Интервью А.Л. Шахова проекту «Лица МГИМО»

6 июня 2007

Интервью А.Л. Шахова проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Шахов Андрей Львович, финансовый директор Инновационной образовательной программы (в июне 2007 года)

Расскажите, пожалуйста, о ближайших целях и задачах, которые стоят перед Вами как финансовым директором Инновационной образовательной программы (ИОП)?

Если я скажу, что главная моя задача как финансового директора – обеспечить целевое использование 381 миллиона рублей за полгода, а затем еще 381 миллиона 2008 году – это будет слишком просто.

Я пришел работать в ИОП, потому что мне показалась интересной и амбициозной цель, заявленная Программой. Люди, подготовившие заявку, не были удовлетворены существующим положением вещей. Они захотели идти вперед. И увлечь за собой, объединить единой задачей многоликий коллектив МГИМО, около 2000 человек не считая студентов, создать сообщество единомышленников. Важно, чтобы все поняли, что ИОП не существует сама по себе или для кого-то конкретно – она создана для всех, для того чтобы сотрудникам и студентам было лучше.

Но ничто не может быть сделано сразу и хорошо, особенно такие масштабные проекты. Поэтому первые шаги, которые мы делаем, могут показаться небесспорными, а для людей, далеких от современных технологий, даже напряженными, меняющими размеренную, годами устоявшуюся университетскую жизнь.

Специальный сайт inno.mgimo.ru, который мы создали, позволяет каждому из преподавателей и сотрудников МГИМО быть вовлеченным в реализацию ИОП. И сегодня я могу сказать, что более 700 человек – уже участники Программы. Они пришли в Дирекцию ИОП и получили индивидуальный доступ в систему и консультации. Результат – два первых масштабных конкурса в рамках ИОП. Около 300 человек уже участвуют в разработке учебно-методических комплексов, и 333 заявки подано на повышение квалификации в российских и международных научных центрах.

На очереди – объявление конкурсов на поставку оборудования по заявкам подразделений МГИМО, разработку программного обеспечения для создания инновационной инфраструктуры и системы управления университетом, модернизация аудиторий и другие задачи.

На что в первую очередь будут потрачены средства? Какая часть программы будет наиболее затратной?

Сегодня я могу, наконец, сказать, что договор с Федеральным агентством по образованию о предоставлении субсидии подписан. Поступление первого транша в объеме 126,4 млн. руб ожидаем в ближайшие дни. Первые выплаты будут осуществлены разработчикам УМК по итогам первого этапа работ.

Уже в августе 2007 года по итогам конкурса будут организованы первые стажировки сотрудников. Излишне говорить, насколько это трудоемко. В соответствии с Федеральным законом ФЗ-94 мы объявили тендер на выбор компании-оператора, которая будет при содействии Дирекции ИОП заниматься логистикой всех поездок (а это, по предварительной оценке, около 50 стран и направлений). Все вопросы придется решить меньше, чем за полтора месяца. Те, кто не поедет повышать квалификацию в этом году, смогут спланировать поездку и подать заявку в следующем.

Кроме того, сейчас мы совершенствуем бухгалтерскую систему 1С, дорабатывая ее под нужды ИОП. Я с удовольствием выражаю благодарность Татьяне Владимировне Раскоповой и Ларисе Георгиевне Кудрявцевой за помощь и содействие. Работа компании, совершенствующей 1С по нашему техническому заданию, также финансируется из средств ИОП.

Самая затратная часть программы, естественно, - закупка оборудования и программного обеспечения (около половины бюджета программы). Разработка методического обеспечения (УМК, бакалаврских и магистерских программ, научно-образовательных проектов и т.д.) составит около 30% бюджета. Повышение квалификации – 12%. Остальное приходится на модернизацию аудиторного фонда и некоторые другие проекты.

А как обстоят дела с финансированием Учебно-методических комплексов (УМК)?

Такой масштабной работы по разработке нового методического обеспечения, видимо, в университете не было. Мы тщательно спланировали процесс организационного и финансового обеспечения УМК, создав три диверсифицированных пакета работ. На разработку технологичного пакета группе разработчиков, объединенных во временный творческий коллектив, выделяется 550 тыс. рублей; расширенного – 450 тыс.; базового – 350 тыс. Работа предусмотрена до конца 2008 года. 22 мая на Ученом совете МГИМО утверждены 78 УМК по четырем направлениям работы – «Политика и дипломатия», «Экономика, энергетика и МЭО», «Юриспруденция» и «Лингвистика». До 15 июня мы получим первые результаты работы – аннотации и программы курсов. К оценке разрабатываемых продуктов будут привлечены ведущие эксперты МГИМО и внешние эксперты.

