Круглый стол «Особенности и перспективы реформ в современной экономике России»

31 марта 2005

Круглый стол «Особенности и перспективы реформ в современной экономике России»

31 марта 2005 г. в рамках Дней студенческой науки прошел круглый стол «Особенности и перспективы реформ в современной экономике России» (1 и 2 курс МЭО).

Вашему вниманию предлагается тезисы выступлений участников круглого стола.

Чернявская М. 1 курс МЭО, 1 ак. гр.
Риски в переходной экономике современной России.

Неопределённость и риск – два условия, без которых невозможно представить развитую рыночную экономику. Соответственно, для России, находящейся на пороге вступления в мировое экономическое пространство и стремящейся приблизиться общепринятым стандартам экономического поведения, важно найти наиболее приемлемые методы учёта и оценки рисков.

При этом нужно принимать во внимание тот факт, что у нашей страны свой, неповторимый путь развития, связанный с особенностями «русской души», менталитета русского народа. Поэтому схемы управления рисками, признанные на Западе, должны быть адаптированы к условиям российской действительности с учётом таких важных в данном контексте  факторов, как  слабость законодательства, малоэффективность правовых структур и  невысокий уровень прозрачности корпораций.

Особое место в экономике России занимает «страновой» риск как разновидность политического, ведь именно он наименее предсказуем. Актуальность данного вида риска подтверждается на примере дел таких крупных компаний, как ЮКОС и Сахалин-3. В работе также описывается один из наиболее любопытных методов количественной оценки рисков – показатель VaR (рисковая стоимость). В арсенале мировых риск-менеджеров VaR всего 10 лет, однако, в России уже началось его освоение. Так, при расчёте этого показателя у нас в стране делается акцент на степень ликвидности российского рынка. Подчёркивается заинтересованность России в дальнейшей разработке и адаптации профессиональных стандартов в сфере классификации и анализа рисков.

Гаспарян А.М., 2 курс МЭО, 5 ак. гр.
Стабилизационный фонд: проблема эффективного использования

В работе автор рассматривает вопросы, связанные с управлением средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации в условиях  сложившейся внешнеэкономической конъюнктуры. Особое внимание уделяется исследованию возможных путей эффективного использования накоплений фонда, которые в настоящее время являются предметом бурных дискуссий в Правительстве РФ и министерствах экономического блока.

Предложения автора по решению данной проблемы сводятся к следующим мерам. Предлагается использовать средства Стабилизационного фонда в двух основных направлениях: во-первых, на погашение наиболее дорогой  части  внешнего  государственного  долга,  причём  на  первом  этапе эта задача признаётся приоритетной, и, во-вторых, на осуществление государственного  инвестирования  в различные проекты. При анализе последнего  принимаются во внимание механизмы использования бюджетных ресурсов на инвестиционные цели, применяемые в мировой практике, и рассматриваются наиболее приемлемые варианты  их использования с учётом реалий  российской действительности. Коротко отмечены и другие направления и организационные формы использования ресурсов Стабилизационного фонда на инвестиции, а также представлены расчёты, оценивающие потенциальные  макроэкономические результаты от их осуществления.

В заключении указан ряд обязательных требований, которым, по мнению автора, должны соответствовать все предложения по использованию средств Стабилизационного фонда независимо от их конкретного содержания.

Савчук Т.А., 1 курс МЭО
Проблемы инвестиционной активности в России

В докладе приведен анализ ситуации с привлечением инвестиций в экономику России, изложены проблемы, сдерживающие их рост.

За последние два года вложение средств в экономику России возросло на 10,9%.  В то же время обозначились и негативные тенденции – упали темпы роста на 1,6%, увеличился вывоз капитала за рубеж.

Причинами недостаточной активности инвесторов являются коррупция, административные барьеры, непрозрачность и противоречивость законодательства, конфликт между государством и бизнесом.

Уменьшение внешнего долга, увеличение стабилизационного фонда, золотовалютных резервов России и имеющий место рост экономики позволили рейтинговому агентству Standart&Poor’s присвоить инвестиционный рейтинг России. Всё это вместе призвано обеспечить дальнейший рост инвестиций в экономику. В 2005 году прогнозируется увеличение инвестиций на 1,6 млрд. дол. США. Однако это значительно меньше, чем в Китае и других странах с переходной экономикой.

Задача удвоения ВВП за десять лет требует ежегодного роста промышленного производства на 7%. При нынешней ситуации с инвестициями и другими проблемами в экономике это вряд ли выполнимо.

