Положение об академическом рейтинге студентов МГИМО-Университета МИД России

ПОЛОЖЕНИЕ
об академическом рейтинге студентов
МГИМО(У) МИД России

Настоящее Положение определяет единые для всех факультетов и институтов Университета подходы к использованию рейтинговой системы оценки учебной работы студентов, внедряемой в соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства образования Российской Федерации в целях повышения качества образования.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Рейтинговая система оценки учебной работы студентов (далее – академический рейтинг) – инструмент управления образовательным процессом, предполагающий ранжирование студентов по результатам кумулятивной (накопленной) оценки их персональных достижений в учебной деятельности и социальной активности.

2. Академический рейтинг устанавливает уровень подготовки студента относительно других студентов в сопоставимых условиях.

3. Использование академического рейтинга направлено на решение следующих основных задач:

1) Повышение мотивации студентов к активной и равномерной учебной работе в течение всего семестра по усвоению фундаментальных основ профессиональных знаний и умений.

2) Совершенствование планирования и организации образовательного процесса посредством увеличения роли индивидуальных форм работы со студентами; упорядочения системы контроля знаний, умений и навыков студентов; выработки единых требований к оценке знаний в рамках каждой отдельной учебной дисциплины или групп дисциплин.

3) Получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения, а также о персональных академических достижениях студентов для их морального и материального поощрения:
• предоставления преимущественного права при поступлении в магистратуру и аспирантуру;
• присуждения грантов для обучения или стажировок в зарубежных вузах;
• назначения повышенных стипендий;
• выдвижения на именную стипендию;
• рекомендации при устройстве на работу и прочих форм поощрения.

4. Рейтинговая система оценки учебной работы студентов является единой для всех факультетов и институтов Университета.

5. Академический рейтинг каждого студента определяется по итогам каждого семестра, по окончании зимней и летней зачетно-экзаменационной сессии.

II. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ СТУДЕНТА

1. Интегральные рейтинговые показатели.
Основой для определения рейтинга студента являются интегральные рейтинговые показатели.

1.1. По индивидуальным семестровым оценкам для каждого студента вычисляются следующие интегральные рейтинговые показатели:
- Рейтинговые показатели по каждой из дисциплин, изучаемых в течение семестра (Р дисц.);
- Общий рейтинговый показатель за семестр (ОР сем.);
- Общий рейтинговый показатель, достигнутый за учебный год (ОР год);
- Итоговый рейтинговый показатель, достигнутый студентом за все годы обучения в Университете. (Показатель выводится независимо от того, на каком курсе обучался студент в момент введения рейтинговой системы. Данное положение начинает действовать с 2004/2005 учебного года.)

Базовыми являются рейтинговые показатели по дисциплинам (Р дисц.), на основе которых далее вычисляются ОР сем. и ОР год.

1.2. Интегральные рейтинговые показатели формируются на основе оценки знаний студента по изучаемым дисциплинам в течение семестра (Блок 1), по итогам зачетно-экзаменационных испытаний (Блок 2) и оценки социальных характеристик студента (Блок 3).

Все три Блока оценки учитываются при расчете интегральных рейтинговых показателей в разной степени, в зависимости от «веса» каждого из Блоков.

Приняты следующие весовые коэффициенты для Блоков оценки:
- результаты текущего контроля знаний (Блок 1)- весовой коэффициент 0.4;
- результаты зачетно-экзаменационной сессии (Блок 2) - весовой коэффициент 0.5;
- оценка социальных характеристик студента (Блок 3) – весовой коэффициент 0.1.

1.3. Сопоставимость рейтинговых показателей студента по разным дисциплинам и Блокам академического рейтинга обеспечивается принятием единого механизма оценки знаний студентов, выраженного в %, согласно которому 100% - это полное усвоение знаний по учебной дисциплине, соответствующее требованиям учебной программы. Если студент получает рейтинговую оценку ниже 100%, то это означает, что какая-то доля от общего необходимого объема знаний студентом не усвоена.

Максимальный результат, который может быть достигнут студентом по каждому из Блоков рейтинговой оценки – 100%.

1.4. Введение рейтингового механизма оценки знаний студентов в % не отменяет существующие оценки, выставляемые по пятибалльной шкале.

Принята шкала соответствия рейтинговых оценок пятибалльным оценкам: 90 – 100% - «отлично» (5); 75 – 89% - «хорошо» (4); 60 - 74% - «удовлетворительно» (3); менее 60% - «неудовлетворительно» (2).

1.5. Критерии оценки знаний студентов в рамках каждой учебной дисциплины или групп дисциплин вырабатываются преподавателями согласованно на кафедрах Университета исходя из требований образовательных стандартов.

2. Текущий контроль знаний.

2.1. Результаты текущего контроля знаний студента являются показателем того, как студент работал в течение семестра.

2.2. Оценка работы студента в течение семестра осуществляется ведущим преподавателем в соответствии с разработанной им системой контроля за усвоением различных разделов изучаемого курса. Система контроля может сочетать как письменные, так и устные; как групповые, так и индивидуальные формы.

