Интервью И.Я. Рожкова проекту «Лица МГИМО»

14 сентября 2007

Интервью И.Я. Рожкова проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Рожков Игорь Яковлевич, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой связей с общественностью (в сентябре 2007 года).

Игорь Яковлевич, что изменилось в Вашей работе с началом реализации Инновационной образовательной программы?

Основные изменения еще впереди, но уже сейчас понятно - это будут кардинальные изменения. Наша работа связана с подготовкой Федеральных государственных образовательных стандартов. Новые образовательные стандарты – это переход на двухуровневое образование: магистры и бакалавры.

Как Вы сами к этому относитесь? Вы одобряете этот переход?

Сама жизнь вынуждает российскую высшую школу переходить на двухуровневые стандарты, ведь необходимо интегрироваться в западную систему образования, чтобы на Западе признавались наши дипломы, и, с другой стороны, чтобы наши дипломы, которые будут признаваться за рубежом, желали получить иностранные студенты. Мы рассчитываем на увеличение потока иностранцев.

Как Вы относитесь к утверждению (которое пока, к сожалению, еще часто встречается), что ориентация на Запад губит российскую систему образования, которая считалась лучшей в мире?

Вызовы современности заставляют приближать образование к практическим нуждам экономики. А у нас зациклились на лекциях и на общем образовании. Студентам, которые сейчас выходят из вузов, приходится переучиваться в тех организациях, куда они идут работать. Поэтому мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы наши студенты выходили специалистами, уже готовыми к практической деятельности, а не имеющими всего лишь фундамент для приобретения практических навыков. В рамках ИОП были разработаны карты компетенций, в которых указано, какими знаниями и умениями должны обладать выпускники. Помимо этого, в них должны быть воспитаны морально-этические качества и патриотические чувства. Это все вошло в образовательный стандарт. Наши эксперты разработали списки компетенций применительно к нашей области – связям с общественностью.

Какие возможности для развития кафедры СО Вы видите в Инновационной программе?

Программа – это новые, нетрадиционные подходы, которые позволяют сделать более эффективными как образовательную, так и научную деятельность в рамках кафедры. Я думаю, что эта программа очень перспективная. Мы ведь не только занимаемся образовательными стандартами, но и разрабатываем новые курсы обучения, внедряем новые образовательные программы, экспериментируем с новыми подходами. Это интересно и, что самое главное, перспективно.

Какие мероприятия планирует провести Ваша кафедра в ближайшее время?

Дело в том, что сейчас на первом плане для нас стоит образовательный стандарт. Его планируется выпустить в ближайшее время и согласовать с профессиональными ассоциациями. А когда стандарт будет готов, нам предстоит в рамках учебно-методического объединения (УМО) по связям с общественностью, которое возглавляет наш Университет, готовить новые методические и учебные пособия, учебные планы, учебники для почти 140 вузов, которые представляют эту специальность.

К вопросу о других вузах - как Вам кажется, есть ли в России высшие учебные заведения, где кафедра «Связи с общественностью» была бы настолько же сильна, как в МГИМО?

Конечно, есть. Мы не можем сказать, что в МГИМО самая сильная кафедра СО. Я, например, очень ценю научные и образовательные достижения наших коллег в Санкт-Петербургском государственном университете. Очень сильные школы в Воронеже, в Тамбове.

Возвращаясь к теме о подготовке новых образовательных стандартов, новых пособий и проч. - что бы Вы могли посоветовать тем студентам, которые обучались по старым программам?

Им нужно обратить больше внимания на практическую сторону своей специальности, получить как можно больше практических навыков в тех организациях, где они стажируются.

Как Вам кажется, с какого курса студентам-пиарщикам лучше начинать работать по специальности? Чем раньше, тем лучше?

Если они начнут работать слишком рано, то отстанут в учебе. Но, как правило, на четвертом курсе практически все уже работают. И это правильно, что студенты начинают вовлекаться в практическую деятельность еще со студенческой скамьи. Тут дело в том, что нужно более тесно взаимодействовать с теми, кто работает на рынке: с организациями, с предприятиями. В этой области у нас тоже есть очень интересные подвижки. Университет подписал соглашение с рекламно-коммуникационной корпорацией АДВ. У нас создается кафедра интегрированных маркетинговых коммуникаций, куда входят связи с общественностью. Это кафедра, которую будут вести практики. Они будут заниматься с нашими студентами, «затачивая» специальность под практическую деятельность. Я считаю, что это тоже инновационный прорыв.

Игорь Яковлевич, как долго Вы работаете заведующим кафедрой?

Недолго – еще нет четырех лет. Но в институте я давно, уже лет пятнадцать.

А где Вы учились?

По первому образованию я инженер. Потом окончил Всесоюзную академию внешней торговли. Очень долго работал в рекламе: опыт работы в этой области у меня больше сорока лет. Но кандидатскую, а потом докторскую диссертацию по теме «Управление международной рекламной деятельностью» я защищал здесь, в МГИМО.

Как получилось, что Вы стали специалистом по связям с общественностью?

Я перешел из инженерии не в связи с общественностью, а в рекламу. Это несколько другая область, хотя сейчас уже прослеживается смычка рекламы и связей с общественностью. Нужно было продвигать на мировой рынок российскую технику. А как можно было этим заниматься, не обладая инженерными знаниями? Жизнь потребовала, чтобы инженеры ушли в рекламу, и перст судьбы указал на меня.

Вы не жалеете об этом?

Нет. Я думаю, в силу моих интересов и склонностей к гуманитарным наукам, я был бы не очень хорошим инженером.

А пиарщик из Вас хороший получился?

Не мне судить. Впрочем, кое-какие достижения у меня есть. Например, моя книга «От брендинга к брендбилдингу», написанная в соавторстве с Кисмирешкиным В.В, несколько лет назад завоевала «Серебряного лучника» - национальную премию в области развития общественных связей.

Информация предоставлена Дирекцией Инновационной образовательной программы
сентябрь 2007


Распечатать страницу