Деятельность частных военных компаний сегодня представляет собой «серую зону»

30 ноября 2009

Деятельность частных военных компаний сегодня представляет собой «серую зону»

При ООН функционирует Рабочая группа по вопросу об использовании наемников, в которую входит А.И. Никитин, директор Центра евро-атлантической безопасности МГИМО. По его инициативе подготовлен проект Международной конвенции о регулировании деятельности частных военных и охранных предприятий. О том, как идет работа над документом, мы беседуем с одним из его разработчиков, профессором А.Г. Волеводз.

— Что представляет собой деятельность частных военных и охранных предприятий, и зачем понадобилась разработка Международной конвенции для регулирования их деятельности?

— Одним из тягчайших преступлений международного характера является наемничество. Оно существует в мире разнообразных формах: индивидуального наемничества; деятельности незаконных вооруженных формирований либо негосударственных военных компаний в ходе конфликтов внутри страны или между государствами; экспорта услуг частными военными компаниями и частными охранными предприятиями или ЧВОП иностранным государствам либо негосударственным субъектам. Экспорт услуг частными военными и охранными предприятиями (далее — ЧВОП) представляет, по существу, новый вид наемничества.

ЧВОП — это негосударственные организации, оказывающие на договорной основе военные и охранные услуги физическим и юридическим лицам, а также государствам. При этом под военными услугами понимаются боевые операции, стратегическое планирование, сбор информации, оперативную или логистическую поддержку, подготовку военного персонала, материально-техническое снабжение. А охранными услугами являются вооруженная охрана юридических и физических лиц, разработка и принятие мер в сфере обеспечения информационной безопасности, деятельность по использованию технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде.

Индустрия ЧВОП является транснациональной по своему характеру и развивается весьма быстрыми темпами, особенно после недавних конфликтных ситуаций в Афганистане и Ираке, при этом общая стоимость контрактов оценивается в сумму от 20 до 100 млрд. долларов США в год. Хотя эта индустрия развивается во всем мире, 70% услуг на мировом рынке приходится на долю высокопрофессиональных компаний из США и Великобритании. Некоторые ЧВОП зарегистрированы на фондовых биржах и приносят своим инвесторам доход. Большинство из них привлекают в свои руководящие органы бывших высокопоставленных военнослужащих или старших должностных лиц гражданских или разведывательных служб.

Нередко жертвами деятельности частных военных и охранных предприятий, которые используют своих сотрудников в непосредственном контакте с населением, становятся мирные граждане. Характерно, что виновные в таких инцидентах, как правило, остаются безнаказанными.

Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, до настоящего времени отсутствуют какие-либо общеобязательные документы, которые могли бы ограничивать и регламентировать деятельность ЧВОП на международной арене. А с другой — в отсутствие надлежащего регулирования, контроля и наблюдения деятельность ЧВОП создает в ряде случаев угрозу для защиты прав человека. К таким случаям относятся конфликтные ситуации, действия авторитарных правительств и ситуации, при которых в уязвимом положении оказывается местное население.

В настоящее время правовые основы деятельности ЧВОП созданы национальным законодательством незначительного числа стран. В большинстве же случаев деятельность ЧВОП строится на основе саморегулирования и осуществляется в рамках корпоративных кодексов поведения и деятельности ЧВОП. Однако такой принцип не позволяет обеспечить надлежащее реагирование и пресечение нарушений прав и свобод человека, которые допускаются персоналом ЧВОП при реализации военных и охранных функций, особенно на территориях иностранных государств. Тем самым порождается безнаказанность персонала ЧВОП даже в случаях совершения тяжких преступлений, в т. ч. преступлений международного характера.

В таких условиях целесообразно, не исключая имеющегося саморегулирования, установить двухуровневое регулирование деятельности ЧВОП, особенно связанной с экспортом /импортом военных и охранных услуг:

— Как родился и разрабатывается проект Международной конвенции о регулировании деятельности частных военных и охранных предприятий?

— Такое понимание родилось не сразу, а стало результатом серьезной и сложной работы, проводимой Рабочей группой ООН по вопросу об использовании наемников как средстве нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение, учрежденной в апреле 2005 г. Комиссией ООН по правам человека. Её мандат требует отслеживать и анализировать воздействие ЧВОП на осуществление прав человека и подготовить проект международных основных принципов поощрения уважения прав человека со стороны ЧВОП.

Рабочая группа сосредоточила свое внимание на изучении и правовой кодификации режима надзора и регулирования деятельности ЧВОП, включая меры правового и процедурного характера на международном, региональном и национальном уровнях. В результате она пришла к выводу, что в отношении к ЧВОП необходимо перейти от восприятия их в качестве компонента традиционного «обычного» экспорта, регулируемого торговыми соглашениями, к восприятию их деятельности с учетом специфического особого характера экспорта военных и охранных услуг, что требует надзора и постоянного контроля со стороны национальных правительств, гражданского общества и международного сообщества во главе с ООН. Как национальные правительства, так и система ООН должны брать на себя более значительную долю ответственности за то, где и с какой целью осуществляют свою деятельность ЧВОП в различных регионах мира.

