практикуются ролевые семинары?

— Прежде всего, на факультете довузовской подготовки, где на занятия русским языком и литературой отведено 10 часов в неделю. Но не надо думать, что такие семинары проводятся ежедневно. Трех-четырех занятий в течение учебного года вполне достаточно. Ведь к семинару нужно очень тщательно подготовиться, как минимум, все прочитать, а это требует немалого времени. Ролевые семинары проводятся нечасто, но всегда это праздник для слушателей. Кроме того, семинары проводились и на курсах редких языков.

— Знают ли о ваших семинарах в педагогическом сообществе за стенами МГИМО?

— Мы, по возможности, стараемся делиться своим опытом. У МГИМО была очень хорошая традиция, когда на протяжении долгих лет в институт приезжали учителя и ребята из разных школ Сибири: из Надыма, из Нового Уренгоя. Они с удовольствием посещали наши семинары. Я думаю, что это было для всех очень полезно.

В прошлом году меня приглашали в МГУ в Центр международного образования, где устроили конкурс для преподавателей русского языка. Там мы обсуждали с учителями из разных уголков страны подобную форму занятий. Кроме того, в рамках дней российской словесности, посвященных чеховскому юбилею, я была на Украине и в Белоруссии. В Сумах наша делегация проводила круглый стол для учителей городских школ, а в Могилеве мы выступали перед преподавателями и студентами государственного педагогического университета им. Кулешова. Отклики были самые положительные. Нашим коллегам из СНГ оказалась близка идея проведения ролевых семинаров. Приятно видеть заинтересованную и творческую аудиторию!

О ролевых семинарах могут рассказать и его участники, ныне студенты первого курса факультета Международных отношений, Сергей Комаров и Елена Пынзарь.

Сергей Комаров: Первый семинар у нас был по «Герою нашего времени» Лермонтова. Я был организатором, написал сценарий, другие участники играли персонажей романа. Суть семинара состояла в том, чтобы понять, кем был Печорин, понять загадку этого человека, выяснить отношение к нему всех героев произведения. Занятие прошло очень интересно: все ребята знали досконально не только свою роль, но и весь текст. На вопросы отвечали без единой запинки.

Пынзарь Елена: Я же была княгиней Лиговской. Больше всего в этом семинаре мне понравилось то, что Сергей придумал замечательный сценарий, в котором все было взаимосвязано: если спрашивали одного, то через его ответ мы переходили к другому персонажу. Занятие было хорошо спланировано.

— А помог ли вам на практике этот семинар успешно сдать ЕГЭ?

Оба: Конечно!

Елена: В этом произведении присутствует большое количество проблем, которые можно использовать в ЕГЭ по русскому и литературе, так что семинар оказался очень полезным.

Сергей: Когда просто читаешь книгу, ты пытаешься представить, что там происходит, понять суть. Однако когда все происходит наяву, когда ты вживаешься в эту роль, это дает намного больше: лучшее понимание проблем.

Рита ФОМЕНКО,
студентка 2 курса факультета МЖ


225
Распечатать страницу