Кафедра английского языка №7

контакты

Комната: 2063 Телефоны для справок: +7(495)433-85-77 E-mail: eng7@mgimo.ru

Информация

Преподаватели кафедры ведут занятия по английскому языку на факультете политологии МГИМО, где изучение английского языка является обязательным в качестве основного иностранного языка или в качестве второго иностранного языка.

  • Обе образовательные программы — «Английский язык (основной)» и «Английский язык (второй)» — направлены на формирование иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся, то есть способности и готовности осуществлять эффективное общение на английском языке в разнообразных, и в особенности в профессионально-значимых, ситуациях.
  • Большое внимание уделяется развитию письменной речи на английском языке. Целями курса являются ведение переписки делового и личного характера, написание эссе, резюме и аннотаций на английском языке.
  • Помимо этого, у студентов факультета целенаправленно формируются умения чтения и аудирования на иностранном языке.

Программа предусматривает обучение различным видам чтения: аналитическому, просмотровому и ознакомительному, — а также направлена на развитие умений критически оценивать представленную автором информацию, анализировать текст с точки зрения логики его построения, риторических приемов воздействия на аудиторию, целей, которые преследует автор. Работа в рамках этого курса ведется с различными видами текстов: текстами информативного характера, художественными текстами, публицистическими текстами, а также текстами научного стиля по политологической проблематике.
В курсе аудирования представлены многочисленные аудиотексты информативного, публицистического и художественного характера, видеоматериалы, а также телепрограммы новостей крупнейших телекомпаний, работа с которыми ведется в специально оборудованных компьютерных классах. Кафедра широко использует новые обучающие компьютерные технологии.

  • Особое внимание в программе подготовки специалистов на факультете уделяется языку специальности. При том, что профессионально-значимые умения формируются и развиваются в курсе общего языка, существует отдельный курс языка специальности, целью которого является формирование у студентов политологических концептов на английском языке, обучение чтению специальной литературы, развитию профессиональной речи, а также формирование умений переводческой деятельности всех видов в сфере профессионального общения.
  • Доценты И.А.Мазаева, Н.А.Чес и Б.А.Осокин разработали программу магистерской подготовки по направлению «Педагогическое образование», целью которой является подготовка высококвалифицированных специалистов в области педагогики высшей школы, педагогической психологии, а также методик и технологий обучения иностранным языкам. Практическая часть педагогической подготовки магистрантов осуществляется под руководством ведущих преподавателей кафедр иностранных языков МГИМО и привлеченных специалистов Российской академии образования.

Кафедра принимает экзамены кандидатского минимума по английскому языку у соискателей и аспирантов.

Изучение английского языка по курсам

Для студентов, изучавших английский язык в средней школе
Студентам, изучавшим английский язык на ступени общего образования, на первом и втором году обучения по программам английского как основного иностранного языка или второго иностранного языка предлагается общий курс языка. Эти программы преследует цель развития общих умений владения английским языком. Последние опираются на комплекс специфичных для иностранного языка компетенций, таких, как владение языковыми средствами (лексические и грамматические знания и умения) и процессами порождения и распознавания речи, орфографические знания и умения; произносительные умения; знание социокультурного контекста, в котором используется язык, а также знание и понимание того влияния, которое оказывает социокультурный контекст на выбор языковых форм; способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией, то есть осуществлять выбор языковых форм в зависимости от характеристик коммуникативной ситуации: места, отношений между коммуникантами, коммуникативного намерения. Формирование этих компетенций является задачей курса обучения английскому языку на первом и втором курсах, что закладывает необходимый фундамент для освоения студентами умений профессионального общения на английском языке.

В общем курсе английского языка как основного изучаемого иностранного языка в первом и втором семестрах аудиторные занятия проводятся по 10 часов в неделю, а в третьем и четвертом семестрах по 8 часов в неделю. В общем курсе английского языка как второго занятия проводятся по 6 часов в неделю. Основными сферами общения, в рамках которых осуществляется формирование и развитие коммуникативных умений, являются личная, общественная и образовательная сферы со значительным акцентом на тематике общественной сферы, например, «Проблемы экологии и окружающей среды», «Человек в XXI веке: социальные и экологические последствия урбанизации». Большое внимание уделяется лингвострановедению, например, в таких разделах, как «Система государственного устройства современных демократий (на примере Великобритании и США)», «Законодательная власть и правоохранительные органы в США и Великобритании» и другие. Курс позволяет студентам значительно совершенствовать свое владение английским языком, и по окончании второго курса студенты, изучающие английский язык как первый, владеют английским языком на уровне «Пороговый продвинутый уровень» (В2) общеевропейской классификации.

