Интервью Т.Н. Поляновой проекту «Лица МГИМО»

17 января 2008

Интервью Т.Н. Поляновой проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Полянова Татьяна Николаевна, профессор, кандидат экономических наук, Декан Факультета дополнительного профессионального образования (в январе 2008 года).

Татьяна Николаевна, расскажите, пожалуйста, о Вашем факультете, о его основных структурных подразделениях, их роли в Университете.

В настоящее время работа ФДПО сосредоточена на двух основных направлениях. Первое направление - это повышение квалификации профессорско-преподавательского состава Университета в различных формах, что является частью корпоративной кадровой политики.

Второе направление - это программы дополнительного профессионального образования. К ним относятся программы МВА, годичные программы переподготовки, а также краткосрочные курсы повышения квалификации для сотрудников государственных/коммерческих структур и преподавателей других вузов. Все эти программы завершаются выдачей документов государственного образца. Здесь речь идет о расширении спектра образовательных услуг, предоставляемых Университетом на коммерческой основе и укреплении позиций МГИМО на активно развивающемся в России и за рубежом секторе дополнительного профессионального образования.

Эти два направления, хотя и имеют в основе один принцип «Long-life learning», но совершенно разные по задачам, по целевой аудитории и по кругу вопросов, которые они решают для Университета.

Расскажите, пожалуйста, о том, как начинался Ваш факультет.

Наш факультет начинался как Факультет Повышения Квалификации, у которого стояла только одна задача - повышение квалификации преподавателей Университета. В 2004 году наш факультет был преобразован в Факультет Дополнительного Профессионального Образования с соответствующим расширением задач и структуры. В этом же году была открыта первая программа «МВА: Международный нефтегазовый бизнес». В последующие годы были открыты программы МВА по направлениям «Стратегическое управление персоналом» и «Связи с общественностью». В настоящее время по программам дополнительного профессионального образования обучение проходят порядка 120 человек.

Есть ли на Вашем Факультете какие-то уникальные программы?

Если говорить о повышении квалификации преподавателей вуза, то уникальным является отношение руководства МГИМО (У), в первую очередь, Ректора к вопросу совершенствования профессионального потенциала наших преподавателей как с точки зрения внимания, которое уделяется этому вопросу, и возможностей, которые предоставляются, так и, безусловно, с точки зрения финансовых затрат. Я изучала этот сегмент рынка и не нашла в других вузах ничего подобного.

Что же касается программ дополнительного профессионального образования, то это исключительно рыночные программы. Они работают в условиях свободной конкуренции, каждая из программ применяет те или иные способы привлечения слушателей. У наших программ МВА масса конкурентных преимуществ, но если говорить об уникальности, то я назвала бы проект, который сейчас разрабатывается с Университетом Данди (Шотландия), имеющий аналогичную нашей программу «МВА: Международный нефтегазовый бизнес». Проект предусматривает сочетание очного обучения в МГИМО и дистанционного в Данди. В результате чего слушатели будут иметь и диплом МГИМО, и диплом Университета Данди. Необычность проекта - в сочетании очного и дистанционного обучения. В рамках проекта предусматривается также защита дипломных работ с использованием видеоконференц-связи.

Есть ли какие-нибудь программы дополнительного профессионального образования с преимущественным использованием методов дистанционного обучения?

Такая программа у нас есть - это «Менеджмент глобальных процессов», которую мы осуществляем во взаимодействии с Центром интернет-политики. Она полностью построена на использовании методов дистанционного обучения. Программа 500-часовая, заканчивается выдачей диплома о профессиональной переподготовке, Реализация программы осуществляется достаточно успешно.

На какую аудиторию направлена программа дистанционного обучения?

Программа дистанционного обучения направлена на менеджеров среднего и высшего звена коммерческих и государственных структур.

В каких инициативах Инновационной образовательной программы принимает участие Ваш факультет?

ФДПО принимает весьма активное участие в реализации Инновационной образовательной программы.

Во-первых, был подготовлен исследовательский проект на тему «Компетентостный подход в дополнительном профессиональном образовании». В результате была разработана стратегия дальнейшего развития Факультета и определены новые возможности расширения его деятельности, принимая во внимание, что дополнительное профессиональное образование является вектором целостной образовательной траектории на всех уровнях.

Во-вторых, были организованы абсолютно новые программы повышения квалификации для многих структур Университета.

Например, семинар-тренинг «Деловое общение и командообразовние» для административного состава Университета, семинар-тренинг «Активные методы обучения студентов и магистрантов» для кафедр спецдисциплин, семинар-тренинг «Психологические аспекты управления и лидерства» для заведующих кафедр, семинар-тренинг «Этика делового общения и имидж» для преподавателей кафедр иностранных языков. Всего было выдано 35 удостоверений внутреннего образца МГИМО, 76 удостоверений государственного образца, более 200 сертификатов ИОП.

Многие из этих проектов будут продолжены и расширены, в том числе и с учетом пожеланий их участников. Что касается сотрудников Факультета ДПО, то все без исключения прошли обучение по программе «Особенности управления программами Дополнительного профессионального образования в современных условиях».

Каковы Ваши стратегические планы?

С учетом результатов анализа вопросов развития компетенций в сфере ДПО, мы готовим проект реструктуризации Факультета с учетом новых направлений в сфере дополнительного профессионального образования. Будет осуществлена также модификация деятельности Школы педагогического мастерства для кафедр иностранного языка Университета. Планы у нас достаточно серьезные.

Как Вы считаете, мода на компетенции означает уход от моды на интеллект?

Мне кажется, что много зависит от задач и уровня обучения. Если мы будем говорить о профтехобразовании, то, вероятно, там нужно в первую очередь уметь. Но в общеобразовательных процессах и в программах ДПО - ни в коем случае!

Скажите, пожалуйста, что, по Вашему мнению, способствует качественным изменениям в образовании вообще?

В первую очередь, образование - это один из приоритетных национальных проектов. Что может быть более сильной основой качественных изменений, чем такой подход государства к образованию?

Здесь очень важно, чтобы каждый вуз использовал те возможности, которые предоставляет государство в этой сфере - как это делается в МГИМО. В данном контексте наш Факультет решает комплексную задачу важную для образования в целом: организация обучения не только слушателей разного уровня, но и реализация предоставляемых преподавателям возможностей совершенствования профессионального мастерства для того, чтобы они формировали компетенции студентов и слушателей в соответствии с современными требованиями рынка труда.

Январь 2008


Распечатать страницу