Интервью Т.В. Зоновой проекту «Лица МГИМО»

28 сентября 2007

Интервью Т.В. Зоновой проекту «Лица МГИМО»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Зонова Татьяна Владимировна. доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой дипломатии (в сентябре 2007 года).

Татьяна Владимировна, что Вы можете сказать о том, насколько Ваша кафедра готова к тем изменениям и реформам, которые сейчас происходят в высшем образовании?

Если ответить коротко – готова. Более того, я бы сказала, что программы нашей кафедры и методика преподавания вполне отвечают тем основным требованиям, которые теперь предъявляются к системе университетского образования. Ведь основная задача – это дать студентам знания, навыки и компетенции, необходимые для их будущей практической работы на внешнеполитическом поприще. А собственно основное содержание всех наших программ и состоит в передаче опыта работы на дипломатической службе будущим дипломатам и, как теперь говорят, другим акторам международных отношений. Причем, надо учитывать, что люди, владеющие искусством дипломатии, сегодня востребованы не только в Министерствах иностранных дел и других государственных внешнеполитических ведомствах, но и в сфере бизнеса и средствах массовой информации, культуры, в таких специалистах нуждаются неправительственные организации и общественные фонды.

Поэтому руководством нашего Университета поставлена задача работать не только на факультете Международных отношений (здесь в соответствии с учебным планом мы уже перешли к сквозному преподаванию на всех курсах с первого по пятый), но и на отдельных курсах других факультетов МГИМО. Кроме того, для студентов всего университета мы предлагаем очень интересные курсы по выбору, на которые могут записываться студенты с любых факультетов, желающие приобщиться к тайнам искусства дипломатии.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о коллективе Вашей кафедры.

На кафедре сложился коллектив, который вполне можно назвать «золотым фондом» нашего Университета. Прежде всего, это те, кто работал в разных странах мира, прошел все ступени дипломатической карьеры. Это профессора кафедры, имеющие ранг Чрезвычайного и Полномочного посла. Как Вы можете себе представить, их опыт трудно переоценить. Передаче этого опыта студентам и посвящено большинство предлагаемых кафедрой курсов. Расскажу об этом подробнее.

Так, разработанный проф. В.П. Тереховым курс «Практика дипломатической службы» – это, прежде всего, групповые семинарские занятия, где каждой группой руководит опытный дипломат, который в течение года передает студентам знания и навыки, необходимые для работы в Центральном аппарате министерства иностранных дел и в зарубежных представительствах. Знакомству с системой международных организаций и умению работать в этой системе посвящен курс «Многосторонняя дипломатия» проф. В.Л. Олеандрова, который многие годы занимал руководящие посты в структурах ООН. Огромной популярностью пользуется мастер-класс проф. Ю.В. Дубинина «Мастерство международных переговоров», предполагающий помимо лекций, ситуационные семинары и организацию имитационных игр. Как никогда востребованы курсы по дипломатическому и деловому протоколу, автором которых является профессор П.Ф. Лядов, в свое время возглавлявший также протокольный департамент министерства иностранных дел. Чрезвычайно актуальные вопросы затрагиваются в построенном на основе анализа кейсов курсе «Дипломатическое сопровождение конфликтов». Проблемы обеспечения экономической безопасности, роль макро- и микроэкономической дипломатии в работе территориальных департаментов МИД, зарубежных представительств всесторонне исследуется в курсе проф. Е.М. Астахова – «Экономическая дипломатия: сопровождение интересов национального бизнеса». Министерство иностранных дел постоянно обращает наше внимание на необходимость подготовки квалифицированных дипломатов, работающих на консульском направлении. Навыки и компетенции в этой области студенты получают в курсе проф. В.И. Долгова –«Правовые основы и практика консульской службы».

Неизменным успехом пользуется курс профессора кафедры, известного политического обозревателя телевидения А.К. Пушкова «Внешняя политика и дипломатия России от Ельцина до Путина». С большим интересом студенты посещают также курс доктора психологических наук проф. Л.В. Матвеевой «Школа молодого дипломата: психология публичного общения», в ходе которого они имеют возможность записать на видео свои публичные выступления и затем получить компетентные рекомендации для отработки приемов и методов публичной дипломатии. Умению вести на английском языке дискуссии на актуальные политические темы посвящен курс посла А.И. Зотова «О политике и дипломатии на английском».

Многие годы мы читаем курс «Дипломатия иностранных государств». Одной из форм этого курса стало участие дипломатов различных стран, которых мы приглашали для рассказа о дипломатии своего государства. О специфике работы с дипломатами той или иной страны рассказывают и наши послы. Постоянно совершенствуется и курс «Этнокультура и дипломатия». Помимо ряда лекций по проблемам этнокультуры проводятся практические семинарские занятия, каждым из которых руководит специалист-практик, имеющий опыт работы в том или ином регионе мира. Это, прежде всего, наши замечательные востоковеды – О.В. Босторин, Г.Ф. Кунадзе, Е.М. Богучарский, латиноамериканисты Е.М. Астахов и С.А. Крылов. Представляется, что курс во многом способствует столь важному в наше время воспитанию молодежи в духе толерантности и уважения к иной культуре.