Бюджет проекта в целом – 632 млн. рублей государственной субсидии и 130 млн. рублей средств софинансирования вузом. Достаточно ли этих средств для реализации всего, что задумано? Не требуются ли какие-то дополнительные источники финансирования и как их можно привлечь?

Конечно, недостаточно, если мы вернемся к заявленной стратегической цели Инновационной программы. У нас, помимо бюджетной субсидии и помимо внебюджетных средств МГИМО, есть намерения уже в текущем и следующем году привлечь около 80 млн рублей от фондов и коммерческих структур, с которыми еще на этапе подачи заявки были достигнуты договоренности об их участии в Программе.

Так что сумма, которую выиграл МГИМО - только первый шаг к модернизации вуза во всех аспектах его деятельности. ИОП должна иметь продолжение в виде организационной структуры, призванной вести всю инновационную деятельность преобразованного университета. И, естественно, зарабатывать самой. Безусловно, потребуются и дополнительные механизмы привлечения средств. Хотя время благотворительных монстров типа Фонда Сороса безвозвратно ушло. Нужно разрабатывать программы, проекты, которые заинтересуют спонсоров. Если Инновационная программа окажется успешной и ее результаты выйдут за стены вуза... Но об этом Вам лучше спросить у меня в интервью ровно через год.

Какие новые компетенции Вы сами приобретаете, работая в МГИМО (У)?

Я долгое время занимался финансовым менеджментом, но не был связан со спецификой работы бюджетной организации. Поэтому для меня многое внове. Кроме того, организация очень большая, широкий круг контактов с различными подразделениями. Приходится учиться. При этом, надеюсь, что и я, и те люди, которые пришли работать в Инновационную программу МГИМО, окажутся полезны вузу, поскольку их опыт работы в области проектного менеджмента, на мой взгляд, очень ценен для вуза, не работавшего ранее с такими объемными программами..

Могу сказать, что работать здесь мне комфортно. По роду своей деятельности я в основном взаимодействую с бухгалтерией, и должен сказать, что это весьма профессиональный и хорошо организованный коллектив. Причем, как это ни покажется парадоксальным, вполне открытый для новых идей и контактов. Надеюсь, с поступлением первого транша субсидии я только укреплюсь в этом своем мнении.

Кто контролирует работу Дирекции программы?

Масса всяческих организаций.
Внутри вуза – Стратегический комитет и Попечительский совет.
На министерском уровне – Минобразования, ФАО и их операторы – НФПК и ФЦПФ.
На уровне финансового и юридического контроля – КРУ, прокуратура, ФАС.
Расслабиться не дадут, точно. Приоритетный проект.

С какими проблемами столкнулись другие вузы, внедряя ИОП? Могут ли похожие трудности возникнуть и у МГИМО (У)?

Вузы первой очереди (2006 г.) получили первые средства только в июле, у них не было ни времени, ни разработанных процедур, ни автоматизированных систем контроля, ни предшественников, у которых можно получить консультации. Тем не менее, они справились. Ну, пришлось не пойти в отпуск или поработать без выходных месяц-другой... Ну, обязали ректоров лично мониторить каждый платеж и каждое мероприятие... В результате, как объявило Минобразования, все вузы первой очереди успешно закрыли первый год своих программ.

Мы думали, что не столкнемся с этими проблемами, и ошиблись – и у нас задержка в перечислении средств, смещение утвержденного начала работ. И у нас проблемы с автоматизированными системами контроля: не далее как пару недель назад система АСМПВ-1, разработанная под эгидой ФАО, была заменена на модернизированную АСМПВ-2 с другим интерфейсом, и нам спешно приходится подстраиваться под нее.

Но мы учитываем чужой опыт, и нам все же легче. НФПК, МИСиС, Высшая школа экономики организовали семинары по всем аспектам ИОП, мы получили ценную информацию и ко многим проблемам подошли, как говорится, во всеоружии.

Так что по большому счету, трудность одна – это хронический недостаток времени в сутках. Все остальные проблемы – решаемые.

Информация предоставлена Дирекцией Инновационной образовательной программы
июнь 2007


Распечатать страницу