Перед правительством России стоит задача существенно улучшить инвестиционный климат в стране, убрать административные барьеры в развитии  экономики, сделать условия вложения средств привлекательными для инвесторов, а само вложение экономически целесообразным и юридически защищённым.

Только такие подходы плюс политическая стабильность в стране гарантируют рост инвестиций и ожидаемый результат в экономическом и социальном развитии России.

Дегтярёва Е.С. 1 курс МЭО, 2 ак.гр.
«Газпром» - 10 лет на благо России

В докладе рассматриваются основные преимущества и недостатки функционирования естественных монополий в современной действительности на примере ОАО «Газпром». Автор определяет основные причины монопольного положения «Газпрома»: технологические особенности газотранспортной отрасли и свойственное социалистическим монополиям формирование «сверху».

Особое внимание уделено положению независимых производителей газа в отрасли. Автор объясняет сложившуюся ситуацию фактическим сохранением за «Газпромом» функций министерства газовой промышленности и нахождение в его собственности всей газотранспортной инфраструктуры России. Вместе с тем автор отмечает, что потенциал развития независимых производителей велик.

Автор приводит данные компании Hermitage Capital Management о величине потерь компании «Газпром» в результате «странных операций». В качестве основных причин неэффективности концерна выделяются чрезвычайная централизация управления, превращение менеджмента «Газпрома» во второго по величине стратегического акционера компании, привилегированное положение «Газпрома».

В докладе рассматриваются возможные пути реформирования компании и делается вывод о необходимости скорейшего решения проблемы независимых производителей, в виду того, что конфликт интересов уже стал серьезным препятствием в развитии газовой отрасли в России.

Акопян Т.А. 2 курс МЭО, 8 ак. гр.
Проблема институционализации теневой экономики

Что такое «институционализация теневой экономики»?

Институционализация теневой экономики – это закрепление теневого экономического поведения в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов.

Причины институционализации теневой экономики в России.

Причины взрывного роста и институционализации теневой экономики в постсоветской России гораздо глубже, чем ошибки «недореформирования»:

- «Государствофобия» жителей России. Для них характерно стремление во что бы то ни стало вывести свою деятельность из-под контроля и наблюдения со стороны государства, даже в том случае, если в осуществляемой активности нет ничего незаконного.

- Возникновение «делового тандема» чиновника и предпринимателя. Экономические преобразования в России были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников, которые присвоили функции государства.

- Государство «подмяло» под себя, фактически «отключило» основные правовые структуры – службу правопорядка (милицию), судебную систему, прокуратуру и др. Перемены в каждой из этих структур – разные, но общим остается одно: государство сделало их недееспособными.

Некоторые институты теневой экономики.

В их состав входят две основные группы.

Первая группа – институты, которые возникли внутри тех или иных легальных структур – политических, правовых или хозяйственных, в ходе реализации экономических преобразований. Такими «сквозными» (для всех сфер народного хозяйства) институтами теневой экономики являются 1) теневое производство каких-то видов продукции (скажем, золота или водки); 2) теневой сбыт продукции; 3) нецелевое использование бюджетных средств; 4) обналичивание; 5) теневые доходы, в том числе – теневая зарплата; 6) теневые экспортно-импортные операции; 7) теневой отток капитала; 8) теневое инвестирование; 9) теневая занятость; 10) теневая оплата услуг чиновников, коррупция.

Вторая группа – теневые институты, которые возникли «в стороне» от таких структур, как бы «на чистом» месте. Об их возникновении вне каких-либо ранее существовавших легальных экономических организаций свидетельствуют сами их названия: «крыша», «рэкет», «наезд», «откат» и т.п.

Последствия институционализации теневой экономики:

Теневая экономика стала привычным для большинства населения явлением – люди каждый день сталкиваются с теневой деятельностью, и она не вызывает практически никакого осуждения общества. Это породило парадокс – теневая экономика в какой-то мере перестала быть «теневой», т.е. скрытой от общества и неизвестной ему.

Нынешний этап жизни российского общества – этап институционализации теневой экономики – требует очень осторожной социально-экономической политики. Это – этап, который надо пережить, в течение многих лет «цивилизуя» сложившуюся в России теневую экономику. Требуется выработка специальной стратегии длительного и постепенного вытеснения теневых институтов легальным путем, создания для этого политических, экономических, правовых и культурных условий.


Распечатать страницу