2.3. В течение семестра преподавателем должно быть проведено не менее 3-х контрольных проверок знаний по каждому студенту из учебной группы; контроль за усвоением учебного материала должен быть равномерно распределен в течение семестра. Для дисциплин, преподаваемых в течение всего семестра, устанавливаются следующие контрольные сроки: 6-я, 12-я и 15/16 недели семестра. Для других дисциплин конкретные временные рамки не устанавливаются, а действует общее положение о равномерном распределении контроля знаний студентов в течение всего периода изучения дисциплины.

Результирующей оценкой по дисциплине (по Блоку 1) является средняя оценка, полученная студентом по итогам всех форм контроля в течение всего цикла изучения дисциплины в семестре.

2.4. Преподаватель обязан информировать студентов о критериях оценки знаний по дисциплине, о результатах каждого контрольного среза, о достигнутом уровне успеваемости (в %) по предмету на разных этапах семестра.

2.5. Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за участие в научной деятельности или особые успехи в изучении дисциплины. Преподаватель может самостоятельно принимать решение о «премировании» соответствующих студентов дополнительными рейтинговыми баллами за подготовку доклада и выступление на научном семинаре или конференции; опубликование научной работы и прочие достижения.

3. Результаты зачетно-экзаменационной сессии.

3.1. Рейтинговым показателем по Блоку 2 является оценка, полученная студентом на экзамене или зачете (если изучение дисциплины в семестре заканчивается зачетом).

Ответ студента на экзамене или зачёте оценивается в % с учетом шкалы соответствия рейтинговых оценок пятибалльным оценкам.

3.2. В зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку выставляются оценки по пятибалльной шкале и рейтинговые оценки в %.

При получении студентом на экзамене или зачёте неудовлетворительной оценки в ведомость выставляется рейтинговая оценка в % (<60%), соответствующая фактическим знаниям (ответу) студента.

3.3. При пересдаче экзамена или зачета используется следующее правило для формирования рейтинговой оценки:

- 1-я пересдача – фактическая рейтинговая оценка, полученная студентом за ответ, минус 10 (%);

- 2-я пересдача – фактическая рейтинговая оценка, полученная студентом за ответ, минус 20 (%).

4. Оценка социальных характеристик студентов.

4.1. Оценка социальных характеристик студента рассматривается как неотъемлемый элемент учебно-воспитательного процесса, проводится в целях повышения ответственности и организованности студентов, их мотивации к глубокому и всестороннему усвоению необходимого объема знаний, а также привития навыков систематической работы.

4.2. Параметры оценки социальных характеристик утверждаются руководством Университета. В число необходимых для включения в оценку параметров входят:

• посещаемость занятий;
• работа над самостоятельными заданиями;
• уважительное, корректное общение с преподавателем;
• прилежание и трудолюбие;
• общая эрудиция;
• активность на занятиях.

4.3. Оценка личностных социальных характеристик студентов осуществляется преподавателем один раз в семестр.

Преподаватель обязан проинформировать студентов о тех требованиях, которым должен соответствовать студент МГИМО(У) в рамках учебного процесса.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

1. Организационное, методическое и информационно-аналитическое обеспечение академического рейтинга осуществляет лаборатория социологического мониторинга.

2. Ответственность за сбор рейтинговой информации и контроль за ее достоверностью, а также обеспечение кафедр ведомостями и анкетами возложена на деканаты факультетов и Институтов Университета.

3. Ответственность за осуществление академического рейтинга преподавателями, заполнение ими рейтинговых ведомостей и анкет, а также полноту, достоверность и своевременность предоставляемой в деканаты информации как в бумажном, так и в электронном виде возложена на кафедры Университета.

4. Ответственность за обеспечение программной и технической поддержки рейтинговой системы, а также оказание своевременной технической помощи факультетам и институтам Университета в осуществлении академического рейтинга возложена на Управление информационно-технического обеспечения Университета.

IV. ДОПУСК К ИНФОРМАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ АКАДЕМИЧЕСКОГО РЕЙТИНГА СТУДЕНТОВ

1. Развернутая итоговая информация об академическом рейтинге студента является конфиденциальной. К ней имеют доступ руководство Университета, а также руководство факультетов и институтов.

2. Студенты имеют допуск только к той итоговой информации, которая касается их непосредственно.

Информирование студентов о достигнутом рейтинге за семестр в целом и по дисциплинам, изучаемым в течение семестра, должно осуществляться деканатами. В этих целях деканаты могут использовать как проведение индивидуальных консультаций, так и размещение на информационных стендах деканатов списков с рейтинговыми показателями студентов без указания их Ф.И.О., а только с указанием идентификационных номеров студентов - № зачетных книжек.

3. В целях повышения мотивации студентов к получению глубоких и прочных знаний, к общественной активности и постоянному личному совершенствованию достоянием гласности является информация о студентах, вошедших в группу «Лучшие студенты Университета» (с рейтинговыми показателями 90–100%), «Лучшие студенты факультета/института» (с рейтинговыми показателями от 80 до 100%), а также о тех поощрениях, которые получили студенты по итогам академического рейтинга в учебном году.