МГИМО среди лидеров мирового образования

11.02.09

МГИМО среди лидеров мирового образования

МГИМО среди лидеров мирового образования

10 февраля независимое рейтинговое агентство «РейтОР» представило Рейтинг ведущих университетов мира. Из примерно 15 тысяч вузов мира было отобрано более 500 университетов из 70 стран мира. В окончательный вариант Рейтинга вошло 430 университетов.

МГИМО снова подтвердил свой высокий статус в мировой образовательной системе. По итогам исследования наш Университет вошел в десятку лучших вузов России.

Всего Россию в рейтинге представили 69 вузов. Кроме МГИМО в десятке лучших учебных заведений страны оказались Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московский инженерно-физический университет (государственный университет), Московский физико-технический университет (государственный университет), Российский университет дружбы народов, Московский энергетический институт (технический университет) и Кубанский государственный университет.

Как всегда МГИМО занимает высокое место по показателю «международная деятельность». Уступив лишь РУДН, наш Университет по этому критерию занял второе место среди российских вузов в рейтинге ведущих университетов мира.

Отдел информации и рекламы


Российские университеты в глобальном образовательном пространстве

Пресс-релиз
по итогам презентации Рейтинга ведущих университетов мира
(ИА «Интерфакс», 10.02.2009 г.)

Составителем Рейтинга, Независимым рейтинговым агентством РейтОР из примерно 15 тысяч вузов мира отобрано для оценки более 500 университетов 70 стран мира.

В первую сотню самых привлекательных для инвестиций в человеческий капитал университетов мира вошли 48 университетов США, 12 - Великобритании, 8 - Японии, 6 - Германии, 5 - Австралии, по 4 - Канады и Швейцарии, 3 - России, по 2 – Нидерландов и Франции и по 1 университету из Швеции, Дании, Бельгии, Тайваня, Южной Кореи и Сингапура.

В первую сотню Рейтинга ведущих университетов мира вошли три российских университета: МГУ имени М.В.Ломоносова, МГТУ имени Н.Э.Баумана, СПбГУ.

Первая дюжина рейтинга ведущих университетов мира:

  • Массачусетский технологический институт,
  • Калифорнийский технологический институт,
  • Токийский университет,
  • Колумбийский Университет,
  • Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,
  • Гарвардский Университет,
  • Станфордский университет,
  • Кембриджский университет,
  • Университет Джона Хопкинса,
  • Чикагский Университет,
  • Университет Киото,
  • Принстонский университет.

По оценкам НРА РейтОР, в тройку сильнейших образовательных систем мира вошли США, Великобритания и Япония.

Для лучших российских университетов характерны высокие показатели в области образовательной деятельности и сравнительно высокий уровень профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава.

Российские университеты значительно уступают ведущим зарубежным в достижении сложившихся мировых и европейских стандартов финансирования образовательной и научной деятельности; значительно отстают от мировых университетов в развитии глобальных коммуникаций. Низкий уровень ресурсного обеспечения российских вузов является главной причиной, препятствующей развитию в соответствии с лучшими мировыми моделями, вынуждая их заниматься преимущественно массовой подготовкой специалистов в ущерб развитию исследований и «штучной» подготовки элитных специалистов.

Первая дюжина рейтинга университетов России, стран СНГ и Балтии:

  • Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,
  • Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана,
  • Санкт-Петербургский государственный университет,
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,
  • Московский инженерно-физический институт (государственный университет),
  • Московский физико-технический институт (государственный университет),
  • Российский университет дружбы народов,
  • Белорусский государственный университет,
  • Московский энергетический институт (технический университет),
  • Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина,
  • Московский государственный институт международных отношений (университет),
  • Кубанский государственный университет.

Отличие методологического подхода НРА РейтОР к оценке ведущих университетов мира от зарубежных практик (QS-THES, ARWU и некоторые др.) состоит в использовании качества образования как комплексной характеристики всесторонней оценки университета.

Составителями предложен комплекс параметров, характеризующих основные стороны деятельности университетов, а именно: образовательную, научно-исследовательскую и международную деятельность, уровень профессиональной компетентности профессорско-преподавательского и исследовательского персонала; финансовое обеспечение и развитие глобальных коммуникаций.

Множество показателей по каждой характеристике обеспечивают объективность и проверяемость оценок.

В ходе исследования проведена масштабная работа. Специалистами НРА РейтОР использованы десятки информационных ресурсов, в их числе: официальные запросы ректорам вузов; официальные сайты вузов; годовые отчеты вузов; данные национальных агентств, специализирующихся в сборе и обработке образовательной статистики; различные рейтинги и базы данных, в которых присутствует информация об оцениваемых университетах; записи наукометрической базы данных Scopus; данные поисковой системы Google и многие другие.

Основные выводы:

1. Лидер российской образовательной системы - МГУ имени М.В.Ломоносова показывает высокий уровень конкурентоспособности с ведущими университетами мира. Высоких международных оценок заслуживают также такие сильные российские вузы, как МГТУ имени Н.Э.Баумана, СПбГУ, СПбГПУ, МИФИ, МФТИ, РУДН, МГИМО(У).

2. Заложены технологические основы формирования глобального рейтинга вузов следующего, третьего поколения, отличающегося от глобальных рейтингов предыдущих поколений с ориентацией на предельную информационную открытость вузов.

3. Дальнейшая работа по периодическому воспроизведению глобального рейтинга ведущих университетов мира должна привести к расширению списка оцениваемых вузов (зарубежных и российских) и уточнению оценок национальных образовательных систем и отдельных вузов.

4. Накопленный массив данных, разработанные технологии сбора, обработки, анализа информации; разработанные процедуры оценивания позволяют организовать дальнейшую аналитическую работу по определению сильных и слабых сторон отечественных вузов в сравнении с ведущими мировыми университетами, помочь вузовским администрациям в разработке механизмов развития университетов.

- Оригинал пресс-релиза


21
Распечатать страницу