  • На втором курсе обучение базируется на материале учебника Е.Б.Ястребовой, Л.Г.Владыкиной, М.В.Ермаковой «Coursebook for Upper Intermediate Students». Один из авторов этого учебника, старший преподаватель М.В.Ермакова, является сотрудником нашей кафедры;
  • курс языка специальности, начинающийся в третьем семестре, занимает два часа в неделю. Данный курс закладывает лексические основы языка специальности, обучает студентов особенностям лексико-грамматического оформления специальных текстов, а также основам перевода текстов, характерных для профессиональной сферы общения.

Занятия на курсе проводятся по учебнику Гуськовой Т.И., Городковой Е.А. «Английский для политологов», специально разработанному с учетом потребностей курса.

Для студентов, не изучавших английский язык в средней школе

  • Студентам, не изучавшим английский язык на ступени общего образования и начинающим изучать его на ступени высшего образования, предлагается интенсивный курс английского языка на первом и втором году обучения по программам английского как основного изучаемого языка. Курс ведется на основе методики коммуникативного обучения с использованием учебников, аудио, видео и других материалов, рекомендованных Советом Европы, а также учебных пособий, подготовленных преподавателями кафедры. Целью курса является гармоничное развитие всех умений речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения и письма до такого уровня, который позволит студентам осваивать «Специальный курс английского языка».

Для всех студентов, начиная с третьего курса

  • Начиная с третьего курса, все студенты факультета продолжают изучение английского языка по единой программе. Программа общего языка профессионально ориентирована как на расширение словарного запаса, так и на выработку профессиональных навыков: например, в говорении — это обучение навыкам ведения дискуссий, проведения «круглых столов», дебатов. В фокусе внимания находятся такие лексико-семантические темы, как «Глобализация», «Международные конфликты и пути их разрешения», «Политические лидеры и их влияние на политические процессы», «Терроризм и международная безопасность». Цель этой программы — развить навыки владения языком до уровня образованного носителя языка.

Спецкурс

Специальный курс английского языка является комплексным и включает в себя курс «Язык профессиональной деятельности» и курс «Перевод в профессиональной сфере общения». Основной сферой общения, в рамках которой формируются профессиональные коммуникативные умения, является профессиональная. Данный курс един для всех студентов, обучавшихся до V семестра по диверсифицированным программам английского языка. В «Специальном курсе английского языка» студенты приобретают умения аналитического чтения специальной литературы, которое включает в себя глубокий анализ текстов, представленных в них концепций авторов, принадлежащих к различным научным школам. В курсе большое внимание уделяется развитию вербально — концептуального уровня, совершенствованию умений перевода специальной литературы, а также ведется серьезная работа над аналитическими умениями — аннотированием, резюмированием и составлением аналитических справок на английском языке. Особое место в курсе занимает обучение письменной и устной речи на английском языке, а также различным видам перевода, в связи с чем в процессе обучения на данном этапе широко используются активные методы обучения, имеющие профессиональную ориентацию: презентации, дискуссии, дебаты, мозговой штурм, ролевые и деловые игры. Тематическое содержание «Специального курса» программы спроектировано, реализуя принцип учета межпредметных связей, и включает в себя тематический материал, изучаемый в курсах по специальности — «Современные политические системы и политические культуры», «Партии и партийные системы», «Военный фактор в мировой политике», «Религии в современной политике», «Современный авторитаризм и проблемы переходных периодов» и др. По окончании «Специального курса английского языка» уровень профессиональной англоязычной коммуникативной компетенции выпускника отвечает основным требованиям профессиональной деятельности политолога и соответствует спецификации «Профессиональное владение» («С1») в соответствии с европейской классификацией.

