Интервью О.Н. Барабанова проекту «Лица МГИМО»

28 июля 2007

Интервью О.Н. Барабанова проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Барабанов Олег Николаевич, профессор, доктор политических наук, начальник Управления научной политики (в июле 2007 года)

В составе Дирекции ИОП был создан Центр профессиональных компетенций. Какова его роль во внедрении ИОП?

На сегодняшний день задачи центра таковы: во-первых, составление карты компетенций выпускника МГИМО (У) в зависимости от его специализации. Это большая задача, которая требует от нас синтеза поступающих материалов, по отдельным направлениям, магистратурам. Во-вторых, содержательный мониторинг работ, связанных с УМК, в определенной степени это касается создания новых специализаций, магистратур, MBA, дистантных программ. В-третьих, разработка и предложение различных форм внедрения компетентностного подхода в существующую практику, что мы и начали делать на примере УМК.

Расскажите, пожалуйста, как идет работа по подготовке Учебно-методических комплексов Инновационной программы? Какие специальные мероприятия проводятся для разработчиков УМК?

В рамках Инновационной программы МГИМО (У) подготовке Учебно-методических комплексов уделяется большое внимание. Главное отличие УМК от традиционных учебных пособий состоит в том, что преподаватели должны не только прописывать информационные материалы и давать студентам знания, но и прививать им практические компетенции для работы в избранной области.

Поэтому перед нами возникла задача проведения переподготовки самих преподавателей, поскольку это новая серьезная проблема, с которой профессура Университета не сталкивалась и далеко не всегда обладает систематизированными навыками, как расписывать профессиональные компетенции, как внедрять их в учебные планы, как соединять их с лекционными материалами.

В этих целях и запланирован цикл семинаров повышения квалификации в разных форматах. Сначала 10 мая был проведен вводный семинар для всех руководителей временных творческих коллективов, которые делают УМК, где им были даны общие представления о компетентностном подходе, была изложена структура заявки МГИМО (У), структура Инновационной программы, показаны основные профили и компетенции, и они, соответственно, получили базовые знания по этому вопросу.

Затем, поскольку это тема сложная и серьезная, мы обратились за помощью к внешнему эксперту, заместителю ректора Московской высшей школы социально-экономических наук, профессору Н.Л. Яблонскене, которая является одним из ведущих российских экспертов по компетентностному подходу. 23 мая она провела семинар для сотрудников Дирекции Инновационной программы, где подробно рассказала, как компетентностный подход может внедряться в учебные заведения.

На базе этого семинара 28 мая мы организовали более широкое мероприятие, с приглашением всех руководителей временных творческих коллективов по подготовке УМК, где сосредоточились на двух вещах. Во-первых, на так называемых образовательных результатах. Это конкретные знания, умения, навыки, компетенции, которые студент должен получить после каждого прослушанного курса. Соответственно, с авторами УМК были проведены занятия на тему того, как правильно и четко сформулировать образовательные результаты. Как сделать так, чтобы реальный учебный процесс, реальные лекции, семинары и тренинги выводили на конкретные образовательные результаты. Как сделать так, чтобы это была не просто декларация, а реально достигаемая цель.

Это первая тема. Вторая тема – проблематика критериев при оценке знаний. Поскольку часто, к сожалению, бывает, что понимание оценки субъективно у каждого преподавателя. Под пятеркой, тройкой и четверкой каждый понимает что-то свое. В рамках компетентностного подхода требуется некая унификация процесса выставления оценки. Было проведено занятие на эту тему, преподавателям были даны образцы того, как более-менее объективно можно в письменных и устных работах оценить, что является пятеркой, а что – тройкой. Мы использовали и опыт западных вузов, и опыт Академии Народного хозяйства, и собственные наработки. Вот три семинара, которые прошли по общему направлению разработки УМК.

Плюс один семинар повышения квалификации был проведен под специализированный комплекс УМК – «Языки для бизнеса». Он выделен в отдельное мероприятие в рамках Программы, поскольку в нем есть своя специфика, и требования компетентностного подхода нужно было адаптировать к специфике языковых дисциплин. Поэтому семинар был таким фокусно-направленным, прошел достаточно успешно, на нем присутствовали почти все руководители и члены творческих коллективов.

На одном из семинаров, Вы говорили о жестких, с точки зрения сроков сдачи работ, требованиях Инновационной программы…Успели ли все авторы УМК предоставить материалы?

Надо понимать, что академический режим работы противоречит жесткому дедлайну и принести гениальный текст через неделю после заявленного крайнего срока – это, к сожалению, тоже вполне в порядке вещей. Чтобы этого избежать, отчетность по программе строилась строго в соответствии с утвержденными графиками, мы разработали подробный календарный план по разработке УМК и строго следили за его исполнением. Можно сказать, что план был выполнен, потому что 76 из 78 УМК сдали материал в срок. Это позволило провести в срок экспертизу, заседание Экспертного совета и первый этап в целом выполнен строго в соответствии с графиком.

Как Вы оцениваете результаты первого этапа работ?

Надо сказать, что результаты нас обрадовали. К 15 июня все авторы УМК уже сдавали первый вариант своих работ, и большинство из них учло указанные рекомендации, реализовало их в своих учебных программах.

Какие еще мероприятия по повышению квалификации при подготовке УМК будут проводиться в МГИМО (У)?

Осенью планируется семинар повышения квалификации по компьютерной грамотности, поскольку эти УМК состоят из разных пакетов – базового, расширенного и технологического. В двух последних очень много работ завязано на компьютерную часть. Это и подготовка материалов для дистанционного обучения, подбор мультимедийных материалов, все это требует специальных знаний. Поэтому осенью Центр интернет-политики будет проводить семинар по компьютерным вопросам подготовки УМК.

Плюс общая программа на осень состоит в том, что мы начинаем второй тур конкурса подготовки УМК. Это связано с тем, что когда был объявлен первый этап конкурса, определенная часть преподавателей отнеслась к объявлению пассивно. А когда круг конкурсантов уже был сформирован, все начали предлагать свои темы и проекты. Поэтому всех неуспевших мы отсылаем ко второму туру, который начнется осенью.

И для того, чтобы заявки для участия во втором конкурсе были подготовлены правильно, мы планируем провести семинары повышения квалификации для конкурсантов и начать с ними работу уже не на этапе реализации, а на этапе подготовки заявки. Таким образом, можно сказать, что компетентностный подход уже активно внедрятся в практическую деятельность.

Информация предоставлена
Дирекцией Инновационной образовательной программы


Распечатать страницу