Ярослав Скворцов: «Мы выращиваем из студентов бренды»

6 апреля 2008

Ярослав Скворцов: «Мы выращиваем из студентов бренды»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Скворцов Ярослав Львович, кандидат социологических наук, декан факультета Международной журналистики (в апреле 2008 года).

Продолжаем публикацию серии интервью с деканами факультетов Университета. О том, что ждет абитуриентов факультета МЖ, рассказывает декан Ярослав Скворцов. Интервью с деканом МБДА Владимиром Шитовым можно прочитать здесь.

Ярослав Львович, в чем специфика образования факультета Международной журналистики? Чем вы отличаетесь от журфаков других ведущих вузов?

Если говорить о системе журналистского образования в России, у факультета есть одно важное достижение: с этого года мы переходим на систему обучения «четыре плюс два» (бакалавриат + магистратура). До сегодняшнего дня высшее журналистское образование в нашей стране можно было получить, только отучившись пять лет.

С сентября мы объявляем набор в бакалавриат и магистратуру МЖ. В этом наше принципиальное отличие от коллег по цеху.

Что касается специализаций, они у нас тоже отличаются от привычных. На традиционных журфаках есть отделения печатных изданий, телевидения, радио, интернета. На нашем факультете скоро будут «Геополитическая журналистика», «Деловая и экономическая журналистика», «Социокультурная журналистика». Мы исходим из того, что работать с камерой и микрофоном человека научат, если он выберет телевидение или радио. А чтобы стать действительно профессионалом, нужно понимать основы, контекст – этому мы и учим наших студентов.

Оправдана ли двухуровневая система образования в обучении журналистике?

Журналистика тем и интересна, что невозможно шесть лет учиться, а потом пойти работать. Профессия все же должна «прийти» к нашим студентам немножко раньше: во время учебы. Я всегда повторяю студентам: на первом курсе я запрещаю работать, на втором – не рекомендую, на третьем – прошу, чтобы они «понюхали пороху», но делали это не в ущерб учебе, на четвертом – настоятельно рекомендую и всячески подталкиваю. А если к пятому курсу студент ничего, кроме библиотеки, в жизни не видел, выражаю серьезное беспокойство, каким он станет журналистом. При этом если студент работает с первого курса, несмотря на мои запреты, но это не отражается негативно на его учебе, он молодец –  умеет себя организовать.

Это я говорю вот к чему: мне кажется, что сделать паузу между бакалавриатом и магистратурой в этой профессии правильно и полезно.

Cначала студент получает базовые знания. Потом работает. А уже магистерскую степень приходит получать с осознанием того, что хочет от жизни и от журналистики.

Ребята, поступившие в Университет в этом году, закончат обучение в 2012-2014 году. Что будет происходить с рынком труда?

Медиасреда постоянно меняется. Я закончил факультет в 1989 году, и журналистика того времени и сегодняшняя – это во многом разные профессии.

Сейчас начался процесс профессионализации журналистского ремесла. На сегодняшний день в профессии очень мало журналистов по диплому. Это связано с тем, что профессия была социально-идеологической. Многие из тех, кто работал до середины 80-х годов, потом не нашли своего места в журналистике. Поэтому произошел активный приток специалистов из других отраслей. Сейчас в профессии где-то две трети журналистов с другим профильным образованием. Но процесс выравнивания уже начался.

Абитуриентам, наверняка, интересно, какие возможности предоставляет Ваш факультет своим студентам? Существуют ли спецкурсы, дополнительные программы обучения?

Есть у нас такой замечательный предмет, которого нет на других факультетах – мастер-класс журналиста. Ведут занятия практики: главные редактора и менеджеры крупнейших СМИ. 

На факультете МЖ проходит огромное количество внеаудиторных занятий.

Есть языковые клубы, цель которых – очень странно звучит – «влюбить» студентов в страну изучаемого языка, то есть привить свою любовь к языку, культуре страны/ региона изучаемого языка. Мы стараемся сделать эти встречи как можно более интересными, рассказать о стране, о разных аспектах жизни, чтобы у студента, который изучает английский, французский или польский было понимание того, ради чего он это делает. Видение перспективы, понимание, какое место регион изучаемого языка может занять в жизни человека в будущем – это очень важно.