Основными учебниками старших курсов являются «Пособие для изучающих английский язык по специальности Политология», созданный доцентами кафедры Н.Н.Павловой и И.Б.Слабаковой, а также новый лексико-ориентированный учебный курс английского языка — «Vocabulary for Political Science Students», подготовленный коллективом преподавателей кафедры английского языка №7.

Зав.кафедрой — доцент Мазаева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, выпускница Московского государственного педагогического института иностранных языков (МГПИИЯ) им. Мориса Тореза (ныне — Московский государственный лингвистический университет), специалист по методике обучения иностранному языку и общей педагогике. Опубликовала более 10 научных трудов и более 10 учебно-методических работ. Приоритетные области научных интересов — методика обучения иностранному языку, методика и технология обучения иностранному языку для профессиональных целей, педагогическая психология, содержание высшего профессионального образования. Исполняет обязанности зав. кафедрой с сентября 2005 г. Является научным руководителем магистратуры «Подготовка переводчиков для международных организаций» по направлению «Педагогическое образование».

C момента основания кафедры в 2001 г. по 2005 г. кафедрой руководила Павлова Наталия Николаевна — доцент, кандидат филологических наук, выпускница МГПИИЯ им. М.Тореза, специалист по теории грамматики и истории английского языка. Неоценимой заслугой Наталии Николаевны был набор кадрового состава кафедры, организация работы над новыми программами кафедры, подготовки учебных пособий и материалов, а также создание удивительно дружеского психологического климата.

На кафедре работает 34 преподавателя. Из них: 
профессоров — 2 человека, 
доцентов — 4 человека, 
старших преподавателей — 15 человек, 
преподавателей — 13 человек.

Профессор Бережнова Елена Викторовна — доктор педагогических наук;
Профессор Чикнаверова Карине Григорьевна - доктор педагогических наук;
доцент Мазаева Ирина Александровна — кандидат педагогических наук;
преподаватели Чес Наталья Анатольевна, Павликова Светлана Кимовна и Леви Юлия Эдуардовна — кандидаты филологических наук; 
старший преподаватель Новикова Зоя Александровна — кандидат исторических наук; 
доцент Лаптева Марина Дмитриевна — кандидат психологических наук.

22 преподавателя кафедры — выпускники Московского государственного лингвистического университета (МГПИИЯ им. Мориса Тореза), Московского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета, Московского педагогического университета, МГПИ им. В.И.Ленина; 9 преподавателей — выпускники МГИМО. На кафедре также работают выпускники Волгоградского государственного университета, Ивановского государственного университета и Северо-Осетинского государственного университета.

Преподаватели регулярно проходят курсы повышения квалификации, получают сертификаты авторитетных образовательных учреждений, включая зарубежные университеты (Колледж Европы, Эдинбургский университет, университет Кента, Лондонскую школу бизнеса и финансов).

Преподаватели кафедры ведут большую учебно-методическую работу: за время существования кафедры написано более 40 учебно-методических пособий и разработок, подготовлен материал для работы в мультимедийном классе, задания для студентов для работы в интернете.

Научно-исследовательская работа кафедры идет по многим направлениям: лингвистика текста, социальная теория грамотности (текстовая деятельность), изучение проблем корпусной лингвистики, компетентностно-ориентированный подход к проблемам образования, различные аспекты социолингвистики, лингвострановедения и лексикографии и т.д. За последнее время преподаватели кафедры приняли участие в следующих конференциях: в Международной конференции Международной и Межрегиональной российской ассоциации чтения, в международном семинаре, проводимом Международной ассоциацией чтения IRA и РАЧ, в ежегодной Международной конференции «Языки в современном мире», в межвузовской конференции «Иностранные языки в сфере профессиональной коммуникации», в лингвострановедческом семинаре в МГИМО, ряд преподавателей кафедры посетил методический курс «Зарубежная методика обучения иностранному языку», читаемый профессором Н.Н.Сметанниковой, руководителем Русской ассоциации чтения.

Кафедра активно внедряет в учебный процесс новые методы и технологии обучения, в том числе в учебном процессе используются технические средства обучения: мультимедийный класс, мультимедийная лаборатория, интернет.

Последнее обновление — октябрь 2016 года

Полный текст