Андрей Байков: «МГИМО и международное образование — синонимы»

11.05.17

Андрей Байков: «МГИМО и международное образование — синонимы»

Андрей Байков: «МГИМО и международное образование — синонимы»

В отличие от большинства российских университетов, вставших в последние несколько лет на путь форсированной интернационализации, МГИМО реализует международные по своему содержанию и целевой группе студентов программы обучения с момента своего создания. О современных подходах к привлечению иностранных студентов и преподавателей, а также к открытию совместных программ с зарубежными вузами мы побеседовали с проректором А.А.Байковым, отвечающим в МГИМО за развитие международных образовательных программ.

В нашей стране стали уделять много внимания процессу интернационализации в развитии отдельных вузов, да и всей системы высшего образования. Андрей Анатольевич, как Вы думаете, почему?

Вы правы. Сегодня процессы интернационализации образования, их растущее значение напрямую определяются глобализацией, в условиях которой университет является не просто проводником знаний, но одним из инструментов «мягкой силы» государства, начинает играть важную социальную, экономическую и даже политическую роль.

Модернизация и интернационализация национальной системы высшего образования в этом смысле является необходимым элементом и даже предпосылкой в общей стратегии государства при переходе к инновационной модели экономики. Текущая доля России на международном рынке образовательных услуг составляет всего около 4,5%. Поэтому комплексная стратегия интернационализации позволит российским вузам и российской системе высшего образования в целом обрести необходимые конкурентные преимущества на международном образовательном пространстве. Было бы странно и даже опасно делать вид, что российская система образования и особенно наука развиваются вне или параллельно глобальной системе. О необходимости встраивания российской системы в общемировую неоднократно говорили на высшем уровне. В частности, в мае 2012 года был подписан президентский указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», который стал, по сути, отправной точкой целого ряда новых перспективных проектов и мероприятий в системе высшего образования России.

Расскажите, какие формы интернационализации образования реализуются в МГИМО?

В 2013 году в МГИМО была создана первая в России полностью самостоятельная англоязычная бакалаврская программа по направлению «международные отношения». Изначально программа создавалась исключительно для иностранных абитуриентов, однако позже поступление на программу было открыто и для российских граждан, получивших среднее образование за рубежом.

На протяжении шести лет в МГИМО успешно реализуются англоязычные магистерские программы Politics and Economics in Eurasia и Governance and Global Affairs. За это время более 100 магистров из Бельгии, Болгарии, Великобритании, Германии, Норвегии, Польши, США, Сербии, Турции, Таиланда, Франции, Хорватии, Швейцарии, России получили дипломы МГИМО. Впечатляет не только география студентов англоязычных программ, но и их послужной список. Учиться на международных программах в МГИМО приезжают выпускники Оксфордского, Болонского и Эдинбургского университетов, университета LUISS в Риме, Лондонского королевского колледжа и многих других престижных учебных заведений.

Англоязычные бакалаврские и магистерские программы, реализуемые полностью на нашей площадке, позволяют существенно легче проводить интеграцию иностранных студентов со всего мира в российское общество, упрощают процесс адаптации к российским реалиям и способствуют пониманию русской истории, культуры и традиций нашей страны.

Опираясь на стратегию развития контактов с ведущими зарубежными партнерами, мы занимаемся поиском потенциальных новых партнеров для наших программ и углубляем кооперацию с уже существующими. В 2016 году мы расширили линейку наших совместных программ с Редингским университетом, добавив новые программы по финансово-экономическим и управленческим специализациям к уже существующим. Наши студенты получили уникальную возможность обучения в Бизнес-школе Хенли (она относится к Редингскому университету).

С 2016 г. магистратура МГИМО проводит набор на англоязычную программу «Нераспространение оружия массового уничтожения» (совместно с Монтерейским институтом международных исследований при Миддлбери-колледж, США). Эта уникальная магистерская программа по нераспространению и противодействию терроризму, третьим партнером в которой выступает ПИР-Центр, — важный независимый источник прикладной экспертизы в этой области.

В 2017 году мы открываем новую международную англоязычную программу «Глобальная политика и международное сотрудничество», которая будет реализовываться на базе Международного учебного центра Марбелья в Испании, причем сразу на двух уровнях — бакалавриата и магистратуры. Это уникальный образовательный продукт, предполагающий, что первый год студенты-магистранты обучаются в Испании, оттачивая свои знания в области международных отношений и политологии, одновременно изучая испанский язык, а на втором году обучения они продолжат обучение в МГИМО. Те же, кто выберут для себя российско-испанский бакалавриат, проведут в Испании первые три года обучения.