Кроме того, уже семь лет существует Клуб МЖ. Это такая структура, в рамках которой проходят встречи с интересными гостями. Я могу долго рассказывать о том, какие замечательные люди к нам приходят и как это все здорово, но будущим абитуриентам я бы рекомендовал зайти на сайт МЖ и самим оценить масштабность мероприятий (www.mzh.ru).

Что нового ждет успешно сдавших вступительные экзамены в ближайшие шесть лет? Как будет развиваться факультет?

Во-первых, как я уже сказал, начался переход на двухступенчатую систему обучения. С этого года уже со второго курса вводится специализация, поскольку бакалавров придется выпускать быстрее.

Во-вторых, есть несколько очень перспективных соглашений. В частности, с Миланским католическим университетом, с парижским университетом Сьянс-По и рядом других европейских и северо-американских высших учебных заведений. Мы немного притормозили процесс выработки совместных магистерских программ по той простой причине, что невозможно говорить о двойном дипломе, когда у тебя нет собственной магистерской программы. Но сейчас мы эту задачу решили, поэтому возобновляем работу над совместными магистратурами с новой силой.

Говоря о перспективе, мне представляется, что особый интерес рынок должен проявить к нашим магистерским программам. Например, в рамках совместной с факультетом политологии программы по связям с общественностью студенты получают специальность – Government Relations (GR). На данный момент это одно из самых перспективных направлений подготовки специалистов в области пиара.

Кроме того, мы рассматриваем интересные предложения от некоторых языковых и регионоведческих кафедр. Представьте, если на рынке появится такой продукт как магистерская программа по китаистике с уклоном в медиасреду!

Помимо магистерских программ, есть и другие очень интересные начинания. Например, открылась базовая кафедра АДВ – крупнейшей российской компании на рекламном рынке. Для нас это очень важно: приходят преподаватели-практики непосредственно «из бизнеса».  Благодаря такого рода проектам студенты смогут профессионально развиваться в том ритме, который задает современная жизнь.

Вообще, если брать учебный процесс, я сразу представляю себе конструктор Lego: разложены детали, и чтобы построить домик, надо взять одни, машинку – другие. Современный учебный процесс должен строиться по принципу Lego. Нужно, чтобы учебные модули – детали конструктора – можно было легко скомпоновать в интенсивный курс, предложить в качестве краткосрочного тренинга. Например, приходит к нам «Роснефть» или холдинг «Интеррос» и говорит: «Нам не хватает таких-то специалистов». Мы не можем им ответить: «Через пять лет вы их получите». Люди нужны сейчас. За счет коротких курсов, специальных программ наши студенты будут своевременно получать необходимый набор практических навыков и знаний. А работодатель уже ждет их на рынке.

В связи с активным участием МГИМО в Болонском процессе, следующий вопрос: насколько диплом факультета Международной журналистики МГИМО через шесть лет будет котироваться в Европе?

Я не готов утверждать, что именно имя, бренд «МЖ МГИМО» будет широко известен в Европе, но то, что наши выпускники будут брендовыми именами в профессии и на рынке труда, в том числе за границей, это я вам гарантирую.

Что бы Вы посоветовали абитуриентам МЖ 2008?

Смело смотреть в 2012 год. Не бояться поступать –  смелость города берет. У меня был сокурсник, который поступал в МГИМО пять раз, а сейчас он руководит крупным московским коммерческим банком, параллельно занимается медиа-проектами в рамках холдинга. Главное – результат. Пусть не пугает то, что можно не поступить с первого раза. Пусть не пугает то, что здесь нужно работать. Поступишь, не проваляешь дурака четыре года – и у тебя будут прекрасные стартовые возможности, чтобы выйти в большую жизнь. И реальные конкурентные преимущества по сравнению с тем, кто выбрал для себя какую-то другую модель поведения. Поэтому совет: не бояться, верить в свои силы, и если выбрал себе цель – то четко к этой цели идти. Тогда все получится.

Беседовала Анастасия ЖАВОРОНКОВА,
начальник отдела новостной информации Центра интернет-политики МГИМО
апрель 2008


Распечатать страницу