— Как проходит работа Рабочей группы?

— Для изучения практики законодательного регулирования деятельности ЧВОП в различных странах Рабочая группа активно и целенаправленно использует механизм региональных консультаций. В ходе таких консультаций значительное внимание уделяется обсуждению и выработке совместно с представителями правительств стран регионов руководящих принципов и норм для регулирования и надзора за деятельностью ЧВОП. Такие региональные консультации были проведены для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (17—18 декабря 2007 г. в Панама-Сити), для государств Восточной Европы и Центральной Азии (16—18 октября 2008 г. в Москве) и для стран Азиатского региона (26—28 октября 2009 г. в Бангкоке). В 2009 г. такие региональные консультации будут проведены для государств Африки.

В ходе подготовки к региональным консультациям в Москве, по инициативе члена Рабочей группы А. И. Никитина мной при участии кандидатов политических наук доцента Кафедры мировых политических процессов И. А. Сафранчука, старшего научных сотрудников Центра евро-атлантической безопасности А. А. Казанцева и младших научных сотрудников этого Центра А. П. Гржы и О. О. Новиковой, был разработан проект Международной конвенции, призванной урегулировать контроль за деятельностью ЧВОП на международном уровне. Представленный на региональных консультациях он в целом был поддержан участниками, а также Рабочей группой. В последующем с учетом высказанных мнений проект был доработан (существенно расширен) и по решению Рабочей группы вынесен на обсуждение экспертного сообщества.

— Если кратко изложить суть этой конвенции — к чему она сводится?

— Кратко изложить суть конвенции вряд ли получится. Лучше ознакомиться с её текстом, который размещен на информационном портале МГИМО-Университета.

Но, безусловно, стоит отметить, что конвенция призвана, не вмешиваясь во внутреннюю компетенцию государств, сформулировать правила для случаев, когда ЧВОП выходят на международный уровень. Таких правовых регуляций в международном праве пока нет, в силу чего деятельность ЧВОП и их сотрудников представляет собой «серую зону», которая ни Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, ни другими международными договорами конкретно не охватывается.

— На каком этапе сегодня находится работа над проектом конвенции?

— В августе 2009 года начат новый этап работы над проектом Конвенции, который продолжается по настоящее время — этап открытого обсуждения в международном экспертном сообществе. Его суть заключается в том, что Рабочая группа обратилась в различные научные учреждения, к признанным специалистам, научные и исследовательские интересы которых связаны не только с изучением и разработкой правового регулирования деятельности ЧВОП, но и с другими отраслями знаний — международным правом, международным уголовным правом и т. д. с просьбой рассмотреть проект Международной конвенции о регулировании деятельности частных военных и охранных предприятий и высказать свои замечания и предложения. В том числе такое обращение поступило и в МГИМО.

В течение трех месяцев от экспертов, выступающих в личном качестве, и от ряда научных учреждений из 36 стран мира поступили письменные отзывы на проект. В числе направивших свои отзывы есть и представители МГИМО. Причем, что радует, на проект отозвались не только известные ученые, но и люди, которые только начинают свой путь в науку в стенах нашего ВУЗа. Так, очень вдумчивый и детальный отзыв поступил от студента 1 курса магистратуры Международно-правового факультета Святослава Щеголева.

В настоящее время работа экспертов продолжается в режиме интерактивного общения. Каждый из нас имеет единый документ, в котором отражены поступившие замечания и мы последовательно путем переписки по электронной почте обсуждаем каждое из них, а придя к консенсусу сообщаем об этом в секретариат, который и учитывает выработанные экспертами позиции.

— Есть ли хотя бы предположительная дата завершения работы над конвенцией? Если да, то каковы будут действия ООН в этом направлении?

— В настоящее время проект в самом начале своего пути. Тот этап работы, о котором сказано выше, в целом может быть завершен к марту—апрелю 2010 года, после чего уже Рабочей группе предстоит окончательно обсудить полученные результаты и в итоге согласовать окончательную версию проекта конвенции.

Во втором полугодии 2010 года ожидается, что Рабочая группа доложит о результатах своей работы и представит проект Совету ООН по правам человека.

После обсуждения и одобрения Советом ООН по правам человека, проект конвенции может быть вынесен для обсуждения международным сообществом, для чего будет создан временный орган — Рабочая группа межгосударственного состава по подготовке конвенции. Эта группа должна будет обеспечить доведение проекта до государств-членов ООН и собрать их официальные заключения и замечания, обобщить и учесть их. Лишь после этого проект может быть внесен на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН.

Строить прогнозы — занятие неблагодарное. Но, как мне кажется, международное сообщество в целом заинтересовано в формировании международно-правовых механизмов регулирования деятельности ЧВОП, в силу чего на перспективы принятия разрабатываемого нами проекта я смотрю с оптимизмом.

Беседовала Елена Котикова


Распечатать страницу