Интервью В.И. Уколовой проекту «Лица МГИМО»

12 октября 2007

Интервью В.И. Уколовой проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Уколова Виктория Ивановна Доктор исторических наук, профессор Заведующая кафедрой всемирной и отечественной истории (в октябре 2007 года).

Виктория Ивановна, расскажите, пожалуйста, о деятельности кафедры в рамках Инновационной образовательной программы.

Мы начали исследования по программе «Исторические ориентиры российской идентичности в мультикультурном пространстве». Это направление, по которому наша кафедра, по существу, является одним из пилотных коллективов, только вступающих на путь разработки этой программы. Второе, очень важное для нас направление – особенности российской исторической памяти. Будучи историками, мы хотим выявить и исследовать наиболее устойчивые образы и мифологемы российской истории, которые во многом определяют наше современное сознание. И которые, с точки зрения социальной психологии и ментальности, в значительной степени определяют видение России в контексте международных отношений.

Приведите, пожалуйста, пример подобной мифологемы.

Например, образ Александра Невского. Это образ, который проходит через всю историю России, начиная с XIII века, и который приобретает особое значение во времена сложных исторических ситуаций. Сейчас мы работаем над книгой «Александр Невский – дипломат». Как известно, Александр Невский считался покровителем дипломатии и одним из наиболее выдающихся дипломатов в российской истории. Мы сейчас готовим книгу, в которой попытаемся показать не только значение деятельности Александра Невского, но и его образы в русской истории, начиная со средних веков и до настоящего времени. Мы хотим показать роль Александра Невского именно как человека, чрезвычайно много сделавшего для исторического определения России.

К работе над этой книгой вы приступили только после начала Инновационной образовательной программы?

Об исторических ориентирах мы говорили еще два года назад, но только с началом реализации Инновационной программы мы получили возможность реализовать наши замыслы.

Кто занимается реализацией этого проекта?

Это наш кафедральный проект. Мы работаем в тесном взаимодействии с Академией наук, с Институтом всеобщей истории, с Институтом российской истории. Мы также тесно взаимодействуем с историками из разных университетов - РГГУ, МГУ, потому что такого рода проекты не могут быть осуществлены в замкнутом коллективе. Современная наука предполагает широкие исследовательские взаимодействия, разного рода дискуссии и обсуждения. И только итоги этих обсуждений и дискуссий могут быть представлены как настоящее научное исследование.

Много ли времени займет это научное исследование?

Иногда научное исследование занимает всю жизнь. Но что касается исследования роли Александра Невского как дипломата, то, по-видимому, это займет не меньше двух лет.

Чем планирует заняться кафедра после его окончания?

Тема исторических ориентиров российской идентичности настолько необозрима, что ею можно заниматься долгие годы, тем более что она всегда актуальна. Вообще, проблема исторической памяти как основы идентичности неисчерпаема, что показывает не только российский опыт, но и обращение к этой проблематике в европейских странах, например, во Франции. На этом поприще мы надеемся много и усердно поработать.

Как изменилась жизнь кафедры с внедрением ИОП? Стала ли она более динамичной?

Да, действительно, жизнь кафедры стала более динамичной: преподаватели стали больше ездить в командировки, появилось больше возможностей для исследовательской работы. Но внедрение Инновационной программы имеет ведь и другие аспекты. Мы стараемся внедрять инновационные технологии и в учебный процесс, используем нашу компьютерную базу и интерактивные формы работы. Использование современных технологий особенно помогает при преподавании истории искусства или проведении спецкурсов.

Какие мероприятия по работе со студентами проводит кафедра?

Несколько лет кафедра практикует организацию экскурсий для студентов по историческим местам Москвы и России. Это экскурсии не развлекательного характера: они являются элементами учебного процесса. Экскурсии обязательно сопровождаются лекциями и дискуссиями научного характера. Надо сказать, что студенты стали более активными. Они готовят доклады, принимают участие в дискуссиях и в обучающих играх. Экскурсия превращается в настоящую научную конференцию. Последняя такая научная конференция, с выездом в Звенигород, состоялась в мае этого года. Она была посвящена целому комплексу проблем в русле основной темы: исторические ориентиры российской идентичности. Следующая студенческая научная конференция пройдет в декабре этого года, и она будет посвящена Александру Невскому и проблемам исторической памяти.

Как можно принять участие в этой конференции?

Мы организуем встречи и консультации, размещаем объявления в интернете. Мы стараемся привлечь студентов с самых разных факультетов. И даже с разных курсов, а не только первокурсников и второкурсников, с которыми непосредственно работаем. Конечно, история не является профильной дисциплиной для МГИМО но, несмотря на это, должна отметить активность и большой интерес к этим конференциям со стороны студентов. В последней конференции в Звенигороде участвовало более пятидесяти человек. Причем они не составляли инертную массу простых слушателей. У всех у них были подготовлены доклады, выступления, и они участвовали в дискуссиях.

Виктория Ивановна, что Вам особенно нравится в Вашей работе?

Должна сказать, что у нас хорошая кафедра и хороший коллектив, который откликается на инновации. И вместе с тем, коллектив очень подготовленный, профессиональный, многие преподаватели широко известны как ученые, авторы учебников. Поэтому мне всегда интересно работать.

Расскажите, пожалуйста, про Ваш спецкурс «Библия: 2000 лет в искусстве». Когда Вам пришла в голову эта задумка?

Это довольно оригинальный спецкурс. Меня эта тема интересовала давно. По своей узкой профессионализации я занимаюсь историей позднего Рима и западно-европейского средневековья. Естественно, что невозможно знать историю этой эпохи, не зная Библии, истории религии, искусства и символики. Поэтому я всегда занималась их изучением. Наконец, в 2000 году мне пришло в голову прочитать такой спецкурс. «Ветхий Завет в искусстве» я читаю в одном семестре, а «Новый Завет в искусстве» – в другом. Спецкурс довольно подробный, мне хочется рассказать студентам то, что не всегда можно найти в печати или в интернете. Этот спецкурс – результат большой работы, в какой-то мере плод жизни. Поэтому он такой большой, что в один семестр не помещается. Зато, кажется, студентам интересно.

Информация предоставлена Дирекцией Инновационной образовательной программы
октябрь 2007


Распечатать страницу