Интервью Г.Р. Ручкина проекту «Лица МГИМО»

24 августа 2007

Интервью Г.Р. Ручкина проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Ручкин Геннадий Робертович, начальник отдела оперативной полиграфии и множительной техники (в августе 2007 года).

Расскажите, пожалуйста, о том, какие изменения произойдут в Типографии и Библиотечном комплексе МГИМО (У) в связи с реализацией Инновационной образовательной программы МГИМО (У)?

Одной из составных частей образовательного процесса была и остается учебная литература. Появление и распространение самых современных информационных технологий, включая Интернет, не понижает спрос на издание учебных материалов, а лишь делает его более динамичным и, способствуя более быстрому распространению информации, стимулирует его. Однако если в прошлые года выпуск и распространение учебной литературы были вполне адекватны существующим на тот момент требованиям, то нынешние изменения в системе образования серьезно изменили эту ситуацию. Прежде всего, потребовалось резко увеличить спектр выпускаемых изданий, с одновременным сокращением срока их выпуска и, зачастую, тиражей. Затраты на производство учебной литературы ныне рассматриваются как часть стоимости конкретного образования. Появившаяся конкуренция на рынке образования заставляет повысить гибкость процесса публикации учебных материалов. Качество и доступность учебной литературы стало ассоциироваться с качеством образования. Новые формы образования, такие как, дистанционное обучение или адаптация тех или иных учебных программ под конкретного преподавателя или аудиторию предъявляют совершенно новые требования к выпуску учебной литературы. Эти требования включают в себя возможность оперативной печати с тиражами от одного экземпляра, возможность быстрого внесения изменений в публикуемые материалы, расширения и упрощения доступа к системе заказа литературы, повышения экономической эффективности и интеграции в информационную инфраструктуру Института.

Для того, чтобы МГИМО (У) мог осуществлять стратегию опережающего развития и быть всегда впереди, ему необходимо использовать преимущества, которые предоставляют современные технологии. Одной из таких технологий является цифровая печать по требованию (Print–on–Demand) для выпуска учебной литературы. Эта технология позволяет максимально эффективно использовать уже имеющиеся в ВУЗе ресурсы. К этим ресурсам можно отнести и формирование солидной научно-образовательной базы: библиотека, располагающая почти миллионным ресурсом наименований; компьютерные системы, включающие более 1200 машин, объединенных в сеть и имеющих выход в Интернет, десятки баз данных; подписка на сотни российских и зарубежных периодических изданий; создание нового поколения учебников.

Материальная база Издательства МГИМО (У), созданная в 90-е годы, в настоящее время не отвечает не только задачам развития Университета, но и его текущим потребностям, а потому нуждается в оперативной модернизации.

При помощи технологии Print–on–Demand можно оперативно изготавливать учебный материал практически для каждого студента индивидуально. Учитывая, что в МГИМО (У) изучается более 50-ти иностранных языков, эта технология поможет серьезно снизить затраты на печать малых тиражей учебников.

Все это, безусловно, поможет повысить качество образования и добавит возможности для дальнейшего развития МГИМО (У) как современного, инновационного Университета – лидера.

Требования к типографии, согласно стратегии развития МГИМО (У) как инновационного вуза, сводятся к следующему:
- модернизация типографии на базе современной цифровых технологий печати, позволяющих использовать все преимущества оперативной полиграфии;
- возможность создания электронного архива печатных работ и обеспечение интеграции с библиотекой Университета в части перевода фондов библиотеки, располагающей почти миллионным ресурсом наименований, в электронные форматы;
- возможность оперативно (за часы, а не дни!) изготавливать любое количество экземпляров книг, методических пособий и т.д., вплоть до одного, без увеличения стоимости печати;
- возможность оперативно вносить изменения в текст и оформление книг, журналов, методических пособий всевозможных печатных материалов для аудиторских занятий и т.п. в любой момент времени;
- разгрузка склада готовой продукции (книги можно допечатать в любой момент в нужном количестве);
- широкий выбор финишных возможностей;
- снижение стоимости печатных работ при высоком качестве и оперативности печати;
- возможность дальнейшей модернизации типографии в соответствии с технологическим прогрессом и ростом потребностей в печатной продукции.

Какие мероприятия в рамках программы уже выполнены? Как Вы оцениваете результаты проделанной работы? Какое влияние они могут оказать на развитие инновационного потенциала вуза?

В рамках  Инновационной образовательной программы на сегодняшний день уже выполнены все предварительные организационные мероприятия: подготовлен и проведен открытый конкурс на модернизацию библиотечно-полиграфического комплекса, по результатам которого объявлен победитель. Это означает, что в ближайшие три месяца будет поставлено необходимое оборудование. Ходом реализации проекта я удовлетворен, но о результатах пока говорить рано, будем, как рекомендует поговорка, считать цыплят по осени.

Ещё раз повторю, что о результатах пока говорить рано, давайте говорить о наметившихся тенденциях. В ходе реализации Инновационной образовательной программы МГИМО (У) планируется создать десятки новых учебно-методических комплексов. Введение этих УМК в образовательную практику потребует огромных усилий типографии по оперативному изготовлению большого количества новых учебников. Для этого и проводится модернизация полиграфического комплекса, однако, прежде чем приступить к печати учебника, надо материал отредактировать, откорректировать и подготовить к изданию. Штатной численностью редакционно-издательского отдела с этой задачей не справиться. Придется искать новые нестандартные подходы. На этом примере мы видим, как решение одной задачи, как локомотив, тянет за собой развитие смежных сфер, решение сопутствующих задач. Так что всё, что сейчас делается в ходе реализации инновационной образовательной программы, работает на раскрытие потенциала МГИМО (У). Результатом реализации программы станет мощный рывок вперед, который, если правильно распорядиться представившимся шансом, выведет Институт на новый уровень, когда для нас важнее будет не достигнутый результат, а открывающиеся возможности для движения вперед.

Проанализируйте, пожалуйста, неблагоприятные и благоприятные факторы, которые могут оказать влияние на ход реализации проекта.

Благоприятные факторы известны: это мощный потенциал нашего вуза. Прежде всего, это профессорско-преподавательский состав МГИМО (У), научный потенциал, имеющаяся материальная база, а так же уже существующий инновационный потенциал Университет. Неблагоприятные факторы, как и во всей стране, - это забюрокраченность управления.

Перед менеджерами ИОП поставлено множество сложных целей. Как Вы думаете, удастся реализовать все, что запланировано? Каким станет МГИМО (У) к 2015 году?

К 2015 году МГИМО (У) будет равным среди лучших вузов мира, лидером отечественного высшего образования. Университет есть и будет элитным вузом. Нам надо сделать всё, чтобы школьники со всей страны, умники и умницы стремились поступить в МГИМО (У), чтобы мы помогли им стать элитой дипломатического корпуса, элитой бизнес-структур, элитой государственного управления.

Информация предоставлена Дирекцией Инновационной образовательной программы
август 2007


Распечатать страницу