Интервью А.Н. Михеева проекту «Лица МГИМО»

4 июля 2007

Интервью А.Н. Михеева проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Михеев Андрей Николаевич, кандидат политических наук, начальник Центра интернет-политики (в июле 2007 года).

Расскажите, пожалуйста, о том, какую роль играет Центр интернет-политики в реализации Инновационной образовательной программы МГИМО (У). Какие мероприятия в рамках программы уже выполнены? Проанализируйте, пожалуйста, факторы, которые оказали влияние на ход реализации проектов. Как Вы оцениваете возможность нивелирования неблагоприятных факторов и возможность использования благоприятных?

Центр интернет-политики (ЦИП) «исторически» оказался очень тесно связан с ИОП – в немалой степени потому, что ключевую роль в подготовке заявки МГИМО на участие в конкурсе инновационных вузов играл сегодняшний Директор ИОП Д.Н. Песков, до апреля 2007 г. возглавлявший ЦИП. Поэтому сотрудники Центра с самого начала принимали активное участие в подготовке заявки, от первых «мозговых штурмов», связанных с выработкой концепции заявки, подготовкой таких документов, как стратегия развития МГИМО, до подбора иллюстраций и верстки итогового текста заявки.

Не будет преувеличением сказать, что обеспечение реализации ИОП, в особенности на начальных этапах, также осуществлялось во многом силами Центра интернет-политики – значительная часть сотрудников Офиса управления ИОП, от Директора программы до администратора, перешли туда из ЦИП. Можно сказать, что многие структуры управления ИОП «выросли» из Центра интернет-политики. Некоторые сотрудники Центра и сейчас тратят значительную часть своего времени на решение вопросов, непосредственно связанных с ИОП: подготовку конкурсной документации, разработку онлайн-ресурсов в интересах Программы и т.д.

Однако участие ЦИП в реализации Инновационной программы обусловлено отнюдь не только личными связями, существующими между нашими подразделениями. Гораздо более важно то, что многие проекты в рамках ИОП содержательно, сущностно связаны со сферами деятельности, в которых традиционно активно действовал ЦИП. Во-первых, это создание целого ряда инновационных интернет-ресурсов: системы порталов МГИМО, научно-образовательного портала по международным отношениям и мировой политике и др. Во-вторых, проекты, связанные с масштабными закупками компьютерной техники и программного обеспечения, – модернизация информационной инфраструктуры вуза, создание центра хостинга интернет-ресурсов, создание центров накопления образовательных материалов; при подготовке этих мероприятий наши специалисты активно сотрудничают с такими подразделениями МГИМО, как УИТО и ЦИиОТ. В-третьих, создание системы ситуационных центров, задача, которая требует обширных знаний как в области современных информационных технологий, так и в области организации симуляций и ролевых игр. Есть много других интересных проектов: развитие дистанционного образования, создание библиотеки программного обеспечения, проведение программ повышения квалификации, выпуск новых научных журналов и онлайн-версий существующих изданий и т.д.

В каких-то из этих проектов мы участвуем как подразделение целиком, это «наши» проекты в узком смысле; в других случаях мы активно «делегируем» своих сотрудников в состав рабочих групп по соответствующим направлениям. Вообще, в матричной структуре управления, которая активно внедряется в рамках ИОП, сложно говорить о четком ограничении «должностных обязанностей» каждого из подразделений. Реализация большинства мероприятия требует усилий различных отделов и служб МГИМО, поэтому сказать «это нас не касается» чаще всего не получается не только с чисто человеческой, но и, главное, с содержательной точки зрения.

Например, если говорить об уже проведенной работе, в ходе создания Офиса управления Инновационной программой ЦИП не только «поделился» с новой структурой несколькими ценными сотрудниками, но и обеспечил (и продолжает обеспечивать) разнообразную техническую, организационную информационную поддержку работы Офиса: начиная от предоставления собственной компьютерной техники, подготовки помещения, проведения необходимых закупок, до предоставления хостинга недавно развернутой системе управления проектами, участия в подготовке регламентов и другой документации, активной информационной поддержки ИОП с использованием интернет-ресурсов ЦИП. Сам проект «Лица МГИМО», переориентированный на нужды Инновационной программы, – один из таких примеров. Еще более важное мероприятие, которое было реализовано практически полностью силами сотрудников ЦИП, – создание портала ИОП http://inno.mgimo.ru, включающего в себя специализированные сервисы для сбора материалов по УМК, подачи заявок на повышение квалификации и другие информационные системы, необходимые для реализации мероприятий ИОП.

Что касается мероприятий, относящихся непосредственно к «зоне ответственности» ЦИП, большинство из них слишком масштабны, чтобы быть полностью выполнены за те три месяца, которые идет реализация ИОП (особенно с учетом ограничений, налагаемых законодательством), однако практически по всем направлениям создан существенный задел. В частности, разработаны технические задания и подготовлена другая конкурсная документация по таким значительным проектам, как создание онлайновой научно-образовательной среды (получившей у нас неофициальное название «Платоника»), разработка системы корпоративных порталов МГИМО; по первому из этих проектов в ближайшие дни будут подводиться итоги открытого конкурса, по второму – конкурс будет объявлен до конца месяца. Параллельно идет работа по подготовке образовательных программ, как очных, для преподавателей и сотрудников МГИМО, так и дистанционных, планирование работ по той части проекта создания системы корпоративных порталов, которые будут реализовываться силами ЦИП и других подразделений МГИМО.