Вот уже два года в соответствии с рекомендацией руководства Министерства иностранных дел и при поддержке руководства МГИМО кафедра проводит «Дипломатический модуль» (координатор В.И. Долгов) для студентов, выразивших желание пойти на работу в Министерство иностранных дел. С особенностями работы на этом поприще студентов знакомят дипломаты высокого ранга, директора департаментов МИД, видные политические и общественные деятели. Жаркие дискуссии по актуальным проблемам современной дипломатии и международных отношений разгораются в ходе тематических круглых столов. Наряду с этим кафедра руководит практикой наших выпускников в Министерстве иностранных дел.

Татьяна Владимировна, скажите, пожалуйста, а занимается ли кафедра теорией дипломатии?

Разумеется, никакое серьезное образование невозможно без фундаментальных теоретических знаний. В течение ряда лет на факультете МО и факультете Политологии читается подготовленный мною мультимедийный авторский курс «Компаративная история и теория дипломатии». В частности, студенты знакомятся с разработанной мной концепцией становления современной модели дипломатии в России и за рубежом. На мой взгляд, модель дает им возможность на семинарских занятиях не только глубже познать теорию дипломатии, но и строить прогнозы развития своей будущей профессии в условиях глобализации и информационной революции, и, следовательно, сделать «информированный выбор» в переменчивой конъюнктуре рынка труда. Отмечу, что мои работы по этой теме были опубликованы в таком престижном журнале по дипломатии, как «The Hague Journal of Diplomacy», а также в Германии, Швейцарии, Италии, Армении и Украине.

Мною подготовлен и читается еще один курс – «Дипломатия и дипломаты Отечества», тоже с использованием мультимедийных средств и презентациями в системе Power Point. Думаю, что знакомство с богатейшим историческим опытом российской дипломатии дает студентам (речь идет о первокурсниках) не только знания, но и своего рода моральный ориентир в избранной ими профессии.

Кстати, дипломатия, дипломатическая теория и история дипломатических институтов является новейшим направлением в науке. Сейчас оно бурно развивается. Сложилась сеть престижных международных центров, занимающихся этой проблематикой. Достаточно упомянуть швейцарско-мальтийский DiploFoundation, ведущие научные сотрудники которого – Кишан Рана, Тригона, Курбалия – недавно выступали в МГИМО с лекциями по дипломатии. Аналогичный центр существует также во всемирно известном Институте международных отношений (Клингельдаль, Голландия), с которым мы тоже сотрудничаем и откуда получаем очень интересные публикации по дипломатии. В свою очередь голландцы обратились с просьбой о возможности перевода на английский язык выходящих у нас работ по дипломатии.

Отмечу, что сотрудниками нашей кафедры в последнее время опубликован целый ряд интересных научных трудов и монографий. В частности, 12 декабря в МГИМО состоялась презентация новых книг Ю.В. Дубинина (Мастерство международных переговоров), Е.М. Богучарского (Дипломатия Алжира) и, к сожалению, ныне покойного Г.В. Киреева (Россия – Китай. Неизвестные страницы пограничных переговоров).

Как кафедра участвует в реализации Инновационной образовательной программы?

Конечно, мы активно включены в этот важный процесс. Прежде всего, речь идет об инновационной модульной программе для магистратуры факультета МО – «Внешняя политика и дипломатия России». Особо отмечу такие модули программы, как политическое прогнозирование и информационно-аналитическая работа, обучающие магистрантов умению отличать манипулирование и дезинформацию от истинного знания, а также анализировать политические процессы и на этой основе стремиться моделировать будущее развитие. Составной частью программы является модуль по макро- и микроэкономической дипломатии, позволяющий получить знания и навыки в сфере дипломатического сопровождения национального бизнеса. По этой тематике в рамках Инновационной программы создается также Учебно-методический комплекс.

Возрастающая роль публичной дипломатии определила создание новейшей программы – «Образ России неполитическими методами». Частью этой программы является инновационный курс по менеджменту в области спортивной дипломатии, слушатели которого принимают активное участие в подготовке зимних олимпийских игр в Сочи и выезжали в Гватемалу в период голосования по кандидатурам. Приятно отметить, что наш молодой преподаватель А. П. Аванесов, руководитель программы «Олимпийский диплом в МГИМО» и участник Проекта «Образ России неполитическими методами», в этом году награжден премией МГИМО в номинации «Проект года». Еще одному молодому доценту нашей кафедры, О.В. Лебедевой в 2006 году была присуждена премия в номинации «Преподаватель года».

Часто можно слышать, что престиж профессии дипломата сегодня невысок, как Вы к этому относитесь?

Начну с того, что в международной системе взаимоотношений произошли большие перемены. Свершилась информационная революция, возросла роль средств массовой информации, что позволяет общественности отслеживать развитие дипломатических акций практически в реальном времени. Дипломатия действительно становится открытой и публичной. На международной арене возникло значительное число новых, в том числе, неправительственных факторов. С ними взаимодействует правительственная дипломатия, в частности, в рамках так называемой «сетевой» многосторонней дипломатии.

