Интервью Я.Л. Скворцова проекту «Лица МГИМО»

3 ноября 2006

Интервью Я.Л. Скворцова проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Скворцов Ярослав Львович, кандидат социологических наук, декан факультета Международной журналистики (в ноябре 2006 года).

Каким станет МГИМО (У) к 2015 году, каким будет его место в российском образовании? Стратегические цели развития Университета и журфака МГИМО (У).

К 2015-му, говорите? Здорово, когда так далеко заглянуть возможность предоставляется… Мы тут стратегию модернизации факультета утвердили, она «всего» до 2010-го рассчитана, т.е. на одну «пятилетку». Что ж, попробуем представить, чем пятилетка вторая завершиться может…

Лично мне хотел бы очень, чтобы наш родной университет занял достойное, отвечающее и потенциалу, и достигнутым результатам, и амбициям место. Мы, безусловно, находимся среди лидеров своего сектора, но надо просто стать «вузом номер один». Сейчас мы где-то уступаем МГУ, в чем то отдаем первенство «вышке», Санкт-Петербургскому госуниверситету… Зачем? Мы же реально опережаем и одних, и других, и третьих.

Стратегические цели развития факультета международной журналистики (простите, я не использую термин «журфак»; во-первых, «журфак» – это все-таки факультет МГУ, и, во-вторых, мы тогда «межжурфак» или «межджурфак», но и то, и другое звучит плохо) – создание на его базе первого в стране научно-методического центра подготовки и переподготовки кадров для коммуникационной отрасли, предлагающего различные образовательные продукты (от классического цикла – с under-graduate до post-graduate – до краткосрочных тренингов, вырабатывающих и закрепляющих определенный набор практических знаний и навыков у тех, кто уже является профессиональным участником рынка).

Не много, но и не мало…

Чем факультет журналистики МГИМО (У) отличается от журфаков других вузов? Чего с Вашей точки зрения не хватает факультету? Внешние и внутренние проблемы. Сталкивается ли с аналогичными проблемами, например, журфак МГУ?

Пропуская банальное «два иностранных языка обязательно», перейду сразу к сути дела: мы – за разумное сочетание учебы и практики. На первом курсе я студентам работать запрещаю, на втором – настойчиво не советую, на третьем – призываю действовать взвешенно, чтобы не навредить своей «основной работе», а именно – учебе. На четвертом проявляю беспокойство, если студент не применяет получаемые знания на практике, на пятом – бью тревогу (справедливости ради: «не работающих» студентов к четвертому курсу у нас не остается). Я убежден, что предложенным учебным планом мы не «отвлекаем» молодых специалистов от работы, а помогаем им выйти на высоко конкурентный рынок без опаски остаться невостребованными.

Не хватает МЖ толковых тренеров. Я не оговорился: именно тренеров, способных «натаскать» студентов, помочь им «набить руку», создав условия максимально близкие к… нет, не обязательно «боевым»; просто «реальным». Еще не хватает собственной мини-типографии, чтобы выпускать собственные газеты – «Клуб МЖ», «ПроСтуда» и некоторые другие; не хватает современной телестудии и радиорубки…

Но мы работаем по всем этим направлениям.

Сталкиваются ли со схожими проблемами другие факультеты журналистики? И да, и нет. Рынок-то у нас общий, а студенты и преподаватели – везде свои…

Видимо, каждый журфак «счастлив одинаково, а несчастлив – по-своему»…

Какие изменения произошли на факультете журналистики МГИМО (У) после того, как Вы стали деканом? Как Вы оцениваете общий уровень преподавателей? Студентов? Возникают ли в Вашей работе какие-либо конфликтные ситуации, и как они разрешаются?

Сначала об изменениях: появилось новое отделение – «Социология массовых коммуникаций»; разработана и утверждена новая стратегия; у нас появилась логичная и методологически обоснованная схема перехода на двухуровневую систему образования… Жизнь настолько динамична, всего, пожалуй, и не припомнишь… А еще – я противник деления на «до» и «после»; считаю, что все сделанное на факультете прежде требует бережного к себе отношения…

Оценивать общий уровень преподавателей и студентов мне представляется делом не вполне рациональным: и в первом, и во втором случае мы имеем дело с уникальным, «штучным» продуктом. И с этой точки зрения у нас все как везде: уровень разный. Хочется, чтобы у большинства он был высоким, выше среднего. Но, как и в любой другой творческой профессии, не всем суждено стать примами и премьерами; кто-то должен и в кордебалете выступать… Что вовсе не означает, что их не надо готовить, не надо учить.

Конфликты? Да, возникают. Разрешаются они мирно, если дело касается человека творческого, способного, но оступившегося и осознавшего свою неправоту; бывает, конечно, и иначе. Терпеть не могу, когда врут. Говорят о предвзятости и неадекватности со стороны преподавателей, а посмотришь журнал – выясняется, что студент на язык просто не ходил…

От упоминания конкретных примеров конфликтных ситуаций, как со студентами, так и нет, позволю воздержаться. Вот уволюсь, выйду на пенсию – напишу учебное пособие «Практическая конфликтология: как я был деканом факультета МЖ»…

Шучу!