Если говорить о факторах, оказавших влияние на ход реализации этих мероприятий, основная проблема, с которой мы столкнулись – это нехватка кадров и не до конца сложившаяся структура управления. В случае с ЦИП это особенно заметно в силу его тесной интеграции со структурами и мероприятиями Инновационной программы, о чем я уже говорил. Упрощая, можно сказать, что последние несколько месяцев ЦИП действует (пусть и вполне осознанно) не как подразделение с самостоятельной «повесткой дня» и четко обозначенным функционалом, а как инструмент реализации ИОП «широкого профиля», практически полностью подчиненный интересам Инновационной программы. Это означает, в частности, что любой из сотрудников ЦИП, включая меня, может быть при необходимости «призван на службу» в ИОП. И происходило это до сих пор достаточно регулярно – поскольку в последние месяцы количество задач, которые нужно было решать, чтобы придать Программе необходимую динамику, «разогнать» ее до нужной крейсерской скорости, по моим ощущениям, существенно превышало возможности достаточно небольшого коллектива, ответственного за реализацию ИОП. Поэтому приходилось находить баланс между текущими задачами ЦИП, в первую очередь, поддержанием существующих интернет-ресурсов МГИМО (которых только активных, постоянно обновляемых, более десятка) – и участием в планировании и реализации мероприятий в рамках Инновационной программы.

Как ни странно, на данный момент такой подход мне, как начальнику ЦИП, кажется вполне обоснованным. На мой взгляд, на начальном этапе реализации Программы вполне логично подчинять интересы и инициативы конкретных подразделений более общим интересам всего Университета, формализованным в программе мероприятий ИОП, тем более что все более-менее важные и перспективные проекты, осуществляемые в МГИМО (за редкими, хотя и важными, исключениями) в эту программу включены. Как мне лично кажется (хотя я могу об этом судить только опосредованно), некоторые проблемы реализации Инновационной программы – нехватка персонала, недостаточная отработанность принципов и процедур управления – временные, это своего рода болезни роста. Многие из них уже решены с созданием Офиса управления ИОП, появлением документации, формализующей самые разные аспекты реализации Программы, с прохождением сложных этапов подготовки и объявления большого количества открытых конкурсов по основным направлениям программы. Жизнь ЦИП становится все более упорядоченной, а его задачи и перспективы развития – все более определенными. Это означает, что некая ключевая точка – по крайней мере, одна из множества – пройдена. И это не может не радовать.

Как Вы оцениваете результаты проделанной работы и степень продвижения к поставленной в ИОП главной цели – повышению уровня мировой конкурентоспособности российских профессионалов-международников?

Еще раз повторюсь, результаты пока оценивать рано, большинство мероприятий далеки от завершения. Однако уже сейчас можно оценить перспективы их реализации, которые, на мой взгляд, весьма оптимистичны. Несмотря на определенные сложности, о которых я уже говорил, по большинству проектов было оперативно проведено планирование работ и первые, уже проведенные, этапы этих работ пока не выбиваются из графика. Думаю, более подробную оценку хода реализации проектов можно будет дать в сентябре-октябре.

Что же касается значения тех проектов, над которыми мы работаем сейчас, для достижения главной цели ИОП, повышения уровня мировой конкурентоспособности российских профессионалов-международников, здесь по большинству направлений нашей деятельности связь достаточно очевидная. Ряд проектов ориентированы непосредственно на преподавателей и сотрудников МГИМО, на формирование у них новых компетенций и предоставление им инструментов для более эффективной работы – это, в первую очередь, система корпоративных порталов и планируемые программы повышения квалификации «Интернет-компетентность». Другие проекты изначально нацелены на более широкую аудиторию российского (и зарубежного) сообщества международников: развитие программ дистанционного образования, издание онлайновых научных журналов, создание библиотеки программного обеспечения. Лично мне наиболее интересным представляется проект «Платоника» – создание научно-образовательного портала (а точнее, среды профессионального взаимодействия) по дисциплинам международного профиля. Результатом этого проекта должно стать не просто повышение уровня компетенций преподавателей и студентов МГИМО, улучшение их технической или информационной оснащенности (хотя это также очень важно), а появление и развитие нового системного качества процессов исследования, образования и в целом самоорганизации профессионального сообщества на общероссийском и, возможно, более широком уровне. Мы надеемся, что та среда профессионального взаимодействия, которая будет создана благодаря этому проекту, будет придавать новое значение слову «университет» – или, точнее, возвращать ему его исконное значение как совокупности людей, объединенных общим стремлением к знаниям, общей научной дискуссией.

Насколько эффективна существующая схема управления проектом?

