Интервью Е. В. Забурдаевой проекту «Лица МГИМО»

21 марта 2008

Интервью Е. В. Забурдаевой проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Забурдаева Елена Владимировна, заместитель декана факультета Международной журналистики (в марте 2008 года).

Согласны ли Вы с утверждением о том, что журналистика и связи с общественностью относятся к тем областям деятельности, где, не имея конкретных практических навыков, человек не может называться специалистом?

Да, на мой взгляд, так можно сказать. Но, подчеркивая важность практической подготовки для современного специалиста в области массовых коммуникаций, нельзя упускать из виду тот факт, что без серьезной теоретической базы образование не может считаться полноценным. Университетское образование должно прививать навыки работы с информацией различного уровня, вырабатывать умения мониторинга, сбора, анализа информации. Крайне важно научить студентов не только ясно выражать собственные мысли, но и аргументировано доказывать собственную позицию в полемике. В условиях «полевых» на это времени уже не будет.

Мне кажется, что переход на компетентностный подход чрезвычайно актуален для факультета МЖ. Какие шаги предпринимает факультет в этом направлении?

Факультет начал применять компетентностный подход достаточно активно не только в новых проектах, связанных непосредственно с инициативами Инновационной образовательной программы, но и в рамках уже действующих на факультете структур. В первую очередь это касается модуля ролевых, ситуационных игр и тренингов. На сегодняшний день факультет обладает богатым опытом по проведению обучающих, тренировочных и контролирующих игр. Но при этом его руководство продолжает активно накапливать существующий методический и практический потенциал, систематизировать полученный опыт и искать новые пути развития в студентах компетенций, которые не только помогут им в будущем быть конкурентоспособными на рынке труда, но и сформируют у них уникальную систему компетенций успешного, талантливого и уверенного в собственных силах человека.

Сейчас, например, создается целостная программа инновационных игр, в соответствии с которой будет проведена серия деловых игр по проблемам массовых коммуникаций, медиа-рилейшнз, кризисного реагирования, фандрайзинга, координации действий подразделений при проведении широкомасштабных PR- и рекламных кампаний, развития лидерских качеств, тайм-менеджмента, эффективного рекрутинга персонала, создания новых подразделений в организации, перспективам развития в компании отдельного подразделения, перспективам развития компании в связи с развитием отдельного производства, проблемам разработки системы подготовки и продвижения руководителей и др.

Мы планируем привлечь преподавателей профильных кафедр Факультета Международной журналистики: кафедры Международной журналистики, кафедры Связей с общественностью, кафедры Социологии. Затем возможно расширение круга участников как за счет преподавателей МГИМО, так и за счет практикующих российских и зарубежных специалистов по игровым технологиям.

Компетентностный подход также активно начинает использоваться преподавателями при составлении новых и переработке уже существующих учебных курсов. МЖ повезло в том, что переход на компетентностный подход совпал с переходом факультета на двухуровневую систему образования. Это совпадение позволит нам создать самую современную и отвечающую самым высоким образовательным стандартам программу как на уровне «бакалавр», так и на уровне «магистр». Компетентностный подход, во-первых, предлагает ясную, простую и стройную схему оценки образовательных результатов; во-вторых, составление карт компетенций помогает преподавателям понять, как именно нужно переработать существующий учебный курс; в-третьих, этот подход позволяет нам сформулировать новый стандарт оформления программ и упорядочить процесс создания и обновления программ в целом.

Связи с общественностью – относительно молодая специальность для России. Как и в случае с другими молодыми специальностями, еще совсем недавно приходилось сталкиваться с тем, что учебные пособия представляют собой перевод американских учебников и, как следствие, совершенно неадекватны российским реалиям. Эта ситуация осталась в прошлом?

Я бы не стала столь категорично заявлять о том, что американские учебники совершенно неадекватны российским реалиям. Многие практики зарубежных специалистов вполне эффективно используются и в России. Но в настоящее время действительно появились качественные российские учебники по связям с общественностью. Например, учебник, написанный преподавателями факультета Международной журналистики МГИМО А. В. Кочетковой, В. Н. Филипповым, Я. Л. Скворцовым и А. С. Тарасовым. По качеству это один из лучших учебников, на мой взгляд.

Создаются ли на факультете учебные пособия в рамках Инновационной программы? И в каких еще проектах Инновационной образовательной программы участвует факультет?

Факультет принимает самое активное участие в проектах ИОП. В том числе и в создании в рамках программы новых учебно-методических комплексов, дескрипторов, пополнения электронной библиотеки МГИМО, в конкурсах повышения квалификации для сотрудников, выпуска учебников и монографий.

Вы наверняка слышали о том, что в рамках ИОП реконструируется телестудия МГИМО. Наш факультет принимает активное участие и в этом проекте. Мы планируем в будущем значительно расширить спектр возможностей для наших студентов в области телевидения. В перспективе – создание собственных программ и их трансляция по всему институту. Кроме того, вскоре на факультете появится Лаборатория ролевых игр и Медиа-лаборатория, которые создаются в данный момент при поддержке Инновационной образовательной программы МГИМО. Мы также проводим серии мастер-классов по журналистике, PR и массовым коммуникациям в целом.