Расскажите, пожалуйста,  об инновациях в учебном процессе. Участвует ли журфак в интеграции вуза в мировое образовательное пространство? Появляются ли новые образовательные программы, новые структуры и подразделения? Что Вы считаете важным для процесса преобразования? Что тормозит и что способствует преобразованиям? Можете ли Вы привести какие-то конкретные примеры?

Коммуникациям (а все отделения МЖ готовят участников как раз рынка коммуникаций) учить можно исключительно в игровой форме, моделируя те или иные ситуации, отрабатывая конкретные приемы. Это сближает нас с ведущими зарубежными учебными центрами, что неоднократно подтверждалось на практике (в настоящее время мы ведем весьма успешные переговоры о формах сотрудничества с четырьмя европейскими и одним североамериканским университетом). Пять лет назад на факультете был создан Мультимедийный центр, сейчас мы запускаем тренинговый центр.

Что важно в этой связи? Важно помнить, что временного лака в пять лет в нынешних условиях у нас нет. Мы не можем оценить сегодняшние требования рынка и взять пять лет (в других условиях – четыре года или четыре плюс), чтобы постараться их решить, готовя специалиста (бакалавра, магистра) требуемой квалификации. Требования рынка ужесточаются постоянно! Важно постоянно держать руку на пульсе; иначе мы отстанем, отстанем безнадежно…

Способствует «политическая воля» менеджмента и топ-менеджмента нашего университета; тормозит – ее отсутствие, нерешительность… Примеры? Извольте: три года назад ваш покорный слуга был участником создания РАМИ «РИА Новости» тренингового центра, через который за неполный год прошло около ста человек. Центр работал как на внутренние потребности («подтягивал» журналистов Главной редакции информации, иногородних корреспондентов и журналистов из стран СНГ), так и работал на внешний рынок (у нас проходили тренинги для представителей региональных АО-энерго, сотрудников пресс-служб коммерческих банков, IT-шников, авиаперевозчиков). Почти два года ушло на то, чтобы создать такую структуру в МГИМО. И процесс пока не завершен…  

Расскажите об одном из наиболее интересных для Вас завершенных проектов. Для чего он делался? С какими трудностями пришлось столкнуться, что помогло их преодолеть? Какой опыт Вы приобрели? Где работать труднее - в МГИМО (У) или в "Коммерсанте"?

В этом году исполняется 5 лет Клубу МЖ. Делался он для того, чтобы не вписываемые в учебный процесс мероприятия не проходили мимо. Ну, не в состоянии Глеб Павловский, Михаил Леонтьев или Иван Демидов ни гарантировано целый курс  студентам прочитать, ни даже на занятие в качестве приглашенного гостя заглянуть. А после 16:00 время выкроить они, в принципе, в состоянии. Так начались встречи с интересными людьми, проходящие в форме учебных пресс-конференций. Потом добавился дискуссионный клуб (в прошлом году, накануне выборов в Московскую городскую Думу, там прошли дебаты между «яблочниками» и «единороссами»); Киноклуб, гостем которого как-то стал Кшиштоф Занусси. Есть еще традиция отмечать день рожденья Клуба и новый   год, ездить на Эльбрус и в Саров. А еще ребята дружат с детишками из Полотнянозаводского Детского дома и играют в футбол (в частности, на ставшем традиционном Кубке декана МЖ по мини-футболу).  Все эти годы выходит «Клуб МЖ», заменивший студентам факультета старый добрый «Международник»: когда-то институтская многотиражка была органом парткома и профкома нашего факультета и «жила» у нас…

Вы спрашиваете про трудности, про трудности здесь, в МГИМО, и в «Коммерсанте»… Скажу так: и там, и здесь было трудно. Поначалу… И очень интересно. И поначалу, и потом. Все время, пока работал и работаю…

Как Вы относитесь к тому, что СМИ создают образ "МГИМО - вуз для золотой молодежи"? Если бы это было возможно, что в первую очередь изменили бы в МГИМО (У)?

Вы на «МажорДом» намекаете? К слову: знаете, кто такой «минор»? Это «мажор» после сессии…

МГИМО был, есть и будет вузом элитарным. И элитным: т.е. здесь элита учится, но здесь же элиту нации и готовят. Кто-то, какие-то mass media, употребляют в этой связи термин «золотая молодежь». Оставьте это на совести журналистов: производство смыслов – одна из функций современных СМИ.

За то, что такой образ сложился, СМИ надо сказать большое спасибо. Это гарантирует начальный интерес ко всему (и ко всем), кто с МГИМО связан. А вот поддержать интерес к себе, «не обмануть» аудиторию, это уже конкретная задача, решаемая в конкретных случаях. Устройство на работу, участие в конкурсе, выступление на конференции etc. Слышат «МГИМО» – тут же отрываются от записей, прекращают трепаться с соседями, ближе к носу подносят резюме… Остается всего ничего: наполнить эту «форму» конкретным содержанием, подтвердить высокий статус…

Что изменил бы я в МГИМО в первую очередь? Построил бы многоярусную парковку и продумал удобный въезд/съезд не только с/на Лобачевского, но и непосредственно с/на Вернадского. Тогда дорога на работу сократиться минут на 10 точно (согласитесь, для утра трудового дня – это немало), а дорога домой – минут на 30-40, если не на час…

Информация предоставлена Дирекцией Инновационной образовательной программы
ноябрь 2006


Распечатать страницу