В МГИМО прошла XVI Сессия Совета УМО

16.02.12

В МГИМО прошла XVI Сессия Совета УМО

В МГИМО прошла XVI Сессия Совета УМО

15 февраля в Университете прошла XVI Сессия Совета Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области международных отношений. В ходе пленарного заседания Совет определил повестку дня, которая включила в себя обсуждения основных тенденций развития современного образования, а также перспектив внедрения иноязычных образовательных программ учебный процесс и интернационализации образования в целом.

XVI Сессия УМО получилась достаточно представительной. В ее работе приняли участие 238 представителей из 121 вуза Российской Федерации. Из них 78 представителей — по направлению «Международные отношения», 32 — по направлению «Регионоведение» и 128 представителей по направлению «Реклама и связи с общественностью».

Концепция нынешней сессии УМО заметно изменилась. Если в прошлом году повестка дня была ориентирована, в первую очередь, на проблематику перехода вузов на стандарты третьего поколения, то в этом году акценты сместились в сторону интернационализации образования, расширения преподавания на иностранных языках, рассмотрения кейсов и содержательных новаций, связанных с переходом на ФГОСы.

Открыл пленарное заседание председатель Совета УМО ректор МГИМО, академик РАН А.В. Торкунов, который выступил с докладом на тему «Иноязычные образовательные программы: перспективы для российских университетов». А.В. Торкунов проанализировал современные тенденции в области образования, рассказал о современной политической и экономической ситуации и ее влиянии на подготовку специалистов в области международных отношений. По словам А.В. Торкунова, нельзя не отметить мировоззренческую функцию высшего образования в формировании национальных интересов и определении стратегических приоритетов страны. Сегодня на тенденции в сфере высшего образования влияет целый ряд факторов, в числе которых и мировой экономический кризис, и серьезные изменения внешней политики России, и вступление России в ВТО. Гибко и своевременно реагируя на факторы подобного рода, вузы модернизируют свои образовательные программы, вводят новые курсы, развивают сотрудничество с отечественными и зарубежными учебными заведениями.

А.В. Торкунов подчеркнул, что в настоящее время привычный формат деятельности в рамках соглашений о сотрудничестве уже отходит на второй план. Сегодня активно развиваются процессы интернационализации, большое внимание уделяется внедрению совместных магистерских программ с зарубежными партнерами. В данной связи нельзя не отметить, что МГИМО сотрудничает с иностранными вузами в рамках уже восьми совместных магистерских программ, а в ближайшем будущем планируется открытие еще двух совместных магистратур.

Углубление процессов интернационализации в конечном счёте приводит к необходимости открывать магистерские программы на иностранных языках, прежде всего на английском. В Университете на сегодняшний день уже существует и успешно развивается англоязычная магистерская программа «Политика и экономика в Евразии»; кроме того, в этом году планируется открытие еще двух иноязычных программ. Большим шагом в развитии МГИМО должно стать открытие бакалаврской программы полностью на английском языке, намеченное на следующий год. А.В. Торкунов призвал представителей вузов к активному сотрудничеству и добавил, что МГИМО, в свою очередь, готов делиться своим опытом и наработками.

Далее перед участниками XVI Сессии Совета УМО выступил проректор по науке Российского университета дружбы народов, профессор Н.С. Кирабаев с докладом на тему «Основные тренды современного образования: к вопросу об интернационализации образования». Рассказывая о процессах интернационализации, когда цели, функции, организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение, Н.С. Кирабаев призвал активнее вступать в международные образовательные организации, общаться с фондами и развивать эндаументы. Также он подчеркнул необходимость развития сетевых университетов и важность активизации взаимодействия в уже имеющихся сетевых университетах СНГ, ШОС и т.д.

Затем перед участниками Сессии выступила региональный директор компании рейтингового агентства QS по Центральной Европе и Средней Азии З.О. Зайцева, представившая зарубежный взгляд на процесс интернационализации высшего образования российскими вузами. Основной акцент в своём выступлении З.О. Зайцева сделала на том, насколько велика в современных условиях значимость международных университетских рейтингов и репутации вуза в целом в глазах зарубежных коллег. Призвав российские вузы к более активному международному сотрудничеству, З.О. Зайцева также рассказала о наиболее эффективных стратегиях интернационализации образовательного процесса — по ее мнению, создание целостной системы: по приглашению зарубежных профессоров, развитию сотрудничества с компаниями-работодателями, работе с выпускниками не замедлит дать результат как в виде растущего интереса к вузу из-за рубежа, так и в сугубо практическом плане повышения своих рейтинговых позиций.

З.О. Зайцева наглядно продемонстрировала различия в методологии ведущих международных рейтингов — рейтинга Шанхайского университета ARWU, QS World University Rankings, Webometrics и рейтинга Times Higher Education, рассказав о соотношении таких ключевых параметров, как репутация в академическом сообществе, репутация среди работодателей и индекс цитирования. В то же время, по словам З. О. Зайцевой, часть важных параметров деятельности университета (особенно если речь идёт об узкоспециализированном вузе) иногда бывает сложно отразить в виде рейтингов. В таких случаях на помощь приходят системы международной образовательной аккредитации, где оцениваются специфические для конкретного вуза параметры.

В заключение З.О. Зайцева подчеркнула, что рост степени интернационализации и узнаваемости вузов на международной арене происходит не только благодаря рейтингам, но и за счет участия вузов в ведущих международных конференциях в сфере высшего образования, таких как NAFSA, EAIE, IREG, Going Global, QS APPLE, QS MAPLE.

Ректор Института современных технологий и экономики, д.т.н., профессор В.С. Симанков представил доклад на тему «Ситуационный центр ректора как основа эффективного управления Университетом». В.С. Симанков рассказал о целях и основных преимуществах, которые даёт внедрение комплексной системы мониторинга и планирования аккредитационных показателей вузов. По его словам, использование ситуационного центра ректора позволяет в максимально сжатые сроки оценить текущие аккредитационные показатели эффективности вуза, отследить динамику их изменения, выявить ключевые проблемы и принять соответствующие меры по их решению.

В заключение пленарного заседания Сессии заместитель председателя Координационного совета УМО, профессор, д.т.н. В.Л. Петров рассказал об основных нововведениях в сфере нормативно-правового обеспечения высшего профессионального образования в России, в том числе и рассказал об изменениях в Федеральном законе «Об образовании».

Также В.Л. Петров проинформировал собравшихся о появлении такого важного ресурса, как сайт www.fgosvpo.ru, где можно ознакомиться с нормативными документами, стандартами, примерными образовательными программами, а также высказать свое мнение и принять непосредственное участие в обсуждении статей закона.

Во второй части XVI Сессии Совета УМО прошли заседания учебно-методических советов УМО по направлениям «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», «Реклама и связи с общественностью», а также заседание научно-методического совета по политологии. Перед делегатами выступили Т.А. Шаклеина, М.М. Наринский, М.М. Лебедева, А.Д. Воскресенский и В.О. Печатнов, В.Д. Соловей, Е.А. Рудая. Представители более молодого поколения профессорско-преподавательского состава МГИМО Д.А. Дегтерев и А.А. Сушенцов выступили с докладами о прикладных исследовательских разработках в области международных отношений.

Презентации участников Сессии:

Екатерина КУБЫШКИНА, Управление интернет-политики,
Управление развития и качества образовательного процесса


726
Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Игорь ЛИЛЕЕВ 19