Кафедра русского языка для иностранных учащихся

Информация

МГИМО-Университет МИД России был создан в 1944 году. Всего лишь двумя годами позже в МГИМО начали готовить специалистов-международников из зарубежья. Первыми иностранцами, обучавшимися в вузе, стали студенты из Монголии. Преподавание в институте велось на русском языке, следовательно, возникла необходимость обучения иностранных студентов русскому языку. Так был заложен фундамент, на котором впоследствии была создана кафедра русского языка для иностранных учащихся.

Кафедра русского языка для иностранных учащихся за годы своего существования претерпела множество преобразований, но неизменным остается высокий уровень владения русским языком учащимися, прошедшими обучение на нашей кафедре. По своей сути кафедра является общефакультетской, так как ее преподаватели обучают иностранных учащихся всех факультетов МГИМО. Кафедра русского языка для иностранных учащихся является одной из ведущих кафедр университета.

Важным событием в истории кафедры стало ее принятие 3-его декабря 1999 г. в члены Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Это позволило кафедре включиться в единое информационное пространство, объединяющее всех ведущих российских специалистов в области русского языка и литературы, и открыло новые перспективы для делового и научного сотрудничества с коллегами из других стран.

Главная задача, стоящая перед кафедрой — языковая подготовка иностранных учащихся. Для успешного решения этой задачи ведется постоянный поиск новых концепций и подходов к преподаванию. Одной из важнейших задач, решаемых кафедрой в настоящее время, является создание вариативной системы обучения, базирующейся на традиционной методике и учитывающей современные социолингвистические требования, предъявляемые к уровню владения иностранным языком.

Основными направлениями деятельности кафедры являются учебно- и научно-методическая работа.

В рамках учебно-методической работы дифференцируется преподавание русского языка как иностранного (для учащихся из стран дальнего зарубежья) и как неродного (для учащихся из стран СНГ), хотя, следует отметить, в последнее время граница между этими категориями учащихся бывает зачастую достаточно условна.

Преподавание русского языка как иностранного строится по уровням:

  • 1-й уровень — начальный этап обучения (подготовительное отделение для иностранных учащихся выделено как самостоятельное направление в работе кафедры, которому уделяется самое серьезное внимание, т.к. на этом этапе формируются языковые знания, навыки и умения, которые станут определяющими в дальнейшей учебной деятельности учащегося);
  • 2-й уровень — бакалавры (русский как основной, второй или третий иностранный язык);
  • 3-й уровень — магистры (русский как основной, второй или третий иностранный язык);
  • 4-й уровень — аспиранты (русский как основной иностранный язык).

В последние годы значительно увеличился поток иностранных стажеров, прибывающих к нам на краткие сроки обучения (1–2 семестра) из стран Азии, Европы и Америки. Для этой категории учащихся кафедрой постоянно разрабатываются и усовершенствуются специальные программы.

Преподавание русского языка как неродного для студентов и аспирантов из стран ближнего зарубежья (СНГ) ведется по 3 циклам. Каждый цикл, в основе которого лежит учебно-методическая программа, разработанная кафедрой, соответствует одному, двум или трем годам обучения.

В соответствии с современными требованиями важным направлением в работе кафедры стало проведение тестирования иностранных учащихся по русскому языку на базе единых общероссийских тестов, в разработке, подготовке и усовершенствовании которых кафедра также принимала и принимает самое активное участие.

Научно-методическая работа кафедры охватывает широкий круг научных аспектов. Сегодня сфера научных и научно-методических интересов кафедры значительно расширилась по сравнению с предыдущими периодами. Это обусловлено кадровым составом кафедры, увеличением количества преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание. Сейчас на кафедре из 33 преподавателей — 15 доцентов, кандидатов наук, 14 старших преподавателей и 4 преподавателя. Подавляющее большинство преподавателей кафедры имеет многолетний опыт практической работы. Несмотря на то, что кафедра не является профильным филологическим подразделением, сотрудники кафедры ведут научные разработки в области лингвистики, которые получили широкий отклик среди научной общественности. Основной сферой научных интересов сотрудников кафедры остается методика (вопросы совершенствования обучения языку специальности, методика обучения иностранных учащихся в вузе, методика использования мультимедийных средств в процессе обучения и т.д.). Помимо этого, сотрудниками кафедры ведутся активные разработки лингвокультурологической проблематики, интерес к которой в последнее время заметно вырос.

С 1997 г. кафедрой ежегодно проводился межвузовский научно-методический семинар «Теория и практика преподавания русского языка иностранным учащимся в вузе», который был преобразован с 2009 г. в международную конференцию, проходящую раз в два года в рамках программы «Русский язык в XXI веке». В работе конференции принимают участие коллеги из ведущих вузов страны (МГУ им. М.В.Ломоносова, РУДН, Института русского языка им. А.С.Пушкина и др.) и зарубежные коллеги. По итогам конференции издается научный сборник. Преподаватели кафедры постоянно принимают участие в научных форумах, симпозиумах, конференциях и семинарах как в России, так и за рубежом. Научные публикации — одно из важнейших направлений научной работы кафедры. Кафедрой ежегодно оппонируются диссертационные работы филологического профиля, защищаемые в различных вузах страны.

