Интервью В.Н. Шитова проекту «Лица МГИМО»

7 февраля 2007

Интервью В.Н. Шитова проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Шитов Владимир Николаевич, профессор, доктор экономических наук, декан Факультета международного бизнеса и делового администрирования

Факультет Международного бизнеса и делового администрирования занимается подготовкой менеджеров в области управления внешнеэкономической деятельностью. Действительно ли российские менеджеры могут эффективно работать на международной арене? Многие российские кампании приглашают топ-менеджеров из Европы и США – с чем это связано? Могут ли российские менеджеры претендовать на топовые позиции в западных компаниях?

Для того чтобы эффективно работать на международной арене, надо иметь фундаментальную подготовку в области менеджмента, хорошее знание зарубежной деловой среды и, конечно, иностранных языков. Не вижу причины, по которой российские менеджеры не могут эффективно работать на международной арене при условии, что они обладают вышеназванными качествами.

Приглашение отдельными российскими компаниями зарубежных топ-менеджеров, на мой взгляд, связано со стремлением этих компаний быстрее стать «международными». Не по структуре капитала, конечно, а с точки зрения уровня, масштабов своих деловых операций и их качественных характеристик.

Что касается вопроса «могут ли российские менеджеры претендовать на топовые позиции в западных компаниях», могу сказать, что в будущем, уверен, смогут. В настоящее же время это проблематично.  Не надо забывать, что российский бизнес – это молодой бизнес, и его репутация на Западе все еще находится на этапе становления.

Обучение на факультете МБДА ведется исключительно на контрактной основе. Не ведет ли это к потере талантливых студентов? Как Вы считаете, есть ли будущее у бесплатного образования в целом?

Принцип обучения на контрактной основе утвердился в начале 90-х годов, когда наш Университет, как и другие российские вузы, столкнулся с проблемой серьезного недофинансирования образования со стороны государства. Конечно, платное обучение – это своего рода ограничение. В то же время, не согласен с тезисом, что «обучение на факультете МБДА ведется только на контрактной основе». Каждый год мы выделяем одно бесплатное место для финалиста Всероссийской телевизионной викторины «Умницы и умники». Не исключено, что в будущем таких мест, зарезервированных для талантливой молодежи, доказавшей свои способности в открытых конкурсах, может быть и больше. Что же касается вопроса о том, есть ли будущее у бесплатного образования в целом, то уверен, такое будущее есть. Рост внимания со стороны нашего государства к образовательной сфере дает основание это утверждать.

Факультет МБДА существует с 1992 года. Как развивался факультет? Какие принципиальные изменения произошли нa факультете за 15 лет его существования? Участвует ли факультет в инновационных образовательных программах? Если да, то в каких? Чего, с Вашей точки зрения, не хватает факультету?

За 15 лет своего существования факультет МБДА изменился кардинально. В 1992 г. мы начинали с одной четырехлетней программы подготовки бакалавров менеджмента. Сейчас, помимо бакалаврской программы, учебный план которой был в очередной раз переработан в прошлом году, на факультете действуют три магистерские программы. Причем две из них – инновационные и реализуются совместно с зарубежными партнерами. Что же касается вопроса о том, чего не хватает факультету, то я бы предпочел, чтобы на него ответили другие – мои коллеги, студенты. Факультет МБДА всегда был открыт для критики, и мы  стараемся всегда подходить к ней конструктивно.

Расскажите, пожалуйста, о самом удачном проекте, реализованном факультетом? C какими трудностями Вы столкнулись при его осуществлении?

Самый удачный проект, на мой взгляд, это создание совместной российско-французской программы подготовки менеджеров. В этой программе нашим партнером выступает Школа менеджмента ICN Университета Нанси. Главной проблемой при создании этого проекта были финансовые вопросы. Наша идея состояла в том, чтобы, во-первых, не было никаких финансовых расчетов между вузами – партнерами, и, во-вторых, чтобы студенты, приезжающие на обучение в вуз-партнер, несли только транспортные расходы и расходы по проживанию. Нам удалось эту идею воплотить в жизнь.

Перед студентами МБДА открываются широкие возможности продолжить обучение зарубежом. Расскажите, пожалуйста, подробнее о совместных с вузами-партнерами образовательных программах.

В настоящее время у нас существует три соглашения о сотрудничестве. Первое – с Международным Кипрским институтом менеджмента. По этому соглашению выпускники бакалавриата факультета МБДА, поступившие в магистратуру факультета и проучившиеся в ней один год, могут поступить на годовую программу МВА Международного кипрского института менеджмента с 15% скидкой по оплате. При этом им не надо сдавать ни TOEFI, ни GMAT, и обязательное для всех прочих кандидатов требование о наличии двухлетнего стажа практической работы на них не распространяется.

Второе – соглашение о совместной российско-французской магистерской программе, о которой я уже говорил выше. Поступать на нее могут выпускники бакалавриата любого факультета МГИМО, сдав вступительные экзамены в июне-месяце по французскому языку и менеджменту. Обучение рассчитано на полтора года: с сентября по апрель – в МГИМО, с апреля по июнь – во Франции (на французском языке) и с сентября по декабрь – в МГИМО.

Третье – соглашение о российско-французско-итальянской магистратуре в области менеджмента. В эту магистратуру также могут поступать выпускники бакалавриата любого факультета МГИМО. Однако из-за более сложного порядка регистрации вступительные экзамены в данную магистратуру – по английскому языку и менеджменту – проходят уже в апреле месяце. Обучение рассчитано на два года. С сентября по октябрь – во Франции, в Школе ICN университета Нанси (на английском языке), с января по апрель – в Италии в Университете Болоньи (также на английском языке), затем практика в одной из стран-партнеров, а потом (с сентября) еще год обучения на факультете МБДА МГИМО. После окончания программы ее слушатели получают три диплома магистра менеджмента: МГИМО, Школы ICN Университета Нанси (Франция) и Университета Болоньи (Италия).

Как Вы считаете, каким будет МГИМО к 2015 году? Что хотелось бы изменить в Университете? Не вредит ли МГИМО репутация «вуза для золотой молодежи», создаваемая СМИ?

Я сам выпускник МГИМО 1973 года и убежден, что наш Университет еще более укрепит свои позиции к 2015 году, но для этого МГИМО должен постоянно меняться, чутко и оперативно реагируя на те изменения, которые происходят на российском и международном рынках труда. Что же касается вашего вопроса о создаваемой СМИ репутации МГИМО как «вуза для золотой молодежи», то не думаю, что это нашему Университету мешает. Убежден, что и так называемая «золотая молодежь» стремится попасть в МГИМО потому, что Институт международных отношений был, остается и, я уверен, останется одним из самых замечательных российских образовательных центров.

Информация предоставлена Дирекцией Инновационной образовательной программы
февраль 2007


Распечатать страницу