В МГИМО обсудили вопросы организации международной деятельности в вузах

16.02.17

В МГИМО обсудили вопросы организации международной деятельности в вузах

В МГИМО обсудили вопросы организации международной деятельности в вузах

16 февраля под эгидой Ассоциации ведущих университетов в МГИМО открылась научно-практическая конференция «Принципы организации международной деятельности в российских университетах, способствующие международной конкурентоспособности».

В церемонии открытия участвовали председатель Ассоциации ведущих университетов, ректор СПбГУ Н.М.Кропачев, ректор МГИМО А.В.Торкунов, заместитель министра образования и науки В.Ш.Каганов, заместитель руководителя Россотрудничества Д.Ю.Гужеля, директор ФГБУ «Главэкспертцентр» В.И.Скоробогатова.

Тон всему мероприятию задало выступление Н.М.Кропачева, в котором он акцентировал внимание на целях и задачах Ассоциации и поставил вопрос о том, как должны регулироваться в России процессы взаимодействия с иностранными организациями, иностранными студентами и иностранными фондами. «Те требования, которые являются общими для всех вузов России независимо от их статуса, порой мешают нашим ведущим университеттос двигаться вперед», — отметил председатель Ассоциации. Среди задач, требующих первоочередного решения, спикер выделил проблему признания ученых степеней приглашенных преподавателей, а также трудности с регулированием вопроса о выдаче вузами собственного диплома дополнительно к основному диплому государственного образца. Николай Михайлович призвал академическое сообщество к диалогу и пообещал, что все предложения и вопросы, высказанные по итогам конференции, будут направлены в соответствующие учреждения и не останутся без внимания.

А.В.Торкунов посвятил свое выступление проблеме интернационализации как одной из стратегических задач российской высшей школы, выделив основные критерии интернационализации университетов, а также пагубные тенденции этого процесса, такие как погоня за рейтингами, ухудшение качества подготовки в угоду расширению международных образовательных программ, снижение финансовой устойчивости программ академической интернационализации и др. Он также предложил возможные пути развития «подлинной» интернационализации, основанные на развитии совместных академических, а не прикладных магистратур и совместных аспирантских программ. Ректор высказал предложение для руководства российских вузов по сращиванию образовательной деятельности в форме совместных лабораторий и исследований, приглашению иностранных профессоров и преподавателей, консолидированной работе с рейтингами.

В.Ш.Каганов коснулся деятельности Министерства образования и науки России в сфере увеличения конкурентоспособности российских вузов. Он подробно рассказал о программе по экспорту российского образования и других стратегических проектах, реализуемых в том числе совместно с Минэкономразвития. Об успехах Россотрудничества на поприще укрепления позиций российского высшего образования за рубежом рассказал Д.Ю.Гужеля. Он подробно остановился на проекте Russia Study, созданном специально для отбора иностранных граждан для обучения в России. На сегодняшний день получено уже более 80 тысяч заявок из 160 стран мира, количество стран-участниц программы постоянно увеличивается. В планах у Россотрудничества также привлечение иностранных абитуриентов к участию в вузовских олимпиадах с целью отбора наиболее способных и талантливых претендентов на получение высшего образования в нашей стране. Дмитрий Юрьевич обратил внимание присутствующих на тот факт, что Россия сегодня занимает первое место в мире по динамике привлечения иностранных студентов и надеется сохранить лидирующие позиции, а также достигнуть еще более внушительных результатов в этой сфере благодаря совместной работе с ведущими российскими вузами.

В.И.Скоробогатова подытожила выступления коллег с позиции Главэкспертцентра — организации, занимающейся признанием на территории России образования и квалификации, полученных за рубежом, — и высказала свое видение первостепенных задач, стоящих перед Центром, таких как проблема признания российского образования за границей и возможные сложности с признанием ученых степеней иностранных граждан, прибывающих в Россию для осуществления научно-образовательной деятельности. Приоритетной задачей на 2017 год она назвала работу по признанию российских дипломов в тех странах, с которыми у России нет действующих межправительственных соглашений.

Конференция продолжилась секцией «Формы и механизмы международного межуниверситетского сотрудничества в образовании и науке», дискуссией в формате круглого стола на темы «Международная аккредитация и маркетинг образовательных программ» и «Организация сотрудничества с зарубежными научными фондами и создание совместных грантов».

В работе конференции приняли участие 32 ректора и проректора вузов-членов Ассоциации, эксперты в области образования и международного сотрудничества, члены академического сообщества, представители государственных структур и общественных организаций, а также президент Ассоциации иностранных студентов России Абу Яо Никэз.

Портал МГИМО


1096
Распечатать страницу