Интервью И.Я. Рожкова проекту «Лица МГИМО»

13 марта 2007

Интервью И.Я. Рожкова проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Рожков Игорь Яковлевич, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой связей с общественностью (в марте 2007 года).

Специальность «связи с общественностью»  (public relations) на российском рынке относительно новая, но в МГИМО (У) она появилась еще в 1992-м году. Каковы основные направления деятельности Вашей кафедры? Какие преимущества есть у кафедры в МГИМО (У) по сравнению с аналогичными кафедрами других вузов?

То, что наш ВУЗ первым начал готовить специалистов по связям с общественностью, лишний раз доказывает, что он чутко реагирует на требования времени. После распада СССР наша страна радикально изменилась. Она столкнулась с реальной конкуренцией не только во внешней среде, но и в собственных пределах. Все мы являемся свидетелями жесточайшей, вплоть до военного вмешательства, борьбы за ресурсы, за сферы политического и экономического влияния. Показательно, что в современных условиях эта борьба все в большей степени смещается в информационное поле. Выиграть в ней в современном мире становится возможным лишь в случае, если те или иные действия поддерживаются широкой общественностью или лидерами влияния. Такая поддержка становится фундаментом высокой репутации, авторитета, привлекательности имиджа товара, услуги, производителя, коммерческой структуры, отрасли промышленности, региона, страны в целом, ее институтов и руководителей.

Профессионально выстроенные связи с общественностью позволяют добиваться благожелательного отношения, предупредить негативные реакции на различные, как правило, принципиальные, стратегические действия, предпринятые различными субъектами на разных уровнях. Для этой сферы деятельности нужны специалисты, обладающие большой эрудицией, панорамным мышлением, способностью быстро и адекватно реагировать на внезапные ситуации, возникающие в нашем постоянно меняющемся мире, приносящем все новые и новые сюрпризы. Именно таких специалистов и стремится выпускать наша кафедра. И ее преимущество по сравнению с аналогами в других университетах, прежде всего в том, что данное стремление основывается на реальных возможностях – наш ВУЗ дает прекрасное фундаментальное образование, на которое можно «наложить» специальные знания. И еще языки, которыми прекрасно владеют наши выпускники. В современном пиаре, особенно при работе с зарубежными аудиториями,  знать иностранный язык, а лучше два - три  абсолютно необходимо.

Чего не хватает, что нужно изменить? Расскажите, пожалуйста, об одном из реализованных Вами проектов в МГИМО (У)? С какими трудностями Вы столкнулись при его осуществлении?

Не хватает активного сотрудничества в процессе обучения с практическими структурами, прежде всего, солидными корпоративными, что имеет место на Западе. Там студенты выполняют для них реальные проекты, за них им даже платят деньги. Лекции важны, но в связях с общественностью практическая деятельность в функционирующих фирмах и других организациях имеет особое значение. Они нередко получают ценные идеи, которые генерируют «молодые мозги», а студенты – бесценные навыки. 

Что касается проектов, реализованных кафедрой, пожалуй, один из самых важных из них – открытие в этом учебном году МВА по связям с общественностью на Факультете повышения квалификации МГИМО. Трудности, с которыми мы столкнулись, понятны – слушатели «в теме», они требуют, чтобы им преподавали специалисты-практики самого высокого уровня. Дисциплин много, поэтому привлечь таких специалистов достаточно сложно – все они интенсивно работают на своих фирмах и для них выкроить время на преподавание – серьезная проблема. Но, по-моему, эти трудности мы пока преодолеваем. Первый семестр успешно прошел. Слушатели довольны.

Еще одна серьезная работа кафедры – разработка Учебно-методическим объединением (УМО) по связям с общественностью проектов стандартов двухуровневого образования и обоснования профессии. Ведь МГИМО – во главе этого направления и наш ректор – руководитель данного УМО. Если учесть, что сегодня специалистов по связям с общественностью в стране выпускают более 130 ВУЗов, трудности работы с ними очевидны.

Что изменилось в подходе к преподаванию за прошедшие 10 лет? Многие вузы жалуются на нехватку квалифицированных преподавательских кадров в этой области... Какие мастер-классы и спецмероприятия с участием известных специалистов Вы организуете?

Была осознана необходимость усилить практическую составляющую учебного процесса. Несмотря на упомянутые выше трудности с преподавательским составом, нам удается привлекать профессионалов высочайшего уровня. Достаточно упомянуть помощника Президента РФ Ястржембского С.В., который читает курс «Власть и пиар: проблемы взаимодействия», депутата Госдумы РФ, зам. председателя Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму, Председателя Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Мединского В.В. Мастер-классы по корпоративному и политическому пиару, курсы по выбору ведут исключительно практики с большим опытом работы.

Каждый год мы организуем мастер-классы еще и в рамках проводимой УМО по связям с общественностью конференции для преподавателей других вузов. В них всегда участвуют самые авторитетные российские специалисты в сфере пиара, например,  А. Ситников, Ю. Чумиков, И. Минтусов и другие.

Существует мнение, что профессию pr-специалиста можно освоить только на практике, и лучшие пиарщики получаются из экономистов, юристов и т.д. Согласны ли Вы с этим? Какие дисциплины необходимо изучить студенту, чтобы стать профессионалом в сфере рг?

Связи с общественностью – сфера многодисциплинарная. Там нужны и экономисты, и юристы, и социологи, и психологи, и управленцы, и многие другие специалисты. Можно быть «докой» в какой-то узкой области этого бизнеса. Но только широкая эрудиция и приобретенные практические навыки позволят выпускнику нашего института в нем действительно состояться, конечно, при условии наличия способностей, даже таланта.

Кто из Ваших выпускников добился наибольшего успеха в профессии?

Назову уже упомянутого выше В. Мединского, а также основателя одной из самых авторитетных PR-компаний «Михайлов и партнеры» и теперь главу PR-департамента корпорации «Российские железные дороги» С. Михайлова, основателей еще одной авторитетной PR-компании «Маслов, Сокур и партнеры» М. Маслова и Д. Сокура.

Как Вы относитесь к тому, что СМИ создают образ «МГИМО (У) - вуз для «золотой молодежи»? Каким, как Вы считаете, будет МГИМО (У) 2015 году?

Мне это не нравится. «Золотая молодежь» - сообщество пафосных эгоистов, патологических потребителей товаров, услуг и окружающих. Наша задача готовить высокоинтеллектуальную элиту – лидеров мнений, капитанов бизнеса, с которых будут брать пример и которые полезны и российскому обществу, и нашему государству. Думаю, что к 2015 г. наш вуз станет «кузницей элит», причем не только для России, но и, активно включившись в процесс международного образования, еще и для других государств.

Информация предоставлена Дирекцией Инновационной образовательной программы
март 2007


Распечатать страницу