Валерий Часовой: «Мы ориентированы на малый и средний бизнес»

23 июня 2008

Валерий Часовой: «Мы ориентированы на малый и средний бизнес»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Валерий Часовой, доцент, кандидат экономических наук директор Института внешнеэкономических связей (в июне 2008 года)

Продолжаем публикацию серии интервью с деканами факультетов и институтов Университета. О том, что ждет абитуриентов Института внешнеэкономических связей, рассказывает директор Валерий Часовой. Читайте также интервью с деканом МБДА Владимиром Шитовым, деканом МЖ Ярославом Скворцовым, деканом Факультета политологии Алексеем Воскресенским, деканом МЭО Анатолием Холоповым и деканом МО Юрием Булатовым. Абитуриенты магистратуры могут также прочитать интервью с начальником Управления магистерской подготовки Антоном Олейновым.

Валерий Александрович, в чем специфика образования в Институте внешнеэкономических связей?

В 2000 году вечерний факультет Международных экономических отношений стал Институтом внешнеэкономических связей. Специфика определилась исторически – мы всегда были ориентированы на людей, которые совмещают учебу с работой. Образование очное и вечернее. Очная форма определяется не временем суток, а количеством обязательных аудиторных часов. На ИВЭС оно полностью соответствует требованиям.

Специальность у нас одна – коммерция, а специализации разные. Это и внешнеэкономическая деятельность, и валютно-кредитные операции, и страхование во внешнеэкономической деятельности.

Мы относимся к экономическому блоку МГИМО. Разницу между ИВЭС и МЭО можно ощутить на уровне учебных программ. МЭО ориентирован больше на подготовку специалистов для работы на макроуровне: в крупных компаниях и во внешнеэкономических ведомствах государства. Мы не увлекаемся корпорациями, а ориентируемся на малый и средний бизнес.

Считаем, что будущее российской экономики в значительной мере связано не столько с благополучием отраслевых монополий, сколько с развитием частной инициативы. Например, в Европе и США до 80% ВВП создается именно за счет частного сектора. В России – всего 15-20%.

Развивать малый и средний бизнес, не давая ему возможностей выйти за границу, бессмысленно. Поэтому главная задача нашего Института – готовить людей, которые в будущем содействовали бы продвижению товаров и услуг малого и среднего бизнеса за рубеж.

В самое ближайшее время среднему, да и малому бизнесу понадобятся специалисты, которые будут помогать выводить товары и услуги на мировой рынок. Часто люди не знают, как это делать. Например, западный партнер выдвинул какие-то претензии, а ты языка не знаешь – что там написано? Значит, нужно доверять документы переводчику, а он, к примеру, закончил филфак и терминологии не знает. Проблема. В этой сфере нужны профессиональные консультанты, помощники, переводчики... Или у вас есть какой-то продукт, с которым вы готовы выйти на внешние рынки, но не знаете правил налогообложения, санитарных и таможенных норм других государств и так далее.

Так что очень скоро возникнут на рынке компании, которые будут обеспечивать сопровождение деятельности и правовую защиту малого и среднего бизнеса на внешних рынках. Ниша университетской подготовки специалистов для таких компаний на сегодняшний день полностью свободна, и мы должны ее занять.

Абитуриентам, наверняка, интересно, какие возможности предоставляет ваш Институт своим студентам? Возможно, стажировки, дополнительные программы обучения и так далее?

Каждый год по партнерским соглашениям с иностранными вузами мы отправляем студентов на стажировки в Лондон, Эдинбург, Страсбург. Продолжительность этих поездок – от двух недель до нескольких семестров. Есть стажировки и языковые, и по специальности.

У нас очень развита система факультативов. Мы предоставляем ребятам возможность выбрать в каждом семестре пару дисциплин – это уникальные авторские спецкурсы, которые разрабатывают по нашей просьбе преподаватели кафедр Университета. Для таких занятий выделяется отдельный день. Курсов несколько десятков – начиная от «Использования русского языка в предпринимательской деятельности» (как грамотно вести переговоры на русском языке) до «Международного лизинга» (этот курс веду я). Очень интересный факультатив «Экономические основы коррупции в России» читает доцент Голиков с кафедры экономической теории. В учебнике этого не прочитаешь.

Организуются такие занятия просто – набралось десять человек желающих, и курс открывается.

Факультативные группы всегда небольшие, люди на них не просто слушают лекции, у них есть возможность живого общения.

