Кафедра менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности

Информация

English version

Кафедра менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности начала свое развитие в марте 1979 года, когда на базе факультета Международных экономических отношений в целях обеспечения высокой профессиональной подготовки специалистов-практиков для внешнеторговой и внешнеэкономической сферы была создана кафедра организации и управления внешней торговли. Первым ее заведующим стала заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор МГИМО Ирина Никоновна Герчикова, в трудах которой заложены основы научной школы менеджмента, маркетинга и коммерции. Название кафедры, ее профиль и набор преподаваемых дисциплин на протяжении последующих лет менялись и дополнялись в соответствии с требованиями времени. В 1988 году кафедра получила новое наименование — управление внешнеэкономическими связями и маркетинга. Помимо традиционных для кафедры дисциплин в этот период были разработаны и введены в учебный процесс новые курсы: «Маркетинг», «Международное коммерческое дело», «Международное рекламное и выставочное дело», «Товарные биржи и биржевые операции», «Международное патентно-лицензионное дело».

С началом активной перестройки экономического механизма в России и организации ее внешнеэкономических связей были существенно изменены и усовершенствованы набор и содержание основных дисциплин, введено много новых курсов. В частности, были введены в учебный процесс дисциплины: «Менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Международная стандартизация и сертификация продукции», «Управление предприятием в РФ», «Управление производством», «Использование ЭВМ в коммерческой деятельности», «Управление персоналом», «Организационное поведение».

В связи с изменением содержания учебного процесса и расширением проблематики научной работы в 1993 году кафедра получила новое наименование — кафедра менеджмента и маркетинга, и в качестве выпускающей была закреплена за факультетом Международного бизнеса и делового администрирования, продолжая при этом активно работать на факультетах МЭО, ФПЭК и в других учебных структурах МГИМО. Позднее для более точного соответствия профилю кафедра стала называться кафедрой менеджмента, маркетинга и коммерции.

В 1997 года кафедру менеджмента, маркетинга и коммерции возглавила заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор Раиса Борисовна Ноздрева. За этот период были значительно расширены специализированные сферы подготовки, и прежде всего на основных программах бакалавриата и в магистратурах факультета международного бизнеса и делового администрирования, факультета междуна­родных экономических отношений, а также на факультете прикладной экономики и коммерции. Кафедральные курсы, базовые для менеджеров и экономистов-международников в области менеджмента, маркетинга и организации бизнеса в настоящее время преподаются также в Международном институте управления, в Международном институте энергетической политики и дипломатии, на факультетах Международной журналистики и Международных отношений. Ведущие профессора кафедры менеджмента и маркетинга (Н.Б.Ноздрева, М.И.Соколова, Н.Ю.Конина, А.Г.Дементьева и др.) явились инициаторами и в настоящее время возглавляют такие магистерские и МВА-программы, как Международный бизнес, Международный менеджмент, Управление внешнеэкономической деятельностью и современные маркетинговые технологии, Подготовка менеджеров среднего звена, Международный нефтегазовый бизнес и освоение ресурсов Арктики и многие другие, которые предполагают сотрудничество с ведущими зарубежными вузами мира.

В октябре 2008 г. на базе кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции была создана кафедра управления внешнеэкономической деятельностью, которую возглавила к.э.н., профессор Ольга Ильинична Дегтярева. Свое дальнейшее теоретическое и методологическое развитие получили такие дисциплины как «Международное коммерческое дело», «Товарные биржи и биржевые операции», «Международное патентно-лицензионное дело», «Международная стандартизация и сертификация продукции, «Организация и управление внешнеэкономической деятельностью в РФ», «Экономика предприятия» и др. В сентябре 2015 г. в целях оптимизации учебного процесса кафедра управления внешнеэкономической деятельностью вновь вошла в состав кафедры менеджмента и маркетинга, и с этого момента объединенная кафедра получила свое нынешнее название — кафедра менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время на кафедре преподается более 60 курсов, основными из которых, помимо перечисленных выше, являются: «Предпринимательство», «Регулирование предпринимательской деятельности», «Управление международной компанией», «Антикризисное управление», «Организационное проектирование», «Международный маркетинг», «Маркетинговые исследования», «Организационное поведение», «Управление проектами» и др.

Творческие разработки преподавателей кафедры дают возможность углублять практические навыки и компетенции студентов и слушателей различных программ бизнес-образования по таким проблемам, как управление человеческими ресурсами, корпоративные слияния и поглощения, бренд-менеджмент, медиапланирование, современные аспекты менеджмента, социология и психология рекламы, разработка рекламного продукта, мерчендайзинг, бизнес-планирование и др.

Последние годы характеризуются разработкой около двух десятков курсов по профилю кафедры на английском языке для совместных с зарубежными вузами программ: российско-французской, российско-франко-итальянской, российско-норвежской, российско-итальянской, российско-английской и других магистратур университета, например: «Организация компании в России», «Развитие предпринимательства в России», «Антикризисное управление в РФ», «Крупный бизнес в России», «Иностранное предпринимательство в РФ», «Рекламный рынок в РФ и медиапланирование», «Особенности управления производством в РФ», «Особенности маркетинга в РФ», а также деловых игр: «Анализ зарубежного рынка», «Стратегический менеджмент в России» и др.

Развитие научной школы обеспечивается прежде всего за счет создания учебников и учебных пособий, а также за счет использования новых, интерактивных методов ведения занятий в форме кейс-стади (реальная ситуация), деловых игр, мультимедийных средств презентации лекционных курсов, «круглых столов», конференций и т.д., что в том числе обеспечивает компетентностный подход в обучении, когда во главу угла ставится развитие у студентов практических навыков по соответствующим направлениям преподаваемых дисциплин, формирует у них умение принимать решения в реальных рыночных ситуациях, включая кризисные.

