Сергей Чудинов: «Воспитание личности сегодня возложено на вузы»

14 августа 2008

Сергей Чудинов: «Воспитание личности сегодня возложено на вузы»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Чудинов Сергей, помощник проректора по социальной и воспитательной работе (в августе 2008 года).

«Лица МГИМО» выяснили, чем интересна и важна новая университетская должность «помощник проректора по социальной и воспитательной работе». Об итогах предыдущего учебного года на своем новом посту рассказал бывший лидер Студенческого союза Сергей Чудинов.

Первый вопрос – общего характера. Каким выдался это учебный год, как развивалось студенческое движение и что нового произошло в социальной работе?

Сложно говорить о целом учебном годе, так как я работаю в новой должности сравнительно недавно, начиная с весеннего семестра. Но лично для меня совершенно очевидна положительная динамика. Был создан совет землячеств Студенческого союза, прошел целый ряд ярких и красочных мероприятия (КВН, Мисс МГИМО, Выпускной и пр.). Мы отправили наших ребят летом в Строительный отряд на Байкал, принимали активное участие в межвузовских взаимоотношениях, в том числе в акции МГТУ им. Баумана «Будь сильнее наркотиков». Все это является проявлением существующего в России тренда повышения интереса к молодежи и студенчеству.

Раньше в Университете не было такой должности – «помощник проректора по социальной и воспитательной работе». Чем обусловлено ее возникновение?

До развала СССР существовал ВЛКСМ – мощная структура, которая была призвана решать вопросы по воспитанию и развитию молодежи. Сегодня эту функцию вынужден брать на себя вуз. У нас есть проректор по социально-воспитательной работе, но подразделения, целенаправленно действующего в этой сфере, не было. На мой взгляд, существовала объективная нехватка, ведь спектр работ огромный, ответственность за наших студентов, и, соответственно, будущих выпускников колоссальная – они станут дипломатами, ведущими специалистами известных компаний, представителями бизнес-среды. И то, как они будут воспринимать нашу страну, какие цели будут ставить в жизни, во многом на нашей совести. Наверное, только помощником проректора в этом смысле не ограничиться – это должна быть полноценная структура, которая бы работала в тесном взаимодействии с деканатами, медико-психологическим центром, что позволяло бы всесторонне рассматривать и решать возникающие проблемы.

В чем заключается непосредственно ваша функция в МГИМО? Как вы выстраиваете свою работу в новой должности?

Я являюсь помощником проректора и, соответственно, достаточно объемную часть моей работы составляет именно помощь моему руководителю. Обработка обращений к нам из различных органов – федеральных, региональных, муниципальных, из молодежных объединений в других вузах, указания свыше. Каждодневное взаимодействие со Студсоюзом и непосредственно с активистами из его руководства тоже осуществляются через меня. Когда у Игоря Александровича нет возможности посетить какое-то мероприятие по социально-воспитательной работе, я представляю наш сектор вместо него. Ну и плюс я занимаюсь развитием мгимошного студенческого движения, поисками и реализацией новых форматов для него.

А как вы взаимодействуете со студенческими организациями в Университете?

Это организации взаимодействуют между собой, а я занимаюсь развитием студенческого движения в общем. Провожу, например, раз в месяц совещания для всех студенческих лидеров – представителей шести организаций. Когда речь идет о научной деятельности - я не вмешиваюсь. Но там где речь именно об общественной деятельности – я помогаю и НСО, и Модели ООН, и землячествам, которые у нас есть, Ассоциации студентов и даже клубу МЖ.

Например, в Штатах и Великобритании участие выпускника в какой-нибудь студенческой организации и соответствующая отметка в резюме – это очевидный для работодателя плюс. Такого человека отрывают с руками и ногами. Как с этим обстоит у нас?

Почти также. Небольшое отличие в том, что в России больший интерес к таким студентам проявляют госструктуры, в то время как на Западе в борьбу активно включается и коммерческий сектор – возникает конкуренция. Что касается трудоустройства, то есть ещё один момент - наши ребята не всегда умеют подать себя правильно и составить грамотное CV. Провести через все резюме информацию о том, что ты всегда занимал активную позицию, – это тоже определенное искусство, но овладевать им необходимо, поскольку у работодателя есть всего несколько минут, чтобы оценить какой ты специалист. За это время он должен понять, что ты способен на нечто большее, чем просто справляться с рутинными делами, тогда существует шанс, что он предложит интересную и необычную работу.

Участие в общественном клубе, по моему мнению, должно тесно переплетаться с теми структурами, в которых хочет впоследствии работать студент. Если направление клуба, например, журналистика, то участники должны работать с прессой, желательно с серьезной прессой.

А каким образом могут студенты внедриться в ту или иную компанию?

Во-первых, это стажировки и практика. Они были всегда – это путь стандартный. Гораздо интереснее может быть именно работа с компаниями без отрыва от вуза. Ряд компаний, постоянно нуждается в свежих идеях, и для того чтобы эти свежие идеи почерпнуть они должны увидеть людей, где-то столкнуться с ними. Когда в компанию обращаются студенты, говорят, что «нам нужно два-три ваших специалиста на конференцию по актуальной теме», это сразу сближает компанию с группой студентов.

Например, наши ребята организовывали недавно встречу с представителями компании Mirax Group. Я думаю, что если они регулярно будут проводить подобные встречи, то их с удовольствием возьмут как в PR-департамент этой компании, так и в другие отделы. Если работодатели уже сотрудничают в течение полугода или года с одним или двумя студентами, то потом они, может быть, их и на практику возьмут более интересную, чем носить бумажки. Так может наладиться определенный поток в компанию. Один человек устроился, второй, третий. Мгимошный отдел, управление, департамент…

Не могли бы в нескольких словах обрисовать линию развития социальной и воспитательной работы в следующем учебном году?

Первое и самое главное – развивать социально-патриотическое направление. Патриотический настрой у личности создается не из книжек и не из обязанности любить Родину, а из ощущения гордости за свою страну. Для того, чтобы воспитывать патриотизм в студентах, нужно организовывать встречи с сильными мира сего, которые показали бы, что есть путь развития здесь, что не надо думать о том, чтобы уехать на Запад, ведь всегда эффективнее и лучше развиваться там, где тебе помогут.

Мы хотели бы провести специальные лекции для первокурсников, которые были бы посвящены истории Университета, перспективам построения карьеры в России после выпуска. У нас есть школы актива для большого количества ребят – это Старостат. Также мы выделим группу студенческих лидеров – это 5-10 человек, с которыми будем заниматься на постоянной основе и, так скажем, выращивать смену. Одной из важнейших задач, на наш взгляд, является активизация студенческого движения в общежитиях и на факультетах, то есть формирование ячеек студсамоуправления на местах.

Также чрезвычайно важным является объединение студенческих организаций в МГИМО. В пункте шестом Решения Ученого Совета от 22 апреля было обозначено, что ректорат будет содействовать Студенческому Союзу в его инициативе объединить все студенческие структуры университета. Речь идет о формировании единого молодежного пространства, чтобы все шесть студенческих образований находились в постоянном взаимодействии.

Беседовала Яна ГОРДЕЕВА, корреспондент
отдела новостной информации Центра интернет-политики
август 2008


Распечатать страницу