Запись на спецкурсы кафедры философии

15 марта 2013

Запись на спецкурсы кафедры философии

Кафедра философии предлагает магистрантам и аспирантам на выбор девять авторских спецкурсов в рамках подготовки к экзамену кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки». Запись на спецкурсы — в Отделе аспирантуры МГИМО до 23 марта.

Спецкурсы будут проведены по субботам: 6, 13, 20, 27 апреля с 13:00 до 16:00 (кроме спецкурса проф.А.Б.Зубова, который читается по пятницам — см. ниже).

Ознакомьтесь, пожалуйста, заранее с анонсами:

1. Человек и общество в электронном окружении — доктор социологических наук, профессор Валерий Павлович Терин.

«Представляется совершенно невозможным по­нять суть дела, ограничиваясь его пусть даже очень важной, но единственной стороной. Ведь главное для нас — это не какой-нибудь отдельный толчок, хотя бы его результат в тех или иных случаях и проявился достаточно наглядно, а те почти повсе­местные сдвиги в жизни современного человека, ко­торые и означают его отречение от старого мира», — писалК. Г. Юнг.

Понимание того, что представляет собой современное общество в результате воздействия электронных средств коммуникации требует отвечающих его природе средств познания, без овладения которыми его основные характеристики скрыты.

В этой связи в спецкурсе рассматриваются следующие вопросы:

  • восприятие и мышление в электронном окружении;
  • новые способы производства знания;
  • глобализация как результат воздействия электронных коммуникаций;
  • глобальные управленческие технологии.

2. Методы современного социогуманитарного знания — доктор философских наук, профессор Маргарита Вениаминовна Силантьева.

Спецкурс предполагает рассмотрение основных подходов современных общественных наук, позволяющих им, с одной стороны, сохранять свою специфику; с другой — соответствовать апробированным критериям научности. Рассматриваются как базовые общетеоретические установки, координирующие развитие современного научного знания в качестве глобального феномена, так и более «узкие» подходы, соответствующие теоретическому уровню освоения соответствующих сегментов действительности (по областям научного знания). Анализируются возможные взаимосвязи и взаимодополнения, а также несоизмеримые подходы; их возможные (и невозможные) констелляции. В режиме интерактивного диалога предполагается уяснение перспективных философско-методологических экранов для достижения наиболее ценных теоретических и практических результатов в каждой конкретной области проводимых диссертационных исследований.

3. Философия истории — доктор философских наук, профессорТатьяна Васильевна Панфилова.

Задача курса — познакомить слушателей с наиболее влиятельными учениями по философии истории, определившими многие сегодняшние подходы к осмыслению проблем всемирной истории. Предполагается, что спецкурс даст материал для дальнейшей самостоятельной работы и стимулирует слушателей на самостоятельное рассмотрение актуальных проблем исторической науки.

Содержание:
  • Возникновение философии истории и её предмет.
  • Идея единства всемирной истории (Г. Гегель).
  • Идея становления всемирной истории (К. Маркс).
  • Идея культурно-исторических типов (Н. Я. Данилевский).
  • Неокантианская традиция в философии истории.
  • История как совокупность замкнутых культур (О. Шпенглер).
  • Цивилизация как относительно самостоятельная единица истории (А.Тойнби).
  • Проблема смысла истории (Н. А. Бердяев, К. Ясперс).
  • Актуальные проблемы философии истории.

4. Философские проблемы политической науки — кандидат философских наук, доцент Николай Иванович Бирюков.

Задачей курса является ознакомление аспирантов, специализирующихся по политическим наукам, с основными концепциями и теориями, выработанными в процессе философского осмысления политического процесса и политических отношений, результатами философской рефлексии по поводу природы политического знания и методов политической науки. В лекционном курсе рассматриваются проблемы общей, социальной и политической онтологии (общенаучный принцип детерминизма и особенности его применения к социальной и политической реальности), политической эпистемологии (специфика и пределы политического знания, объекты политологического анализа и механизмы трансляции политический знаний) и политической аксиологии(функции политической идеологии и основные идеологемы политического дискурса).

5. Лингвистика и философия языка — кандидат философских наук, доцент Элина Викторовна Колесникова.

Спецкурс посвящен фундаментальной проблеме науки о языке второй половины ХХ — начала XXI вв. — универсальной грамматике. В лекциях с точки зрения генеративной грамматики рассматриваются такие проблемы, как врожденная языковая способность человека; творческий аспект речевой деятельности; принципы и параметры, лежащие в основе естественного языка; язык и мышление.

