Интервью Р.Б. Ноздревой проекту «Лица МГИМО»

22 мая 2007

Интервью Р.Б. Ноздревой проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Ноздрева Раиса Борисовна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента, маркетинга и коммерции

Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности кафедры. Когда она была создана, как развивалась?

Кафедра была образована 20 марта 1979 г. с целью обеспечения профессиональной подготовки специалистов для внешнеторговой сферы деятельности – системы Минвнешторга и других министерств и ведомств, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность, а также для работы в научных учреждениях внешнеэкономического профиля. Первым заведующим стала засл. д.н., д.э.н., профессор, почетный профессор МГИМО (У) Герчикова Ирина Никоновна.

Название кафедры, ее профиль и состав преподаваемых дисциплин менялись в соответствии с требованием времени и экономическими проблемами, решаемыми нашей страной. Первоначально кафедра называлась «Организация и управление внешней торговлей». Направление работы кафедры определялось необходимостью расширения и углубления преподавания управленческих дисциплин, в совокупности раскрывающих хозяйственный механизм управления внешнеэкономическими связями, предполагающий осуществление внешнеторговых операций.

Основными учебными дисциплинами кафедры в тот период были: «Организация и техника внешнеторговых операций на капиталистическом рынке», «Управление внешнеэкономическими связями СССР и зарубежных стран», «Организация и техника операций во внешней торговле СССР», «Управление качеством продукции во внешней торговле СССР», «Конъюнктура мировых товарных рынков». Кроме того, со студентами 5 курса проводилась деловая игра по заключению экспортной сделки с участием практических работников всесоюзных внешнеторговых объединений энергетического профиля.

В 1988 г. кафедра была переименована в кафедру «Управления внешнеэкономическими связями и маркетинга» в связи с изменением профиля и задач в подготовке специалистов. Это было непосредственно связано с выходом 6 февраля 1988 г. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором предусматривалась организация на базе МГИМО (У) подготовки специалистов по маркетингу и внешнеэкономической рекламе, в том числе на основе договоров с заинтересованными министерствами и ведомствами. На факультете МЭО в целях реализации этого Постановления было создано отделение маркетинга и внешнеэкономической рекламы для подготовки специалистов, ориентированных, в первую очередь, на будущую работу во внешнеторговых фирмах производственных объединений и предприятий, получивших право самостоятельного выхода на внешние рынки, во всесоюзных объединениях системы Министерства внешнеэкономических связей, отраслевых министерств и ведомств, организациях, содействующих развитию внешнеэкономических связей. Помимо традиционных для кафедры дисциплин были разработаны и введены в учебный процесс новые курсы: «маркетинг», «рекламное дело», «автоматизированные системы управления в организациях внешнеэкономического комплекса».

С началом перестройки экономического механизма в России и ее внешнеэкономических связей был значительно изменен и усовершенствован набор и содержание основных дисциплин, введено много новых курсов в рамках факультатива. В частности, были разработаны и введены в учебный процесс дисциплины: «менеджмент», «международное коммерческое дело», «международное рекламное и выставочное дело», «товарные биржи и биржевые операции», «международное патентно-лицензионное дело». Впоследствии в учебный процесс также были включены такие дисциплины, как «инновационный менеджмент», «стратегический менеджмент», «международная стандартизация и сертификация продукции», «управление предприятием в РФ», «управление производством», «использование ЭВМ в коммерческой деятельности», «управление персоналом», «организационное поведение».

В связи с изменением содержания учебного процесса, направления научной работы кафедры и специализации преподавателей название кафедры в 1993 г. было изменено и кафедра «менеджмента и маркетинга» в качестве выпускающей была закреплена за факультетом Международного бизнеса и делового администрирования. С 2005 г. кафедра стала называться кафедрой «менеджмента, маркетинга и коммерции», т.к. стала выпускающей и на ИВЭС.

Маркетинг – относительно новая специализация во многих российских экономических вузах, а в МГИМО (У) существует еще с 1987-го года. Какие преимущества это дает Университету в области подготовки маркетологов?

Благодаря тому, что для нас эта специальность, действительно, не новая – просто называлась по-другому, – мы действительно стали лидерами в этой сфере. В России еще даже не были изданы труды Котлера, а у нас те, кто занимался вопросами менеджмента, рынка, стали активно осваивать эту дисциплину. Сейчас именно по нашим книгам, которые сертифицированы Министерством образования, по нашим методикам ведется преподавание во многих российских вузах.

