Интервью И.Г. Каргиной проекту «Лица МГИМО»

23 февраля 2008

Интервью И.Г. Каргиной проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Каргина Ирина Георгиевна, кандидат социологических наук,  начальник Управления учебно-организационной работы (в феврале 2008 года).

Ирина Георгиевна, расскажите, пожалуйста, о проектах, которые Вы курируете.

Первый наш проект – это система академического рейтинга студентов. Он был запущен еще в конце 2003 года. Но рейтинговая система – это постоянно функционирующий процесс, который необходимо не только поддерживать, но и развивать. Этим мы и занимаемся. Основная задача, которую мы поставили перед собой на этот год, заключается в отработке ряда организационных аспектов функционирования системы, а также той части, которая непосредственно связана с методикой преподавания и оценкой качества знаний студентов. В частности, для того, чтобы понять, как происходит контроль и оценка знаний, в конце прошлого семестра мы провели опрос студентов всех факультетов. Результаты мониторинга сейчас обрабатываются.

Стоит также сказать, что мы продолжим работать над расширением информационных возможностей компьютерной системы баз данных «Электронный деканат», который является информационным ресурсом академического рейтинга. На сегодняшний день наша система баз данных обладает таким спектром и объемом информации, который позволяет использовать ее для самых различных целей – анализа динамики и состояния образовательного процесса в целом, анализа состояния и динамики различных элементов учебного процесса – успеваемости отдельных студентов в различные периоды времени и по конкретным дисциплинам, работы кафедр и преподавателей. К работе с «Электронным деканатом» подключены сегодня не только деканаты всех факультетов и институтов МГИМО, что совершенно естественно, так как он является элементом системы академического рейтинга, но и другие структуры МГИМО, которые заинтересованы в использовании данных. Конечно же, каждый из пользователей «видит» только ту информацию, которая необходима для работы, права тоже дифференцированы. Аналитические возможности системы довольно обширны и PR-поддержка этих возможностей – также одна из задач текущего года.

Второй проект, запущенный в прошлом году – это создание условий для разработки учебных материалов в электронном формате и использования этих материалов в условиях реального учебного процесса.

Это комплексный проект, предполагающий решение как целого спектра технологических и технических задач, так и организационных, прежде всего – PR-поддержка и обучение преподавателей, оказание практической помощи в разработке учебных материалов в электронном формате и постоянный патронаж. Хотелось бы обратить внимание на то, что мы не рассматриваем электронный формат как императивный для преподавателей: наличие подобной системы вовсе не исключает традиционных методик и принципов преподавания.

Реализация этого проекта осуществляется на базе информационной системы Competentum Magister Plus, адаптированной к специфике МГИМО, в частности, требованиям системы академического рейтинга. Организован обмен данными между Competentum Magister и «Электронным деканатом».

Нужно сказать, что Competentum Magister предоставляет интереснейшие возможности для обучения. Представьте себе, если на занятии преподаватель дополняет свою речь дополнительными иллюстрациями для систематизации, доказательств или подтверждения сказанного, используя широкие возможности электронных форматов, то полученный результат – это качественно иное знание в сочетании с интересом и эмоцией. Competentum также предоставляет интереснейшие возможности для оценки знаний. И тестовый блок системы Competentum – это то, что на сегодняшний день уже апробировано и реально работает не только в рамках специальных дисциплин, но и, как показал опыт тестирования студентов факультета МЭО по английскому языку в прошлом семестре, может быть эффективно использован и в процессе преподавания иностранных языков. Конечно же разработка тестов требует значительных усилий преподавателя, но затраты себя оправдывают. Процесс тестирования здесь качественно иной по сравнению с традиционными формами. К тому же, у преподавателя в его виртуальном портфеле накапливаются его разработки, результаты тестов, а система сама анализирует степень сложности вопросов.

В этом году мы продолжим обучение преподавателей. У нас уже есть договоренность с факультетом повышения квалификации о проведении серии семинаров для преподавателей в рамках Инновационной образовательной программы.

Следует также отметить, что без технической и технологической поддержки этот проект развивать невозможно. Поэтому он был начат и развивается в тесном сотрудничестве, прежде всего, с Управлением технологического обеспечения, а также Центром информационных и обучающих технологий МГИМО. За что им большое спасибо. Немалую роль в предоставлении возможностей для развития проекта играет и Инновационная образовательная программа. Благодаря ей МГИМО получил уникальную возможность для оснащения учебных аудиторий передовой компьютерной техникой. В целом, хочу сказать, что этот проект и актуален – он отвечает современным требованиям организации процесса обучения современного молодого человека в информационном обществе, но и исключительно интересен.

Третий наш проект – это совершенствование организации учебного процесса. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В прошлом семестре была разработана модель информационной системы «Управление расписанием учебных занятий и аудиторным фондом». Был изучен опыт функционирования подобных систем не только в отечественных вузах (он, стоит сказать, достаточно мал), но и в западных Университетах.