Открытие новых совместных программ и стажировок позволило нам направить большее количество российских студентов за рубеж. Международный опыт позволяет им дополнить свою образовательную программу новыми знаниями и навыками, укрепить знание иностранных языков, познакомиться с новой культурой.

Как Вы оцениваете результаты МГИМО в области интернационализации?

МГИМО ежегодно принимает значительное число иностранных студентов. Их доля в общем контингенте сегодня составляет 18%. В магистратуре это цифра достигает на отдельных программах до 40–50%, а где-то и 95%. Но и на русскоязычных бакалаврских программах растят «иностранный компонент». Только в 2016 году на первый курс было зачислено более 220 студентов-иностранцев, тогда как общий набор едва превысил 1500 человек. Это очень серьезный показатель. В 2016 году по сравнению с 2015-м, число иностранных студентов регулярных программ выросло на 30%. Всего сейчас в МГИМО обучается 1473 иностранных студента, только в первом семестре более 200 студентов из вузов-партнеров прошли стажировку по программе обмена.

Более семидесяти человек ежегодно принимаются на годичную программу Подготовительного факультета для иностранных учащихся, большинство из которых по его окончании успешно поступают на русскоязычные программы Университета и отлично на них учатся. Неотъемлемой частью обучения иностранных граждан на образовательных программах в МГИМО, даже если это англоязычные программы, является интенсивное изучение русского языка наряду с изучением любого другого из широкой языковой линейки, предлагаемой МГИМО. В бакалавриате и магистратуре студенты-иностранцы, независимо от их стартового уровня, получают соответствующую их знаниям подготовку в объеме 10–12 часов в неделю. После первой успешной аттестации по русскому языку у иностранных учащихся появляется возможность взять в дополнение к русскому любой другой иностранный язык, а их у нас, напомню, 53 — это рекорд Гиннесса. Иностранные студенты принимают активное участие в наших летних образовательных школах.

Хочу отметить, что продолжается работа МГИМО по расширению договорной базы с вузами-партнерами. В 2016 учебном году было подписано 13 новых соглашений с университетами Бразилии, Испании, Италии, Китая, Нидерландов, Словакии, США, Франции, а также с Гаагской конференцией по международному частному праву, Сетевым университетом БРИКС.

Расскажите подробней об иностранных специалистах, приглашенных в МГИМО в 2016 году.

В 2016 году в МГИМО были приглашены более 100 профессоров из более чем 50 стран. Это именитые специалисты из ведущих мировых университетов и исследовательских институтов. Многие из приглашаемых нами профессоров сотрудничают с МГИМО уже в течение нескольких лет, а также охотно ведут интерактивные курсы лекций для наших студентов, как на английском, так и на своих национальных языках. Это позволяет студентам получать максимальный эффект от этих профильных занятий, улучшать свои знания по специальности и повышать лингвистические навыки. Отмечу, что благодаря возможности привлечения специалистов международного уровня наш университет не только сохраняет, но и укрепляет свои позиции не только на российском образовательном рынке, но и на зарубежном.

Каким образом МГИМО удается привлекать в свои стены такое значительное количество иностранных специалистов?

Наша стратегия привлечения лучших иностранных специалистов для проведения занятий и участия в совместных конференциях и проектах имеет несколько измерений.

Во-первых, мы приглашаем профессоров по линии сотрудничества с нашими партнерами, благодаря этому у нас читают лекции преподаватели ведущих зарубежных университетов: Американского университета (США), Сьянс По (Франция), Свободного университета Берлина (Германия), Редингского университета (Великобритания), Университета Эразма Роттердамского (Нидерланды), Университета Кампинас (Бразилия) и др.

Во-вторых, мы активно используем академические контакты наших специалистов и преподавателей с тем, чтобы пригласить крупных экспертов по определенными темам и направлениям, которые являются для нас ключевыми. К примеру, в 2016 году с курсом лекций у нас находились такие именитые зарубежные профессора, как Яцек Куглер, Марио Тело, Уильям Уолфорт, Джон Миршаймер. Кроме того, традиционным для нас является организация визитов и открытых лекций с участием известных публичных людей, послов, бизнесменов.

И конечно, не могу не отметить, что все эти смелые инициативы были бы немыслимы без финансовой поддержки наших попечителей. В области интернационализации мгимовского образования мы имеем возможность, прежде всего, опереться на щедрую поддержку нашего выпускника А.Б.Усманова и основанный им Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», финансирующий в нашем университете комплексную программу международной академической мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечивающий участие в нашем учебном процессе зарубежной профессуры.

Управление магистерской подготовки


1322
Распечатать страницу