Собственно говоря, я уже начал отвечать на этот вопрос; и еще раз повторюсь, я руковожу только одним из подразделений, участвующих в реализации Программы, поэтому моя точка зрения не обязательно точно отражает ситуацию. Так вот, на мой взгляд, разработка и внедрение этой самой схемы управления проектом, формирование команды проекта – здесь я имею в виду не только сотрудников Офиса управления ИОП, но и всех, кто вовлечен в реализацию Программы, – это и было одной из самых важных и сложных задач на первом этапе. Причем речь здесь шла не только о рисовании схем подчинения, составлении штатного расписания, подготовке регламентов и прочих бумаг – а о том, чтобы каждый из участников Программы, включая, например, всех авторов УМК, понимал предложенную структуру и принципы управления, умел работать в этой среде. Задача эта очень непростая, и как мне кажется, здесь не обошлось без некоторых накладок, отклонений от графика, сверхурочной работы, опоры на энтузиазм – всего того, чего не должно быть в четко отлаженном «механизме» стабильно работающей организации. Но тем и отличается проектная деятельность от программной – на начальном этапе такие явления неизбежны. Главное, как мне представляется, не забыть о том, что этот «начальный этап» должен когда-то завершиться – ведь, как известно, нет ничего более постоянного, чем временные явления.

Но в целом те вызовы, с которыми сталкивается Университет и его отдельные структуры в связи с реализацией Инновационной программы, мне представляются очень ценным опытом. Мне лично кажется важным, что помимо достижения каких-то конкретных, осязаемых результатов, реализация ИОП позволяет «обкатать» новые для Университета технологии и принципы управления, способствовать получению сотрудниками МГИМО нового для многих из них опыта работы в проектном режиме, в составе временных команд и т.д. Я сам постоянно сталкиваюсь с новыми для себя управленческими задачами и ситуациями и, надеюсь, чему-то учусь в ходе их решения.

Как будет развиваться Центр интернет-политики в связи с внедрением ИОП?

Как я уже говорил, в связи с реализацией Инновационной программы в ЦИП происходят достаточно существенные изменения, как организационные, так и содержательные. Во-первых, значительно, примерно в два раза, сократилось число сотрудников – сегодня за всю деятельность МГИМО в интернете несут ответственность всего 7 человек. Помимо этого, признаюсь, мое опасение как руководителя подразделения было связано и с «поиском идентичности» ЦИП в МГИМО: превратимся ли мы, по сути, в один из отделов Офиса управления ИОП, или наоборот, окажемся на периферии процесса? И каким, в каждом из этих случаев, будет основное направление деятельности ЦИП?

Процесс нахождения своего «нового образа» не был быстрым или простым, но похоже, сейчас появилось некое общее понимание того, что будет делать ЦИП в долгосрочной перспективе. Мы планируем, что Центр будет двигаться от модели «универсального», самодостаточного подразделения, которое занималось «всем, что касается интернета», в сторону некоторой специализации, «разделения труда». Так, мы планируем полностью передать всю техническую поддержку интернет-проектов МГИМО в новую структуру – Центр хостинга интернет-ресурсов – и оставить за собой содержательную часть, включая разработку новых проектов, подготовку материалов, новостную поддержку и т.д. Это, на мой взгляд, соответствует общему направлению изменений в Университете – избавлению от дублирования функций между подразделениями. В то же время, мы будем активно развивать смежные направления, которые нам кажутся перспективными: дистанционное образование, управление знаниями; и мы уже начали искать людей, которые бы смогли вести эти направления – будет отлично, если среди них окажутся выпускники или аспиранты МГИМО. Придется ли в связи с этим менять название ЦИП – вопрос открытый.

Перед менеджерами ИОП поставлено множество сложных целей. Как Вы думаете, удастся реализовать все, что запланировано?

Вообще, делать прогнозы – занятие неблагодарное, и мне бы хотелось говорить о результатах после того, как они будут достигнуты. К тому же, я могу отвечать только за свое подразделение – все остальное будет либо моей оценкой способностей коллег из других структур, либо просто гаданием. Ни тем, ни другим заниматься не хотелось бы.

Но если все же попытаться ответить на вопрос: в управлении проектами обычно оценивают вероятность того, что на стадии завершения проект «попадет» в некую область – не точку – в координатах «сроки-стоимость». По мере реализации проекта эта область уменьшается, т.е. его перспективы можно предсказать все с большей точностью. Для ИОП, и конкретно для проектов ЦИП, эта область все еще достаточно велика, хотя по первым ощущениям, она не сдвигается существенно по сравнению с планом работ. Так что по состоянию на сейчас я бы ответил на этот вопрос утвердительно.

Впрочем, есть еще одна сложность. Хотя цели ИОП и отдельных проектов и оцениваются количественно (сколько будет пользователей на портале, сколько студентов на курсах дистанционного обучения и т.д.), гораздо более важна для нашей работы оценка качественная, плохо поддающаяся квантификации. А ее уже будет давать каждый из участников Программы, исходя из собственных представлений о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Перфекционисты, вроде меня, наверняка будут чем-то недовольны. Главное, чтобы их оказалось поменьше среди экспертов, которые будут оценивать результаты.

Информация предоставлена Дирекцией Инновационной образовательной программы
июль 2007


Распечатать страницу