6. История религии — доктор исторических наук, профессор Андрей Борисович Зубов

Спецкурс предполагает знакомство с корпусом Библии (иуд. — Танах, христ. — Ветхий Завет) и основами христианского богословия с анализом книг Нового Завета. Рассматриваются вопросы творения мира и сущности человека, как образа Божьего, грехопадения. Смысл закона (Тора) и истории в Ветхом Завете, развитие идей о мессии (машиах). Особое внимание уделяется переходу от сознания Ветхого Завета к христианскому в еврейском обществе (II в. до Р.Х. — I в. после Р.Х.). В лекциях посвященных христианскому богословию рассматриваются специфически христианские вопросы личностной троичности Бога, богочеловечества мессии, Церкви как тела Христова, человеческой свободы и божественного предопределения, представлений о личной и всеобщей цели бытия (аксиологии и эсхатологии).

Курс рассчитан на пять лекций по пятницам: 29 марта, 5, 12,19 и 26 апреля.

Лекции читаются в аудитории 4154 с 16:00 до 17:20.

7. Религия и политика в современном мире — доктор философских наук, профессор Владимир Сергеевич Глаголев.

Спецкурс посвящен рассмотрению новейших аспектов политико-религиозного и политико-культурного взаимодействия в основных регионах мира, включая территорию Российской Федерации. Процессы, связанные с областью влияния мировых религий, переплетаются здесь с тенденциями ревитализации традиционных культов и развития новых религиозных движений. Социальные и политические проекции данных тенденций позволяют проследить определенные геополитические перераспределения, имеющие своим основанием тяготение к «братьям по вере».

В спецкурсе выделены ключевые факторы, приводящие современное общество к подобным перераспределениям, в числе которых необходимо присутствуют экономические и социокультурные доминанты. Теоретический анализ основных трудов философов, политологов и религиоведов, обращавшихся к данной теме, дополняется сопоставлением новейших социологических исследований в данной области, проведенных как с помощью методов классической социологии, так и с помощью неклассических приемов научного исследования. Результатом освоения спецкурса должен стать навык быстрой ориентации в социокультурной и религиозной ситуации, позволяющий адекватно решать коммуникативные и иные практические задачи.

8. Психология непрерывного образования: отечественные и зарубежные модели «общества знаний» — психолог, кандидат филологических наук, доцентСветлана Николаевна Лютова.

В постиндустриальном информационном обществе прогресс определяется не только экономическими факторами, развитием технологий, но, прежде всего, уровнем образования и интеллектуально-нравственной зрелости его членов. Государство заинтересовано в создании системы «дальнейшего образования для образованных людей».

Настоящий теоретико-практический курс ставит своей целью исследование:

  • мотивации человека к профессиональному постдипломному образованию и к повышению своего культурного уровня в любом возрасте;
  • моделей влияния «общества знаний» на развитие креативности, личностный рост и на степень социальной реализации всех своих членов.

9. История и теория отечественного изобразительного искусства - искусствовед, член Союза художников России Татьяна Александровна Силантьева

Курс будет читаться по субботам, с 16:00.

 Данный авторский курс впервые предлагается аспирантам МГИМО (У), специализирующимся по проблемам философии, философии культуры, истории и теории культуры.

Курс включает следующие темы: «Основные концепции культурно-исторических эпох в отечественном искусстве», «Древнерусское искусство: культурно-художественный потенциал», «Петровская эпоха в искусстве: идеалы европеизации», «Идеи и художественные образы русского Просвещения», «Академические традиции движения передвижников», «Серебряный век и «мир искусства»», «Всемирно-историческое значение русского художественного авангарда», «Жанровая и тематическая специфика советского искусства», «Художественные традиции изобразительного искусства России (с 1990 по настоящее время)», «Художественные достижения России и проблемы межкультурной коммуникации в сфере искусства».

На каждом этапе курса выделяются и анализируются произведения, оказавшие наиболее значительное влияние на последующее развитие изобразительного искусства.

Методология искусствоведческого анализа, используемая при чтении лекций, обеспечивает выявление характерных тенденций развития художественной культуры. Подробное знакомство с такими тенденциями дает возможность слушателям самостоятельно ориентироваться в современных художественных процессах.

Цель курса – способствовать формированию обоснованных культурологических позиций и системы ценностей, необходимых при осуществлении содержательного межкультурного общения на международной арене.


Распечатать страницу