Юрий Булатов: «Наши выпускники могут найти общий язык с представителем любой страны»

15 июня 2008

Юрий Булатов: «Наши выпускники могут найти общий язык с представителем любой страны»

Интервью проекту «Лица МГИМО»: Булатов Юрий Алексеевич, профессор, доктор исторических наук, декан факультета Международных отношений (в июне 2008 года).

Продолжаем публикацию серии интервью с деканами факультетов Университета. О том, что ждет абитуриентов факультета Международных отношений, рассказывает декан Юрий Булатов. Читайте также интервью с деканом МБДА Владимиром Шитовым, деканом МЖ Ярославом Скворцовым, деканом Факультета политологии Алексеем Воскресенским и деканом МЭО Анатолием Холоповым. Абитуриенты магистратуры могут также прочитать интервью с начальником Управления магистерской подготовки Антоном Олейновым.

Юрий Алексеевич, факультет Международных отношений – старейший в МГИМО. Какие задачи по его развитию вы ставите перед собой сегодня?

Название институту, а ныне университету, по сути, дал наш факультет. В этом году ему исполняется 65 лет. Можно сравнить каждый курс на нашем факультете с большим кораблем, экипаж которого изучает множество иностранных языков. Если запустить этот корабль в свободное плавание, то с большинством стран и народов наши выпускники сумеют договориться. В настоящее время на факультете Международных отношений преподается свыше 50 иностранных языков. Каждый первокурсник c первого сентября изучает два языка, один из которых, как правило, редкий, другой – язык международного общения. В этом году, например, студенты изучают японский, турецкий, китайский, амхарский, суахили, африкаанс, дари и другие языки. Всегда велика потребность в специалистах с корейским и арабским языками. А языки широкого цикла – это английский, французский, немецкий и испанский.

Главная задача для всего Университета на сегодняшний день – переход на двухуровневую систему образования. Программа специалиста на факультете МО в этом году запускается в последний раз, дальше будем готовить бакалавров и магистров. Но в новой системе пока ещё есть свои «белые пятна». Так, перестройка в образовании поставит вопрос о новом пополнении кадров в МИД в 2010 году. Число мест в магистратуре ограничено – 20% от общего выпуска бакалавриата. Думаю, будут введены какие-то соответствующие коррективы, касающиеся квоты магистров, потому что 20% – это недостаточно. Мы являемся главными поставщиками кадров для Министерства, в этом году на работу туда пойдут свыше 60% выпускников. Каждый год МИД требует от нас более 100 человек, и мы это требование всегда выполняли.

Перекройка системы требует новых решений. В этом году мы стараемся идти по пути диверсификации магистерских программ. Помимо традиционных – Регионоведение (Европейские исследования, Латиноамериканские исследования, Североамериканские исследования и исследования восточного блока по странам Азии и Африки), запускаем еще одну магистратуру – «Внешняя политика и дипломатия России». Пока набор туда будет небольшой – порядка двадцати человек. В первую очередь на это направление мы будем брать ребят, которые стремятся работать в госаппарате.

Абитуриентам, наверняка, интересно, какие возможности предоставляет Ваш факультет своим студентам. Может быть, это стажировки за рубежом, дополнительные образовательные программы, спецкурсы?

У нас традиционно широкие связи с большим числом вузов Южной Кореи, с Пекинским Университетом, с Академией государства и права КНР. Студенты регулярно ездят туда на стажировки. Многие изучают китайский язык в Тайване. Есть постоянные связи с арабскими центрами подготовки специалистов: в частности, с Каирскими университетом. Можно долго перечислять высшие учебные заведения не только Востока, но и Запада – там наших студентов тоже принимают охотно.

Еще одно направление в изучении языков – летние школы и курсы, которые пользуется у учащихся большой популярностью. Если на стажировки в течение учебного года мы посылаем тех, кто имеет оценки «отлично» (за редким исключением – «хорошо»), то в летние школы стараемся направлять всех желающих.

Также есть разовые культурно-образовательные программы в Италии – еще в 1960-е годы мы стали поддерживать отношения с организацией Фонд Ла Пира во Флоренции. Кафедра романских языков проводит большую работу, приглашая ребят нашего факультета участвовать в разовых программах. С одной стороны, ребята, выезжают на отдых, с другой – погружаются в язык. У них проходят активные встречи с иностранной молодежью, представителями муниципалитетов, городов. Случаются поездки и в международные организации.

Что касается спецкурсов, то у нас на факультете их очень много. Каждый семестр мы представляем спецкурсы на кафедре дипломатии. В университете работает выдающийся дипломат Юрий Владимирович Дубинин, он недавно издал прекрасную монографию – «Мастерство переговоров» – первый учебник в нашей стране по этому предмету. На его основе и построен мастер-класс.

Другой мастер-класс ведет Евгений Максимович Примаков. Ребята с большим интересом его посещают.

Широкий выбор спецкурсов предлагает кафедра европейской интеграции.

По программе научного обмена в МГИМО приезжают иностранные преподаватели из Великобритании, Франции и других стран. Не так давно у нас работал преподаватель из Швейцарии – курсы могли посещать все желающие. Плюс, по его просьбе мы выделили группу старшекурсников, чтобы он мог понаблюдать за учебным процессом «изнутри». Иностранные партнеры высоко оценивают подготовку наших ребят. Это интересная, интерактивная работа, а не просто чтение лекций «в одни ворота».

