Роберт Енгибарян: «Управленец должен быть компетентен и всесторонне образован»

12 июня 2008

Роберт Енгибарян: «Управленец должен быть компетентен и всесторонне образован»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Енгибарян Роберт Вачаганович, профессор, доктор юридических наук, директор Международного института управления (в июне 2008 года).

Продолжаем публикацию серии интервью с деканами факультетов и институтов Университета. О том, что ждет абитуриентов Международного института управления, рассказывает директор Роберт Енгибарян. Читайте также интервью с деканом МБДА Владимиром Шитовым, деканом МЖ Ярославом Скворцовым, деканом Факультета политологии Алексеем Воскресенским, деканом МЭО Анатолием Холоповым, деканом МО Юрием Булатовым и директором ИВЭС Валерием Часовым. Абитуриенты магистратуры могут также прочитать интервью с начальником Управления магистерской подготовки Антоном Олейновым.

Роберт Вачаганович, чем отличается Международный институт управления от других вузов, которые готовят госуправленцев?

Специфика уже в том, что у нас именно Международный институт государственного управления. Традиционные институты управления, конечно, были и есть, но только МИУ готовит управленцев-международников.

Россия, как известно, «славится» своими прекрасными управленцами. Славится – в кавычках.

Огромная могучая страна всегда отличалась страшно плохой, страшно неразумной и нелогичной структурой управления. Все было – много талантливых людей, лесов, полей и рек, но именно управления не хватало. Понятно, что весь этот пробел наша структура не в состоянии восполнить...

Мы ориентируемся на государственное муниципальное управление, то есть готовим управленца с юридическим административным направлением – представителя власти – государственного чиновника. Чиновник должен уметь управлять порученным объектом, кадрами, составить бюджет, и работать с людьми. Это основное содержание деятельности. Но в связи с глобализацией возникают новые задачи. Сегодня деятельность управленца обязательно должна учитывать международный аспект. Тут не обойтись без дипломатических навыков, владения иностранным языком и знания законодательства своей страны и той страны, с которой вы имеете партнерские отношения. Вот уже 15-й год мы – единственные в сфере подготовки управленцев-международников.

К слову, мы также – единственная структура МГИМО, которая создана не решением МИД России, а решением правительства РФ 1994 года. После нашего создания МГИМО приобрел статус Университета.

Какие возможности ваш Институт предоставляет своим студентам? Стажировки, дополнительные программы обучения и так далее?

Само собой разумеется, что подготовка управленца международника невозможна без зарубежных стажировок. У нас очень хорошо развиваются партнерские связи с Университетом Атланты и Университетом Майами – уже четвертый год ребята ездят туда на летние языковые программы. И это не только языковая стажировка – они принимают участие во всех учебных процессах. Скажем, там есть специальный зал, оборудованный точь-в-точь как стандартный зал суда. Профессор - в роли судьи, студенты – присяжные и обвинение. Очень полезное с практической точки зрения упражнение, а главное – интересное.

Пока стажировки краткосрочные – один-два месяца, но мы планируем развивать это направление.

Молодым ученым мы предоставляем возможность публиковаться в нашем журнале «Право и управление. XXI век». Это официальное издание ВАК Министерства образования и науки РФ.

Сейчас в высшем образовании большой упор делается на практику. МИУ работает в этом направлении?

Я уже говорил о стажировках, но это не все. На занятиях мы проводим деловые игры по самым разным предметам – в них приобретается полезный практический навык. У нас много специалистов-практиков среди преподавателей, которые сами заинтересованы в сотрудничестве. Многие компании предлагают своих специалистов, чтобы иметь возможность общаться со старшекурсниками в ходе занятий и набирать себе людей. «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», «Альфа-групп», фирма «Прайм консепшн» - это лишь некоторые из них.

Во время защиты дипломов я всегда задаю вопросы с практическим уклоном. Могу с удовольствием отметить, что студенты стали больше приспособлены к реальной жизни.