Ведется работа по созданию учебных материалов, направленных на использование при подготовке специалистов-международников не только в МГИМО, но и в других вузах. Практическим результатом научно-методической работы кафедры стал выпуск большого числа учебников и учебных пособий для иностранцев, изучающих русский язык. Достоинством большинства этих изданий является то, что они, учитывая традиции и специфику преподавания русского языка в МГИМО, стали востребованными в общероссийском масштабе. Большой интерес издания кафедры вызывают у зарубежных коллег.

Кафедра постоянно меняется, координируя свою деятельность в соответствии с требованиями современности — в этом залог успешной работы.

За заслуги в подготовке специалистов-международников кафедра награждена почетными грамотами МГИМО. Ряд преподавателей кафедры имеет награды Правительства Москвы, награды МИД РФ и награды МГИМО. Кафедра получила несколько государственных и частных грантов на осуществление актуальных проектов. Активный интерес к работе кафедры проявляют зарубежные коллеги. Опыт специалистов кафедры востребован — наши преподаватели успешно работают не только в МГИМО, но и за рубежом.

Основные направления работы кафедры:

  • Преподавание русского языка иностранным студентам I–IV курсов (бакалавриат) и магистрантам факультета международных отношений (МО), факультета международного права (МП), факультета международных экономических отношений (МЭО), факультета международной журналистики (МЖ), факультета политологии (ФП), факультета международного бизнеса и делового администрирования (МБДА), института европейского права, российско-французской и российско-норвежской магистратуры.
  • Преподавание русского языка иностранным специалистам, работающим в России.
  • Предвузовская подготовка иностранных учащихся (начальный этап обучения).
  • Преподавание русского языка и литературы на подготовительных курсах для поступающих в МГИМО (У) МИД РФ.
  • Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность: разработка новых концепций и подходов к преподаванию русского языка как иностранного.
  • Создание вариативной системы обучения, базирующейся на традиционной методике обучения русскому языку и учитывающей достижения новейших методов преподавания.
  • Языковая картина мира: определение, изучение и систематизация необходимого минимума фоновых знаний, обеспечивающих адекватное речевое поведение учащихся.
  • Написание учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному.
  • Создание материалов по научному стилю речи, учитывающих особенности преподавания русского языка в МГИМО.
  • Внедрение в практику преподавания результатов современных исследований русского языка.
  • Углубленное изучение наиболее трудных разделов грамматики русского языка с учетом достижений современной системной лингвистики и системной типологии языков.
  • Использование новейших информационных технологий (лингводидактических компьютерных программ, средств Интернет и мультимедиа).
  • Оказание консультационной помощи иностранным преподавателям русского языка и переводчикам.
  • Рецензирование учебников и учебных пособий по русскому языку.
  • Оппонирование на защитах диссертаций.

THE DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE FOR FOREIGN STUDENTS

The Department of Russian Language for Foreign Students was established in 1946, when the first foreign students began to study in the Institute. The students came from Mongolia.

The professors of the Department teach students of all faculties. On the 3-th of December, 1999 the Department became a member of the Russian Association of Teachers of Russian, which associates leading Russian specialists in the field of the Russian language and literature, and also promotes business and scientific cooperation with professors from other countries.

The main goal of the Department is teaching foreign students in Russian. Professors use modern methods of teaching foreign languages, search for the new concepts of teaching.
The main directions of the Department’s are activity education and research work.

Education: teaching of the Russian language as a foreign language (for the students from foreign countries) and as a non-native language (for students from the Commonwealth of Independent States).

Levels of teaching Russian as a Foreign Language:

  • first level — the initial stage of studying;
  • second level — bachelors (Russian as a basic, second or third foreign language);
  • third level — masters (Russian as a basic, second or third foreign language);
  • fourth level — Ph. D. student (Russian as a basic foreign language).

In recent year the department has created specific programs for the foreign probationers, who come from Europe, Asia and America to study the Russian language for one or two terms.

The Head of the Department: Nina D. Afanasieva, Ph. D. in Pedagogy

Department Staff:

There are 33 teachers (15 associate professors, PhDs; 14 senior teachers and 4 teachers). The main field of the professors’ scholastic interest is methods of teaching Russian as a foreign language (teaching the language of profession, teaching in colleges and universities, using the technological equipment of teaching, etc).

The professors of the Department created the textbooks of the Russian language for foreign students, which are used in other universities of Russia and abroad.

Since 1997 professors conduct a scientific conference «Theory and practice of teaching Russian as a foreign language in institutes», since 2009 — International Conference through the program «The Russian Language in the XXI Century». A lot of professors from well-known universities of Russia and other countries take part in the conference.

The Professors of the department participate in scientific symposiums, conferences. Publication of scientific articles is one of the important directions of the department activity.

Ответственный за предоставленную информацию — М.В.Беляков

Полный текст