Есть обязательные спецкурсы. Среди них большой популярностью пользуется «Политика России на Кавказе». Другой спецкурс – «Роль и место “Группы восьми” в системе международных механизмов международного сотрудничества». По выбору курсы – «Бизнес и внешняя политика», «Субрегиональные процессы в Европе», «Этнос и политика в современной Европе», «Мастерство международных переговоров».

У нас проводятся Дипломатические модули, позволяющие «подогреть» интерес выпускников к их будущей профессии в системе министерства иностранных дел. В рамках «Дипломатического модуля» встречи с профессиональными дипломатами из МИДа проводятся регулярно. Благодаря им студенты уже на этапе обучения из первых уст узнают о текущих приоритетах внешней политики России и об организации работы в российском внешнеполитическом ведомстве.

Два года назад мы организовывали Зимнюю дипломатическую школу под патронатом МИД для ребят из регионов – у них нет предметов прикладного характера, которые преподаются у нас – в первую очередь, по кафедре дипломатии. Было принято решение сделать эту школу постоянной и привлечь к этому не только студентов из регионов, которые активно проявили себя, но и наших ребят. Там выступают первые лица Министерства.

Есть еще Модель ООН, в которой каждый год с большим интересом участвуют наши ребята – они представлены во всех комиссиях. С одной стороны – это игра, а с другой, я бы сказал, – первый серьезный подход профессии. Конечно, это нарушает немного наши учебные планы, так как Модель проводится в учебное время. Но мы здесь идем на уступки, так как понимаем, что Модель приносит пользу в плане приобретения практических навыков.

Многие студенты, безусловно, ориентированы не только на государственную службу, но и на работу в частном секторе. Поэтому мы проводим дифференциацию на старших курсах. Те, кто идут на работу в МИД, слушают курс «Интернет в дипломатической деятельности», а для ребят, которые ориентированы на негосударственные структуры – «Дипломатия и бизнес».

Что нового ждет успешно сдавших вступительные экзамены в ближайшие шесть лет? Как будет развиваться факультет?

Планов много. В первую очередь, к 2010 году нужно полностью интегрироваться в Болонский процесс. Сегодня мы уже не только выставляем оценки в традиционной системе координат – по пятибалльной шкале, но и по болонской системе, а также выдаем ребятам приложение европейского образца. За последнее время стала более популярной и привычной рейтинговая система успеваемости. Сейчас она охватывает уже все курсы. Имеет место положительный эффект: ребята внимательнее стали относиться к своим промежуточным оценкам. Процент тех, кто живет «от сессии до сессии» значительно снизился.

В связи с упомянутым Болонским процессом вопрос: насколько, по Вашему мнению, диплом факультета МО через шесть лет будет котироваться в Европе?

На сегодняшний день диплом выпускника МГИМО уже котируется на международной арене. Что касается выезда на работу за рубеж: не думаю, что наши выпускники уедут в большом количестве. Большинство все-таки ориентированы на защиту государственных интересов страны и пойдут на работу в МИД. Другое дело – возможность сравнить качество образования российского и европейского.

Как на факультете организуется практика для студентов?

Традиционно практика в МИДе у нас начинается со второго курса. Ее задача в том, чтобы ребята «изнутри» посмотрели, что из себя представляет эта структура. Им необходимо понять, как функционирует этот сложный механизм, примерить его на себя, определить «мое это или не мое». На втором курсе ребята распределяются, в первую очередь, в Департамент консульской службы, с третьего – в региональные подразделения, связанные с их языком и специализацией. Есть ребята (их становится больше и больше), которые проходят такую летнюю практику, а потом уже выходят на практику преддипломную. Для департаментов и кадровой службы МИДа они уже представляют не «неопознанный летающий объект», а потенциальных, зарекомендовавших себя сотрудников. Лучшие из лучших наших студентов отправляются в кадровую службу с учетом потребностей российских посольств.

Как задействованы выпускники МО на рынке труда?

Сегодня каждый наш выпускник имеет по три-четыре предложения о работе, и очень серьезных. Ребята завязывают контакты различными фирмами, в свободное от учебы время начинают там работать и получают, как правило, приглашение остаться на постоянной основе после окончания университета. Идет постоянное соревнование между государственным и негосударственным сектором за наших студентов. Конечно, с негосударственным сектором сложно соперничать в плане зарплаты, но в государственной службе главное – мотивация. Она у нынешних студентов, по сравнению с прежними выпусками, обозначена намного четче, так как есть желание, в первую очередь, получить профессию международника. Не мир посмотреть (как раньше – поступаешь в МГИМО и уже имеешь четкую перспективу выехать за рубеж), а получить профессию. Это, мне кажется, и объясняет тот факт, что большинство наших ребят идут работать в МИД.

И напоследок, что бы вы посоветовали абитуриентам МО 2008?

Всем абитуриентам желаю реализовать свою мечту – поступить в МГИМО. Дело это непростое, но тот, кто целенаправленно готовится, думаю, достигнет своей цели. Студент МГИМО – это высокий социальный статус. По мере освоения материала учащийся приобретает определенный политический капитал, которым необходимо разумно распорядиться по окончании университета.

Беседовала Анастасия ЖАВОРОНКОВА,
начальник отдела новостной информации Центра интернет-политики
июнь 2008


Распечатать страницу