Конечно, дипломаты больше не окружены тем ореолом таинственности, избранности и многозначительности, как это бывало в прошлом. И все же я не стала бы говорить о падении престижа профессии, скорее речь идет о демократизации самой дипломатии, максимальном расширении числа ее участников, более оперативном и менее формальном стиле взаимоотношений между участниками мировой политики. Кстати, конкурсы при поступлении на дипломатическую службу по-прежнему весьма высоки в самых разных странах мира. Другое дело, что все менее востребованы дипломаты, только собирающие и передающие информацию. Чиновники такого плана уйдут в прошлое. Мировой политике XXI века необходим качественно новый тип дипломата: это аналитик, свободно ориентирующийся в информационном пространстве, способный к прогностическому мышлению и принятию неординарных решений. Быть профессионалом такого класса всегда будет престижно.

Я знаю, что вы сейчас вернулись из Италии, где знакомились с реализацией Болонского процесса в университетах этой страны. Что полезного мы можем извлечь из этого опыта?

Несомненно, реформа высшего образования процесс весьма сложный. Тем не менее, все университеты Италии уже перешли на новую систему 3+2 и разработали большое количество новых бакалаврских и магистерских программ. На данном этапе формируется система контроля за качеством преподавания. В университетах созданы комиссии по контролю за качеством, проводится постоянный мониторинг мнения студентов о посещаемых курсах. Результаты мониторинга докладываются в Министерство образования и в специальные международные Агентства по контролю за качеством образования. Широко внедряется электронная интерактивная связь преподаватель-студент. В значительной мере это позволяет хоть частично решить острую (в том числе и для МГИМО) проблему нехватки аудиторий. Ведь число студентов значительно возросло в связи с переходом от традиционного четырехлетнего к пятилетнему, при сохранении на некоторое время и четырехлетнего диплома специалиста.

Конечно, среди профессорско-преподавательского состава существует немало критически настроенных людей. Часть из них попросту не готова к использованию востребованных реформой новейших компьютерных технологий. Другие – целиком и полностью принимают реформу образования, однако, на мой взгляд, оправданно сетуют на забюрократизированность процесса. Многие решения спускаются исключительно сверху. Преподаватели, которые, собственно говоря, призваны обеспечивать качественность образования, часто оказываются в стороне от обсуждения конкретных тем, в то время как университетам не достает средств для обеспечения подлинной мобильности в этой среде.

Положительное впечатление на меня произвело очень тщательное оформление университетских сайтов, обеспечивающих предельную гласность и транспарентность внутриуниверситетской жизни и всех принимаемых руководством решений. Например, подробные доклады о качестве преподавания, поступающие в Министерство образования и в Агентства, размещаются на университетских сайтах; при этом всесторонне освещаются проблемы занятости выпускников университета и приводится соответствующая статистика за все последние годы.

Хотелось бы ввести и у нас практику творческого отпуска (sabbatical), которым преподаватель может воспользоваться раз в пять лет для углубленного занятия научной работой. Кстати, годовая нагрузка преподавателя в университетах Италии не превышает 350 часов, из которых 120 приходятся на аудиторные занятия, что тоже позволяет больше времени посвятить исследовательской работе.

В соответствии с Болонским процессом большое внимание уделяется «международному измерению» образования, в том числе, созданию совместных магистратур и осуществлению совместных научно-исследовательских проектов. В этом плане весьма интересным мне показалось предложение о возможном участии МГИМО в организации совместной магистратуры по дипломатии, сделанное инициативной группой Школы дипломатии Вестминстерского университета (Великобритания), Мальтийского университета Линк Кампус и Неаполитанского университета. Поступило также предложение от римского университета Сапиенца разработать совместно с МГИМО научный проект, посвященный исследованию российско-итальянских дипломатических отношений. Подготовлен проект рамочного соглашения о сотрудничестве между университетом Сапиенца и МГИМО. О желательности подобного соглашения с МГИМО мне говорили и в Миланском государственном университете.

Татьяна Владимировна, каковы перспективные планы развития кафедры дипломатии?

Думаю, перед кафедрой стоят весьма серьезные задачи. Нам предстоит создание новейших программ и учебников для бакалавров. Наряду с этим постоянное совершенствование и обновление уже существующих программ. Впереди разработка и повсеместное внедрение новых методик преподавания и контроля с обязательным использованием мультимедийных средств. Нельзя забывать и о том, что в состоянии предложить кафедра зарубежным студентам или магистрантам. В частности, я имею в виду лекции на иностранных языках. В последнее время значительно увеличилось число выпускников, защищающих дипломы по нашей кафедре. Надеюсь, возрастет и число желающих поступить в очную аспирантуру и принять активное участие в работе кафедры, а, быть может, и остаться на очень интересной и перспективной преподавательской работе.

Думаю, что кафедра дипломатии располагает всем необходимым потенциалом для осуществления этой работы и сможет, опираясь на традиционную и конструктивную поддержку нашего руководства, прежде всего Ректора А.В. Торкунова и деканата факультета МО, успешно решить поставленные задачи.

Информация предоставлена Дирекцией Инновационной образовательной программы
сентябрь 2007


Распечатать страницу