Кафедра педагогики и психологии

Информация

English version

История и цель создания кафедры

Кафедра педагогики и психологии создана в 2013 году как межфакультетский центр научных и прикладных исследований в области теории и методики высшего профессионального образования, психологии и коммуникации в профессиональной сфере.

Входя структурно в Школу бизнеса и международных коммуникаций, кафедра разрабатывает и реализует учебные программы постдипломного образования, а также обеспечивает потребность факультетов и институтов МГИМО в реализации Основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в соответствии с профильными направлениями работы кафедры.

Основные задачи кафедры

  • Разработка и внедрение в учебный процесс общих и специальных курсов по психолого-педагогической проблематике и проблемам профессиональной коммуникации в соответствии с основными направлениями научно-педагогической деятельности кафедры и направлениями развития МГИМО.
  • Подготовка бакалавров, магистрантов и аспирантов МГИМО к эффективному использованию психологических технологий в профессиональной коммуникации.
  • Подготовка магистрантов и аспирантов МГИМО к профессиональной педагогической деятельности в высшей школе.
  • Разработка и реализация программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава МГИМО и преподавателей вузов, осуществляющих подготовку специалистов международного профиля.
  • Разработка и реализация программ повышения квалификации преподавателей вузов и учителей средних учебных заведений в рамках программы дополнительного профессионального образования.

К перспективным задачам кафедры относятся разработка и реализация программ переподготовки в области образовательного менеджмента.

Учебно-методическая работа

Преподаватели кафедры осуществляют педагогическую деятельность на факультетах (в институтах) МГИМО в рамках ФГОС ВО (3+) и собственных образовательных стандартов МГИМО МИД России по Основным образовательным программам программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного профессионального образования в соответствии с рабочими учебными планами.

Кафедра использует различные формы организации учебного процесса и образовательные технологии в зависимости от назначения и запросов потребителя образовательной программы: интерактивные лекции, семинарские и групповые занятия, мастер-классы, ролевые игры, проектные технологии, ситуативный анализ (кейс-анализ), компьютерное тестирование и т.д.

На базе аспирантуры МГИМО кафедра осуществляет

  • руководство аспирантами по специальности 13.00.08 — теория и методика профессионального образования;
  • прием вступительных экзаменов и экзаменов кандидатского минимума по специальности, иностранному языку (английскому);
  • подготовку аспирантов к экзамену кандидатского минимума по специальности (Педагогическое образование — Теория и методика профессионального образования), иностранному языку (английскому), философии науки (истории педагогики).

Кафедра является выпускающей по направлению подготовки «Педагогическое образование». В 2016/17 учебном году по кафедре проходят подготовку 14 аспирантов и 4 соискателя по теории и методике профессионального образования и культурологии.

В рамках дополнительного профессионального образования кафедра участвует в разработке и реализации междисциплинарных программ повышения квалификации преподавателей МГИМО и других вузов, учителей иностранных языков профильных классов школ, лицеев, гимназий.

Кафедра предлагает следующие курсы:

Бакалавриат

  • Основы научно-исследовательской деятельности
  • Психология
  • Психология лидерства
  • Психология управления
  • Психология стратегического мышления
  • Деловые культуры
  • Основы межкультурной коммуникации

Магистратура

  • Методика работы над магистерской диссертацией (на русском и английском языках)
  • Основы педагогической инноватики. Образование в России: традиции и современность (на английском языке)
  • Мирополитические аспекты образования
  • Методология и история профессиональной языковой подготовки переводчиков для внешнеполитического ведомства России
  • Основы педагогического мастерства

Аспирантура

  • Педагогика и психологии высшей школы
  • Методология научного исследования
  • Профессиональное межкультурное общение и взаимодействие
  • Математические методы в педагогическом исследовании
  • Теория и методика высшего профессионального образования
  • Психология развития организации
  • Английский язык для академических целей
  • История культуры и языка региона

Учебные пособия преподавателей кафедры

Преподавателями кафедры написаны учебные пособия по тематике предлагаемых курсов с учетом специфики подготовки студентов, магистрантов и аспирантов МГИМО:

  • Методические рекомендации по работе над магистерской диссертацией: учеб. пособие / Е.В.Воевода, А.В.Худайкулова, Н.М.Романенко, Е.В.Бережнова, Е.Э.Шишлова, А.А.Байков / под ред. Е.В.Воевода ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России. — М.: МГИМО-Университет, 2015. — 108 с.
  • Воевода Е.В. История языковой подготовки кадров для внешнеполитических учреждений Российского государства: учеб. пособие / Е.В.Воевода; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. каф. педагогики и психологии. — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 256, [7] с.
  • Воевода Е.В. Великобритания: История и культура = Great Britain: Culture Across History. Учебное пособие по лингвост рановедению для высших учебных заведений (на английском языке) / Е.В.Воевода. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. — 224 с.
  • Шишлова Е.Э. Психология управления и лидерства в организации: учеб. пособие / Е.Э.Шишлова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иност. дел Рос Федерации, каф. педагогики и психологии. — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 161, [2] с.

Научно-исследовательская работа

Кафедра ведет научные исследования в области

  • теории и методики высшего профессионального образования;
  • психологии и коммуникации в профессиональной сфере;
  • культурологии.

Основные направления научных исследований кафедры:

  • образование в международных отношениях;
  • образовательное пространство как предмет междисциплинарных исследований;
  • образовательная политика в глобализированном мире;
  • коммуникация в поликультурном пространстве вуза.