Хочу отметить, что идеи, заложенные в нашу будущую Систему, не только обобщают эффективные существующие решения по составлению расписания, но содержат элементы уникальности. Например, Система будет предоставлять возможности для учета и планирования нагрузки профессорско-преподавательского состава, содержать систему учета и планирования развития аудиторного фонда МГИМО. Впереди – процесс создания компьютерной программы и внедрения Системы.

Как Вы участвуете в реализации в МГИМО (У) Инновационной образовательной программы?

Хочу подчеркнуть, что финансовая поддержка со стороны Инновационной образовательной программы значительно способствовала тому, что мы смогли запустить многие наши передовые проекты.

Поддерживают ли студенты подобные начинания?

Интересно то, что студенты достаточно быстро восприняли систему академического рейтинга и, что отрадно, с самого начала довольно позитивно ее оценили. Это касается и новой системы оценки знаний по 100 %-ой шкале, и периодизации оценок, и прозрачности критериев, и сочетания накопительного и весового принципов выведения итоговых рейтинговых оценок, и влияния работы в течение семестра на конечный результат, даже критерии оценки в раках социальных характеристик.

Безусловно, наша система повлияла на изменение сознания многих студентов, даже отличников. Оказалось, что получение отличных оценок на экзаменах еще не гарантирует получение высокого рейтингового показателя по итогам семестра, если другие дисциплины находились на втором плане и оценки по ним были не «отличные».

Стоит сказать, что с самого начала внедрения системы академического рейтинга мы следовали принципу поддержания постоянной обратной связи со студентами. Это очень помогает в понимании того, как система функционирует на практике. К тому же мы установили правило – студенты в начале каждого семестра могут получить развернутую информацию об итогах рейтинговой оценки за прошедший семестр. В первый месяц обычно поток студентов огромен. Это одно из свидетельств о заинтересованности. Преподавателям нам, конечно, пришлось гораздо подробнее и дольше объяснять принципы работы системы.

Планируется ли запуск каких-либо новых проектов?

Принципиально новый проект - это проект «электронное расписание и учет нагрузки профессорско-преподавательского состава», о котором я уже говорила. Проект абсолютно новый, несмотря на то, что идеи создания подобной системы витали в Университете давно. Мы уже приступили к его внедрению и рассматриваем его как чрезвычайно важный.

МГИМО (У) в части информационных систем - передовой вуз?

В контексте тех проектов, которые непосредственно связаны с моей работой, - безусловно, да.

Я убеждена в том, что успешная реализация образовательных и организационных задач, стоящих перед современным вузом, невозможна без использования возможностей, предоставляемых информационными системами. Но мало это просто понимать, должны быть созданы соответствующие условия. Например, для внедрения и использования информационных систем требуются значительные финансовые вложения, без этого ничего не получится. Так вот МГИМО, на мой взгляд, входит в достаточно короткий перечень вузов, имеющих не только информационную политику, адекватную современным мировым тенденциям в области образования и современному уровню развития информационных технологий, но и целенаправленно вкладывающих в ее реализацию немалые ресурсы на протяжении уже значительного периода времени. Я хорошо знакома с рынком программных продуктов, обеспечивающих учебные процессы в высших учебных заведениях, и могу сказать, что то, что создано у нас, например, система баз данных «Электронный деканат» - это уникальный продукт по своему уровню и возможностям. Система технологически и информационно поддерживает учебный процесс и позволяет учитывать в различных форматах качество учебного процесса. Я довольно часто встречаюсь с представителями различных вузов, приезжающих в МГИМО, рассказываю о нашей системе академического рейтинга, знакомлю с «Электронным деканатом». Эта программа у нас безусловно является передовой, крайне интересной, и аналогов ей нет. Но только благодаря совместной работе со специалистами, работающими в нашем Университете, эта программа стала возможной. Она поддерживается и развивается благодаря их ежедневной работе.

Электронные форматы в обучении - тоже очень передовое направление. Мы не пошли стандартным путем, используя готовые программные продукты. Мы существенно модернизировали и переработали их с учетом специфики учебного процесса МГИМО (У). Что касается «электронного расписания» - это тоже передовой продукт. В некоторых вузах он тоже есть, но, конечно, далеко не во всех.

Экономически подобные информационные системы выгодны для вузов?

Да, конечно, и это уже давно доказано. Любая современная организация не может эффективно функционировать без использования каких-либо информационных систем. Что касается вуза, то они прежде всего позволяют эффективно организовать систему хранения и получения релевантной информации о состоянии учебного процесса, эффективно распределять человеческие ресурсы, нагрузку, экономить время и силы работников Университета.

Февраль 2008


Распечатать страницу