Интервью М.Л. Энтина проекту «Лица МГИМО»

11 декабря 2006

Интервью М.Л. Энтина проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Энтин Марк Львович, профессор, доктор юридических наук, директор Европейского учебного института при МГИМО (У) МИД России  (в декабре 2006 года).

23 октября 2006 года состоялось торжественное открытие Европейского учебного института при МГИМО, известного больше под своим рабочим названием «Российский европейский колледж» (РЕК). Как возникла идея «усадить за одну парту молодежь европейских стран»?

О своем желании создать такой вуз лидеры России и Европейского союза записали в дорожной карте построения общего образовательного пространства. А уже через пару месяцев, в ноябре 2005 года, начались занятия. Сначала были организованы совместные пилотные курсы МГИМО (У) и Колледжа Европы г. Брюгге. Хочется подчеркнуть, что, наряду со всеми европейскими университетами, именно этот бельгийский вуз является нашим основным партнером.

С апреля текущего года, с учетом накопленного опыта, РЕК приступил к регулярному проведению краткосрочных курсов для обучения работе с Европейским союзом. 25 сентября, одновременно с проведением первого заседания Руководящего совета РЕК, был дан старт полновесной магистерской программе подготовки по праву и экономике Европейского союза.

Как и Колледж в г. Брюгге, РЕК будет готовить кадры для европейской бюрократии?

Да, но несколько шире – для всей Европы. При этом мы намерены следовать высоким международным стандартам, сделавшим Колледж Европы столь популярным. РЕК создается в помощь всем тем, кто хотел бы работать на европейском направлении, сотрудничать с Европейским союзом и его государствами-членами, профессионально отстаивать каждодневные интересы наших граждан и российского бизнеса, добиваться лучшего взаимопонимания и сближения двух половинок континента.

РЕК должен стать эффективным инструментом, благодаря которому у российских министерств и ведомств, органов власти и управления в регионах, частных фирм появится возможность обеспечивать качественную подготовку и переподготовку своих сотрудников для работы с Европейским союзом. В РЕКе смогут учиться также все желающие – россияне и граждане любых других государств, имеющие высшее университетское образование, владеющие русским языком как родным и прошедшие в Институт по конкурсу.

Колледж создан Москвой и Брюсселем на паритетных основах. Это говорит о том, что в нем равной степени заинтересованы обе стороны?

Безусловно. Мы исходим из предположения о том, что отношения между Россией и ЕС будут развиваться. А развиваться они могут, только если в них будут вплетаться элементы совместных политических действий. Очень важно формирование общих пространств – экономического, гуманитарного, правового, социального. Создание таких условий, которые были бы благоприятны для свободного перемещения людей бизнеса, капитала в рамках Большой Европы. И не хаотично, а в интересах экономики и общества. В этом плане открытие РЕКа – событие государственной важности.

Нам нужны люди, которые содействовали бы развитию этих отношений, разбирались бы в ситуации в России и ЕС, в том, как функционируют механизмы здесь и там, и использовали свои знания. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас учились и граждане Российской Федерации, и граждане ЕС, и граждане третьих стран. Должны быть постоянная, живая дискуссия, столкновение позиций, обмен мнениями.

Если говорить о паритете, то она проявляется во всем. И в финансировании, и в формировании руководящих органов, и в подборе преподавателей. Председателем Руководящего совета РЕК избран Спецпредставитель Президента России С.В. Ястржембский, а его заместителем – посол Португалии в нашей стране. Особо следует подчеркнуть, что общие и специальные предметы будут читаться в РЕК как российскими преподавателями, в первую очередь из МГИМО (У), так и западными «звездами».

Есть ли отличия между тем, как будут организована работа кафедр Европейского колледжа, и тем, как функционируют кафедры, например, МГИМО (У)?

Концепция наших кафедр (их всего три: политики, права и экономики) несколько отличается от того, что было до сих пор. Собственно, у нас будет заведующий кафедрой и ассистент, а для чтения лекций потребуется привлекать договорников. Работать и читать лекции будет широкий круг специалистов. Штатные же сотрудники должны координировать их деятельность и следить за тем, насколько эффективно ведутся занятия, какова отдача.

Среди этих договорников будет много практикующих специалистов? Не получится ли так, что среди преподавателей окажется больше теоретиков, чем практиков? А ведь и политика, и право, и экономика – науки, в первую очередь, прикладные?