Организация научных мероприятий и публикация сборников научных работ:

  • Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля» (МГИМО, 14–15 ноября 2013 г.).
  • Межкафедральный психолого-педагогический семинар для профессорско-преподавательского состава МГИМО (ежемесячно, с 2014 г.).
  • Студенческая научно-практическая конференция «Молодежь и общество: стратегии развития в условиях социально-экономических преобразований» (ФПЭК МГИМО, 16 декабря 1915 г.).
  • Студенческая научно-практическая конференция «Экономические исследования в социокультурном измерении: эффективные стратегии развития общества» (ФПЭК МГИМО, 22 декабря 1916 г.).
  • Межкафедральный сборник научных статей «Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза. Выпуск 1» (2015 г.).
  • Сборник студенческих научных статей «Молодежь и общество: стратегии развития в условиях социально-экономических преобразований. Выпуск 1» (2016 г.).

Работа в редакционной коллегии рецензируемых научных журналов из перечня ВАК

Белогуров А.Ю.

  • Педагогика
  • Известия Южного федерального университета. Серия: Педагогические науки

Воевода Е.В.

  • Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования

Воевода Е.В., Романенко Н.М.

  • Научные исследования и разработки: Современная коммуникативистика

В 2016 г. преподавателями кафедры подготовлены 2 учебных пособия и 2 сборника научных статей, опубликованы 2 монографии и 83 научных статьи, в том числе 48 — в рецензируемых журналах из перечня ВАК.

В рамках III Конкурса молодых ученых МГИМО 4 преподавателя и 3 аспиранта кафедры получили гранты на проведение научных исследований.

Кадры

На кафедре работают

  • четыре доктора педагогических наук;
  • два кандидата психологических наук;
  • кандидат педагогических наук (докторант).


DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

Contacts
Room: 3068
Telephone:
Office: +7(495)434-47-62
Local: 18-72

Head of the Department
Elena V. Voevoda — PhD (Pedagogy), Doctor Habilitatus (Pedagogy).

History and Mission

The Department of Pedagogy and Psychology was established in 2013 as an inter-faculty centre for scientific and applied research in the theory, methodology and psychology of higher professional education and professional communication.

The Department sees its mission in

  • working out and introducing courses in psychology, professional and cross-cultural communication related to the professional needs of international relations students.
  • preparing Bachelor students for effective use of psychological technologies in professional communication.
  • preparing Master and PhD students for professional educational activities in university education.
  • working out and introducing professional development courses for MGIMO-University teaching staff.

Education

The Department offers courses in tertiary education for Bachelor, Master and PhD students of MGIMO-University, in Russian and in English. The Department graduates PhD students in Pedagogical Education and Cultural Studies. Currently there are 12 PhD students in Pedagogical Education and Cultural Studies.

As part of MGIMO School of Business and International Proficiency, the Department is engaged in Continuing Professional Education of MGIMO teaching staff arranging professional development courses.

Programmes and Courses

Programmes include short courses, weekly classes, day and weekend events, continuing professional development and summer schools.

The Department runs over 20 courses per year offered at all educational levels:

  • Psychology
    Psychology,
    Psychology of Leadership,
    Psychology in Management,
    Psychology of Strategic Thinking,
    Organizational Psychology, etc.;
  • Pedagogy
    University Pedagogy and Psychology,
    Pedagogical and Psychological Aspects of Professional Activities,
    Fundamentals of Pedagogical Skills,
    Education in International Relations Studies,
    History of Training  Personnel for International Relations, etc.;
  • Cultural Studies
    Fundamentals of Cross-Cultural Communication,
    Effective Cross-Cultural Communication and Interaction,
    Business Cultures,
    Professional Communication and Interaction,
    Great Britain: Language and Culture;
  • Research Methodology
    Fundamentals of Research Activities
    Writing a Master’s Dissertation: Research  Methodology,
    Mathematical Methods in Research,
    Research Methodology for Lawyers,
    Research Methodology for PhD Students,
    Academic English: Research Methodology.

The courses are assessed by oral and written assignments and computer testing.

Staff

Professors with PhD and Doctor Habilitatus degrees in Pedagogy:

  • Anatoliy Yu. Belogurov;
  • Nadezhda M. Romanenko;
  • Lilia K. Raitskaya;
  • Elena V. Voevoda;

Associate Professors with PhD degrees:

  • Elena N. Makhmutova — PhD in Psychology;
  • Ekaterina A. Romanova — PhD in Psychology;
  • Ekaterina E. Shishlova — PhD in Pedagogy;

Reader:

  • Dina V. Pekushkina — PhD student;

Office Manager:

  • Marina A. Volkova (part-time lecturer at the Department of Russian as a Foreign Language).

Research Profile

The main research areas are:

  • Educational space as the subject of interdisciplinary research;
  • Education as ‘soft power’;
  • Axiological aspect of education;
  • Educational policies in the globalized world;
  • Communication in the multi-ethnic university;
  • Theory and practice of professional language training;
  • Psychology of university education;
  • Gender studies.

In 2016 the Department published 2 course books, 1 monograph, 2 books of methodological recommendations, 2 collections of articles and 83 articles, including 48 articles in peer-reviewed journals.

The Department won 3 grants in the 3rd MGIMO Contest of Young Researchers.

Last update — January 2017

Полный текст