Наших абитуриентов наверняка интересует вопрос, что их ждет в ближайшие шесть лет обучения в МИУ?

Во-первых, высококлассное образование в рамках государственного стандарта по конкретной специальности, который утверждается Министерством образования. Любой вуз имеет право внести до 10% добавлений в эту программу – и здесь наша «изюминка». Мы обязательно преподаем «Дипломатический этикет». Это очень важно, я считаю: управленец должен быть привлекателен, иметь культуру общения, убеждения аргументами и логикой. Привлекательность – многогранный фактор. Это и образованность, толерантность и даже личная гигиена.. Удивительно, но в России это еще не стало «национальной религией». Российские женщины, например, имеют большие конкурентные преимущества, потому что, в отличие от многих мужчин, всегда за собой следят, всегда ухожены, а многие мужчины-чиновники даже не утруждают себя каждое утро мыться. Человек, который следит за культурой своего поведения, не может орать и ругаться на подчиненных, быть неряшливым, внешне отталкивающим.

Планируем ввести такие предметы как «История этнографии», «История национальных психологий» и т.д. Так как управленец должен уметь работать с людьми разных культурных и цивилизационных ценностей.

То есть, помимо высшего профессионального образования, МИУ в какой-то степени занимается и светским воспитанием?

Да, наша структура как раз этим отличается. Слабость наших сограждан в том, что они не понимают: судить надо не по национальности, а по Конституции. Скажем, надо уважать другие религии. Уважать – не значит соглашаться. В XXI веке есть одна Библия для всех – это права и свободы человека. И если какая-либо религия, устои противоречат Хартии прав человека, утвержденной ООН, я буду с ними не согласен.

Человек должен понимать, что его невзгоды и удачи зависят от него самого. У нас ведь как зачастую ведут себя управленцы – законы плохие, погода ужасная, обстоятельства неблагоприятные, поэтому дела идут плохо. Я не причем, ничего от меня не зависит. Управленец должен знать, во всем, в первую очередь, он должен спросить с самого себя.

Мы учим наших ребят быть такими. Общество не может быть гуманным, если оно жестоко к слабым – старикам, детям, животным. Чиновник, который этого не понимает – катастрофа для общества.

Об учебе поговорили. А как проходит студенческая жизнь?

У нас очень хороший КВН. Занимает первые-вторые места по МГИМО, участвует в сборной. Еще есть единственный в нашем Университете Театр на английском языке. Человек, который заучивает для спектакля отрывки на английском, не забывает их никогда. И это помогает в жизни. Представьте: переговоры с англичанами – а вы им Шекспира на языке оригинала цитируете! Сразу большой плюс в вашу пользу.

К учебному процессу мы подходим с «юридической» точки зрения: должно быть не только обучение – обязанности, но и права. Я часто говорю коллегам: наши права не надо толковать скучно - «учиться, учиться и учиться». Жизнь идет, и есть миллион вещей, которые надо совмещать вместе с учебой. Молодой человек от природы должен смеяться, двигаться, он не может постоянно думать только об экзаменах. Молодой человек должен знать, что он пять дней будет упорно работать, а в конце недели будет дискотека или другое приятное развлечение, что даст стимул сидеть и заниматься в течение недели. Это психологически-управленческие вещи.

И напоследок – ваш совет и пожелание абитуриентам МИУ-2008?

Всегда следите за своим здоровьем. Великий вождь всех времен и народов говорил: «В здоровом теле – здоровый дух», а я еще от себя добавлю: «Чистое тело – чистые мозги». Следите за чистотой тела и мыслей. Будьте разносторонне развитыми, физически крепкими и добрыми по отношению к окружающему миру: животным, растениям – ко всему, что нас окружает. И в таком настроении приходите на экзамен.

Беседовала Анастасия ЖАВОРОНКОВА,
начальник отдела новостной информации Центра интернет-политики МГИМО
июнь 2008


Распечатать страницу