Каковы планы развития факультета по окончании Программы?

У руководства факультета есть четкое видение того, каким должен стать факультет, в каком направлении мы будем работать в ближайшие 10 лет. Мы видим наш факультет в качестве современного инновационного центра подготовки специалистов в области массовых коммуникаций самого высокого уровня.

Программа дает нам дополнительные ценные возможности для реализации наших образовательных проектов. Спрос на специалистов в области массовых коммуникаций повышается, и эта тенденция по прогнозам аналитиков сохранится ещё достаточно долгое время. Но и требования к этим специалистам ужесточаются. Поэтому мы сосредоточиваем свои усилия на создании и поддержании наиболее прогрессивной, сбалансированной и конкурентоспособной образовательной и воспитательной программы.

Вы сами являетесь выпускницей факультета МЖ. В то время, когда Вы учились, существовали ли какие-либо нетрадиционные формы обучения? Была ли тогда возможность получить практический профессиональный опыт в институте?

МЖ всегда отличался от остальных факультетов института своей особой атмосферой творчества и свободы самовыражения, поэтому и формы преподавания отдельных предметов (в первую очередь это касается, конечно же, творческих семинаров) были разнообразны и оригинальны. Ситуационные и ролевые игры, дебаты – когда я училась на отделении СО, эти форматы уже использовались отдельными преподавателями. С получением практического профессионального опыта в институте студентам отделения СО было сложно. У журналистов же всегда была возможность профессионально расти в рамках институтских и факультетских изданий.

Теперь мы изменили ситуацию с практикой для будущих специалистов по связям с общественностью и учли этот положительный опыт в работе со студентами отделения СМК. Наши студенты получили возможность осуществлять практически полноценные PR-проекты и социологические проекты в рамках отдельных курсов: они получают заказ (обычно заказчиком выступает сам факультет), разрабатывают самостоятельно концепцию, продумывают этапы реализации, проводят мероприятие, составляют отчет.

За то время, что Вы учились, а затем работали в МГИМО, сильно ли, на Ваш взгляд, изменились студенты, приходящие учиться на факультет МЖ? Чего не хватает сегодняшним первокурсникам по сравнению с первокурсниками, допустим, 1998 года? И в чем их преимущество?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно.

Студенты и остались такими, как были, и изменились одновременно. Студенты по-прежнему стараются отложить на последний день все, что можно и нужно учить в течение семестра. Они по-прежнему считают, что преподаватели не могут и не хотят понять их, что к ним излишне строги и часто несправедливы, что оценки необъективны. Они – максималисты, романтики и циники одновременно. Они талантливы и могут все, но часто ленятся делать и минимум. Так было всегда. И я думаю, что так будет всегда. И, наверное, это хорошо.

Чем отличаются? Мое поколение гораздо хуже знало, чего оно хочет от жизни. Сегодняшние же студенты не только знают, чего они хотят, но и даже имеют, пусть смутное, но представление о том, как этого достичь.

Мое поколение не обладало в студенческом возрасте той деловой хваткой, что свойственна сегодняшним студентам. Мы были наивнее, но взрослее. Они прагматичнее, но почему-то не взрослее, а напротив.

Теперь студенты гораздо критичнее относятся ко всему, что говорит преподаватель. Именно поэтому теперь лекцию, когда преподаватель говорит, а студенты только слушают и записывают, уже и представить сложно. Это скорее живая дискуссия, в ходе которой преподаватель должен не рассказывать, а доказывать свою точку зрения, свое видение. Серьезный вызов и самое увлекательное приключение каждый раз.

На телевидении, на радио, в печатной прессе сейчас очень много состоявшихся, успешных профессионалов, не имеющих профильного образования. На Ваш взгляд, эта тенденция будет меняться? Вообще, можно ли научить журналистике, можно ли научить писать?

На первом творческом семинаре мой преподаватель, ныне заведующий кафедрой Международной журналистики МГИМО, Владимир Романович Легойда сказал, что научиться писать качественные журналистские тексты может любой, главное – постоянно «оттачивать перо о бумагу». Другими словами, можно быть успешным в сфере Связей с общественностью, если постоянно работать на рынке этих услуг. Но, я думаю, что рано или поздно такие практики «достигают своего потолка» и приходят к пониманию того, что профильное образование необходимо. Современные тенденции развития общества диктуют специалистам необходимость продолжать собственное обучение в течение всей своей жизни. Именно поэтому наш факультет разрабатывает краткосрочные курсы повышения квалификации для практиков, систему тренингов и мастер-классов. В перспективе эта часть работы, скорее всего, станет одним из ключевых направлений развития для факультета МЖ и для всего Университета в целом.

Март 2008


Распечатать страницу