VIII конференция Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству IREG

17.05.16

VIII конференция Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству IREG

VIII конференция Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству IREG

С 4 по 6 мая в Лиссабоне (Португалия) прошла VIII конференция Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству IREG, членом которой МГИМО стал осенью 2015 года.

В конференции приняли участие 164 делегата. Конференция прошла в Университете Nova de Lisboa и была посвящена теме «Рейтинги университетов и международные академические связи: объединяющий инструмент или помеха?». МГИМО на конференции представляла заместитель директора Института международных отношений и управления А.Соломенцева.

Рост популярности и значимости мировых и национальных рейтингов в современном образовательном пространстве является неоспоримым трендом. В то же самое время эти рейтинги, как и сама глобальная идея ранжирования мировых вузов, не идеальны — им свойственен целый ряд упущений и недостатков.

Выступающие неоднократно подчеркивали тот факт, что рейтинги в наши дни становятся не инструментом для самоанализа вуза и его деятельности, а самоцелью — чем выше технически каждый показатель, тем лучше. Многие ведущие мировые рейтинги упускают из своего поля зрения такие важные факторы, как трансфер знаний, интернационализация (доля иностранных преподавателей и студентов, и т.д.), связи с обществом, культурная деятельность, влияние на общественную политику и т.д.

Основными трендами современности в сфере образования также являются гомогенизация международного образовательного пространства с соответствующим фокусом на количественные, а не качественные изменения, усиление значимости интернационализации на всех уровнях (широкий спектр действий, стратегический подход, появление стратегий и амбиций на государственном уровне), вызовы в поиске источников финансирования соответствующих инициатив, тренд усиления приватизации через получение дохода, очевидный сдвиг от сотрудничества к соперничеству образовательных учреждений, усиление тренда регионализации с фокусом на Европу и др. Из трех столпов интернационализации (мобильность, образовательная программа, партнерские связи) международные рейтинги фокусируются лишь на первом. Интернационализация окончательно вошла в мейнстрим дискуссий о высшем образовании.

Главное, что упускается из виду не только самих вузов, но и правительств — интернационализацию нельзя рассматривать просто как цель, а необходимо рассматривать как средство, инструмент для диверсификации деятельности каждого отдельного вуза и национальной системы образования в целом. Таким образом, сегодня интернационализация оказывает влияние на международные рейтинги, но узкое и весьма ограниченное (фокус на индикаторах, количественных инициативах), а не всеобъемлющее, с фокусом на качественных изменениях в деятельности вузов.

В своих презентациях выступающие представители мировых вузов так или иначе задавались вопросом в духе Шекспира: «To be or not to be ranked?». К однозначному ответу так и не пришли. Главным выводом стал тот факт, что международные и национальные рейтинги (даже со всеми своими недостатками) никуда не исчезнут и будут и дальше играть значительную роль в процессе интернационализации высшего образования. Это вынуждает как рейтинговых экспертов, правительства, так и сами вузы продолжать участвовать в данном процессе, однако необходимо делать это разумно, стремясь не к механическому достижению определенных показателей, а к качественному улучшению всех параметров деятельности вузов и целых национальных систем высшего образования.

В конце конференции МГИМО был вручен официальный сертификат члена IREG Обсерватории.

Институт международных отношений и управления
Фото: B. Wieckowski (IREG) | Communications Office (Universidade NOVA de Lisboa)

002-IMG_5295.JPG
IMG_5385.JPG
IMG_5792.JPG
sert.jpg


948
Распечатать страницу