В связи с развитием в Университете различных целевых программ магистрской подготовки и программ МВА кафедрой разработан и читается целый ряд курсов по специализированным направлениям менеджмента, маркетинга и организации международного бизнеса, в частности, в сфере нефтегазодобычи, электроэнергетики, железнодорожных перевозок, индустрии спорта, военно-технического сотрудничества и др.

Результаты научной и научно-методической деятельности ученых воплощены в десятках монографий и учебников. Около 40 учебников и пособий имеют гриф Министерства образования и науки РФ и соответствующих УМО. Только за период с 2000 по 2015 гг. общий объем научных и научно-методических публикаций составил более 5000 печатных листов.

Кафедра стала инициатором создания бизнес-инкубатора в МГИМО (руководитель — к.э.н. доцент О.М.Хотяшева), который в настоящее время активно сотрудничает с зарубежными структурами и способствует развитию у студентов навыков по start-up в бизнесе и разарботке бизнес-планов в реальной предпринимательской среде.

Все преподаватели кафедры имеют ученые степени. В ее составе 7 докторов и 18 кандидатов наук. Преемственность в развитии научной школы обеспечивается активной работой по воспитанию молодых ученых из числа лучших выпускников МГИМО в рамках аспирантуры. Под руководством профессоров и доцентов кафедры было защищено более 70 диссертаций.

С сентября 2014 г. кафедру возглавляет доктор экономических наук, профессор Наталия Юрьевна Конина.

Последнее обновление — сентябрь 2016 года


The Department of Management, Marketing and Foreign Economic Activities was set up as part of School of International Economic Relations in 1979 to ensure high level of professional training of practitioners in foreign trade and foreign economic activity. The first Department Head was Irina Gerchikova, the Honoured Scientist of Russian Federation, Emeritus Professor of MGIMO who laid the basis for School of Management, Marketing and Commerce. The name of the Department, its specialization, the subjects taught underwent changes in accordance with developing situation.

In 1988 the department was renamed into Department of Foreign Economic Activities Management and Marketing.  New courses such as Marketing, International Business Operations, International Advertising and Exhibitions, Commodityexchangesandoperations with commodities, Internationalpatentsandlicenses were introduced.

Later on the set and content of basic courses were updated and new courses such as Management, Innovation Management, International Management, Strategic Management, International Standardization and Certification, Operations Management, IT in business, HR Management, Organizational Behaviour were scheduled.

The Department got another name of Management and Marketing in 1993. The Department got the status of graduate chair within the School of International Business and Business Administration.  The Department’s teaching staff continued working for School of International Economic Relations and School of Applied Economics and Commerce.

Later on the Department was entitled as Management, Marketing and Commerce. In 1997 the Honoured Scientist of Russian Federation, Doctor of Economics, Professor Raisa Nozdreva took charge of the Department. Over the period the sphere of major courses was widened, in particular for basic baccalaureate disciplines and International Business master programmes. The major courses for managers and international economists in management, marketing and business are taught at School of International Business and Business Administration, School of International Economic Relations, School of Applied Economics and Commerce, International Institute of Administration, International Institute of Energy Policy and Diplomacy, School of International Journalism, School of International Relations.

Head researchers of the Department N.Nozdreva, M.Sokolova, N.Konina, A.Dementyeva, O.Degtyareva and others took the initiative in curriculum development. They take responsibility of the International Business and Business Administration master programmes such as International Businness, Foreign Economic Activities Management, International Management and  Middle managers’ training programmes.

In 2008 Department of Foreign Economic Activities Management was set up. Professor Olga Degtyareva was in charge. Such disciplines as International Business Operations, Commodity exchanges and operations with commodities, International patents and licenses, International Standardization and Certification, Organization and Management of Foreign Economic Activities in Russian Federation, Firm Economics got their theoretical and methodological development.

In 2015 the Department of Foreign Economic Activities Management merged with Management and Marketing Department. The Department got its current name of Department of Management, Marketing and Foreign Economic Activities.

At present more than 60 courses are taught with the major ones such as Management, Innovation Management, International Management, Strategic Management, International Standardization and Certification, Operations Management, IT in business, HR Management, Business Activity, Business Regulation, Anti-crisis Management, Organization Design, Marketing, International Marketing, Marketing research, International Advertising, Organizational Behaviour, International Business Operations, Commodity exchanges and operations with commodities, Organization and Management of Foreign Economic Activities in Russian Federation and others.

Course books by Department’s teaching staff enable students to develop their professional skills and competencies in human resources management, mergers and acquisitions, brand management, media planning, current management issues, advertising, product design, business planning.

New master courses in English have recently been developed for cooperation with foreign universities. New course books enable students to develop their professional competencies through new interactive methods, case studies, business role playing games, multi-media facilities applied for lectures, round table discussions and conferences. Competency-building approach is realized through all these methods. The main goal is to develop students’ practical professional skills, to teach them to take decisions in authentic market circumstances including economic crisis.

Under the guidance of the Department specific courses in oil production, electric-power industry, railway transportation, military and technical cooperation have been elaborated.

A business incubator under the guidance of Associate Professor Khotyascheva was set up in the university. It cooperates with foreign institutions, enables students to develop their professional skills in startup projects, business plan development.

Researches of the Department are represented in a number of theses, articles and books.

All teaching staff have been rewarded science degrees: 7 Doctors of Science and 18 Candidates of Science. Graduates from the university take their post graduate courses in the Department: more than 70 theses have been presented.

Since 2014 the Head of the Department is Doctor of Economics, Professor Natalia Konina.


Полный текст