Мы постоянно совершенствуемся и развиваемся. Одними из первых начали проводить деловые игры, кейс стадиз, тренинги, чтобы ребята приобретали компетенции, необходимые для работы на рынке. Ведь маркетинг – это практическая дисциплина, опыт передовых компаний по ведению бизнеса и организации продаж, и мы этот опыт как маркетологи систематизируем, создаем концепцию современного маркетинга – как побеждать на рынке, как повышать конкурентную позицию.

Расскажите, пожалуйста, об инновационных образовательных проектах, реализованных кафедрой за последние годы?

Мы работали над инновационными проектами всегда, начиная с доперестроечного периода, - как только наш Университет и нашу кафедру определили центром по подготовке специалистов в области рекламы и маркетинга.

Мы активно разрабатывали новые курсы, новые программы, заочного, дистанционного обучения, магистерские программы, уже семь лет действует Президентская программа по международному маркетингу.

За последние два года мы разработали программу для МИЭП, MBA для специалистов Роснефти, программу по международному бизнесу в сфере топливно-энергетического комплекса совместно с норвежским Университетом Будо, программу по международному бизнесу и деловому администрированию на соответствующем факультете с итальянским Университетом Болоньи, российско-французскую программу.

Кроме того, мы помогали МИЭП разрабатывать программы по подготовке специалистов в области мировой экономики совместно с Университетом Лейпцига. Занятия проводились в интернациональных группах на английском языке: надо было учитывать особенности подготовки студентов из разных стран. Это тяжело, но интересно – дает возможность развиваться не только обучающимся, но и самим преподавателям.

Способны ли российские программы MBA конкурировать с американскими?

Безусловно, если вы поступаете на работу в американскую компанию, то у них может возникнуть недоверие к российскому MBA. Но если это MBA МГИМО (У), то диплом МГИМО (У) уже давно зарекомендовал себя как свидетельство высокого уровня образования, в том числе и за рубежом. С точки зрения содержания, все наши программы отличаются качеством и современностью.

У нас очень много преподавателей-практиков, специалисты кафедры одновременно сотрудничают с различными коммерческими структурами, несмотря на огромную загруженность в вузе. Мы постоянно совершенствуемся, участвуем в различных семинарах и конференциях с зарубежными коллегами. Недавно, например, посещали семинар, который вел знаменитый маркетолог Майкл Портер, при всем уважении к нему, убедились, что наши специалисты ничуть не хуже.

Как будет развиваться Ваша кафедра и МГИМО (У) в связи с внедрением Инновационной образовательной программы? Каким станет вуз после проведенных преобразований?

По инновационной заявке на нашей кафедре победили сразу три программы – по логистике, инновационному маркетингу и маркетинговым исследованиям. Будут разработаны УМК, планы семинарских занятий, мы будем готовить материалы в соответствии с новыми формами, чтобы студенты легко, интересно, с удовольствием осваивали программу. МГИМО (У) постоянно растет. У нас было всего 4 факультета, теперь их уже 9. У нас раньше был один договор с каким-нибудь зарубежным вузом, сейчас – уже сотни договоров. Раньше у нас была одна магистратура, теперь – десятки, причем самых различных профилей. А внедрение Инновационной программы позволит реализовать еще массу новых проектов и, несомненно, укрепит позиции МГИМО (У) на рынке.

Как Вы относитесь к тому, что СМИ создают МГИМО (У) имидж «вуза для золотой молодежи»?

МГИМО (У) всегда привлекал интерес, выделялся из общей массы вузов. До перестройки, когда Университет назывался МИМО, эту аббревиатуру в шутку расшифровывали как «Московский институт моделей одежды». При том, что 80% студентов были ребятами после армии, но они изучали иностранные языки, были знакомы с иностранной культуру, отличалась их модель поведения…Поэтому ничего плохого в такой «золотой молодежи» нет. Главной ценностью в МГИМО (У) были и остаются знания. И самое главное, по-моему, сохранить традиции, культуру, этику, то, что создает концепцию поведенческую – отношение к преподаванию, к обучению.

Информация предоставлена Дирекцией Инновационной образовательной программы
май 2007


Распечатать страницу