Говорить о том, что практики лучше знают предмет или лучше могут донести знания до слушателей, было бы преувеличением. Практики накопили большой опыт работы, они знают те или иные проблемы изнутри. Но суметь системно изложить экономическую или правовую проблему – совершенно другое дело. Часто получается, что с такой задачей они не справляются. Очень важно дать материал системно, и здесь требуются профессиональные преподаватели или, пользуясь Вашей терминологией, преподаватели-теоретики. А вот для того, чтобы показать отдельные проблемы, причем изнутри, и преобладающие подходы к их решению, нужны практики. Поэтому мы будем активно привлекать ведущих сотрудников государственных учреждений и частного бизнеса. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что никакой «китайской стены» между теми и другими нет. Хорошо известно, что многие преподаватели МГИМО (У) очень востребованы практикой.

Какие проблемы, в первую очередь, предстоит преодолеть РЕКу?

На данном этапе нам важно эффективно решить все организационные вопросы, сделать так, чтобы Институт хорошо, качественно, рутинно работал в автоматическом режиме. Первый год является экспериментальным, Сейчас в РЕК учится намного меньше слушателей по сравнению с тем, сколько будет учиться в последующие годы. Мы набрали 60 человек. В будущем планируем принимать более 200 слушателей в год только на магистерские программы.

Нам важно отработать вопросы, связанные с тем, как проводить стажировки: чтобы они не превратились в учебно-развлекательный туризм, и люди, отправляясь, например, в Брюссель, реально получали там дополнительные знания и опыт.

Еще одна проблема - у наших слушателей разный уровень подготовки. Кто-то подкован лучше, кто-то хуже. Нужно подтягивать отстающих. Поэтому придется вводить дополнительные занятия, давать дополнительные задания.

Это как бы наши повседневные заботы. В том, что касается более отдаленной перспективы, мы раздумываем над тем, как организовать преподавание на ведущих языках ЕС. Планируем создавать преподавательские консорциумы, чтобы краткосрочные курсы различного профиля читать не только у нас, но и в регионах РФ и странах ЕС.

В целом, наш Институт должен быть очень гибким, динамичным, быстро откликаться на интересы рынка В зависимости от потребностей, будем уточнять программы, расширять количество курсов по выбору, варьировать тематику с учетом того, откуда приходят слушатели и где они будут работать, а также от того, какие проблемы выдвигаются на передний план во взаимоотношениях между Россией и ЕС и в мире в целом.

А как будет осуществляться информационная поддержка Колледжа?

Начиная с этого лета, на сайте МГИМО (У) размещается электронный журнал «Вся Европа.ru». Вскоре будет создан самостоятельный портал. На страницах журнала в простой и доходчивой форме будем рассказывать о том, чем живет Европейский союз, что происходит в наших взаимоотношениях с этим интеграционным объединением. Одновременно намерены знакомить читателей с тем, что делается в РЕК, с преподавателями, сообщать о публичных лекциях и конференциях, вывешивать наиболее интересные материалы, лекции, выступления, высказывания. Возможно, позже появится печатная версия журнала.

Помимо РЕКа в некоторых институтах существуют кафедры, которые готовят специалистов для работы с ЕС. Эти институты являются Вашими конкурентами? Нужно ли России столько бюрократов для работы с ЕС?

Перед страной стоит масштабная задача подготовки кадров для работы с Европейским союзом. На вопрос конкуренции в этом контексте имеет смысл взглянуть под совершенно иным ракурсом. Если конкуренция повысит качество обучения, все будут только «за». Мы конкуренции не боимся. Более того, РЕК всегда будет готов оказывать региональным университетам-партнерам необходимую методическую помощь, делиться своим опытом. Главное – не терять времени и сил на то, чтобы вновь и вновь выдумывать велосипед. Наша цель - сформировать сеть сотрудничающих между собой университетов и центров европейских исследований России и подключить ее к сети европейских учебных заведений и исследовательских центров. Поскольку в состав Руководящего совета РЕК входят представители ведущих ведомств России и стран ЕС, можно не сомневаться, что это у нас получится.

Информация предоставлена Дирекцией Инновационной образовательной программы
декабрь 2006


Распечатать страницу