Кроме того, ИВЭС активно приглашает для проведения занятий специалистов-практиков из среднего бизнеса. Мы тесно контактируем с профессиональными объединениями и организациями. Например, с Торгово-промышленной палатой и многими другими.

Вернемся к особенностям вашего института. Какие есть плюсы и минусы вечернего обучения?

Наше положение, конечно, немного хуже, чем у дневных факультетов: занятия в ИВЭС, как правило, начинаются в 16:00, когда проводится большая часть мероприятий в университете – приезжают именитые гости, министры; проходят круглые столы и так далее. Но этот «минус» компенсируется огромным «плюсом» нашего Института: возможностью обучаться без отрыва от практической предпринимательской деятельности. Очень многие студенты эту возможность начинают реализовывать где-то с третьего курса. А некоторые – даже раньше.

То есть на рынке труда у ваших выпускников – преимущество перед выпускниками дневных факультетов?

Безусловно. Очень много ситуаций, когда человек окончил дневной факультет, получил диплом летом, а найти работу сложно: именно в это время толпы специалистов с новыми дипломами бегают по Москве и ищут работу. У нас же очень многие ребята к моменту получения диплома имеют стаж работы по профессии. Часто бывает: через несколько месяцев после получения диплома выпускник приходит ко мне и говорят: «Валерий Александрович, я уже начальник отдела!» А их ровесники с других факультетов только-только осваивают рабочее место и соображают, куда они попали. А этот уже два года в банке проработал – что-то из себя представляет.

Вообще, я не помню случая, когда наш выпускник пришел бы и сказал: «Не могу на работу никуда устроиться». На стендах всегда висят объявления о вакансиях. У нас много контактов с российскими и иностранными компаниями, деловые связи со средним бизнесом. Периодически мы рекомендуем студентов туда на работу. На некоторые мероприятия мы приглашаем руководителей известных фирм, и через их общение со студентами происходит как бы встреча работодателей и соискателей. А иногда мне просто звонят и говорят: «Нам нужен ваш выпускник».

Здорово. Продолжим тему. Назовите, не задумываясь, какие три преимущества есть у выпускника ИВЭС перед выпускниками схожих факультетов других вузов?

Первое – профессиональное знание иностранного языка. Сегодня заниматься бизнесом, не зная английского, почти бессмысленно. Второе – очень хорошее гуманитарное экономическое образование. Мы даже на втором высшем читаем психологию в экономике, потому что, если ограничиться только чтением конкретных дисциплин, тогда надо все свести к курсу «Как заработать миллион». А третье – обучение у талантливых специалистов. Например, нашей кафедрой фондового рынка руководит профессор Алексей Буренин – он блестящий теоретик, но, кроме того, не менее блестящий практик.

Были ли какие-то курьезные случаи, связанные со студентами и абитуриентами, за время вашей работы?

Они происходят постоянно. За годы работы к этому настолько привыкаешь, что уже перестаешь воспринимать их как что-то из ряда вон выходящее. Я когда учился в музыкальной школе, разучивал польку-бабочку одного известного композитора. Недавно на первый курс поступает человек с такой же фамилией. Композитор, оказывается, его дед. Отец парня – известнейший органист. Да и сам парень – тоже органист, победитель международных музыкальных конкурсов. Причем играет для самых известных аудиторий. Приходит этот студент, я говорю: «Слушай, зачем тебе это нужно? У тебя дед, отец, ты сам – известные музыканты». Он отвечает: «Вы знаете, орган может и не прокормить». Парнишка молодой, но уже понимает, что нужно еще какую-то профессию иметь. Так что на втором курсе у нас теперь учится всемирно известный органист. Были девчонки из известного ансамбля «Калинка». Ребята понимают, что искусство, спорт – это все прекрасно, но нужно еще иметь и какую-то определенную специальность.

Опять-таки не курьез, но интересно. Раньше когда наш факультет был сугубо вечерним, ребят на нем практически не было, поскольку такая форма обучения не дает отсрочки от армии. Учились одни девчонки. Поэтому обычно картина была такая: первый курс – учеба, второй курс – свадьбы, третий курс – дети, четвертый курс – разводы, пятый курс – опять свадьбы. Такая вот была традиция. Сейчас тенденция немножко изменилась. Разводов стало меньше.

Беседовала Анастасия Жаворонкова,
начальник отдела новостной информации Центра интернет-политики МГИМО
июнь 2008


Распечатать страницу