От инновационных курсов — к новым педагогическим технологиям

1 февраля 2010

От инновационных курсов — к новым педагогическим технологиям

О Национальном университете Сингапура и о новых педагогических технологиях в магистратуре по направлению «Зарубежное комплексное регионоведение» рассказывает заместитель декана Факультета политологии, кандидат политических наук, преподаватель кафедры востоковедения Екатерина Валерьевна Колдунова.

В настоящее время в учебном плане первого курса магистратуры по направлению «Зарубежное комплексное регионоведение» значится модуль «Политические системы и политические культуры стран Азии и Африки», над созданием которого вы работали во время стажировки в рамках Инновационной образовательной программы в Национальном университете Сингапура. Почему был выбран именно этот университет?

Прежде всего, хотелось бы отметить, что Национальный университет Сингапура (НУС) входит в число лучших университетов мира. На практике этот статус подтверждается действительно высокими стандартами качества учебного процесса и отличной образовательной инфраструктурой, включающей прекрасно оборудованные кампусы, обширные библиотечные ресурсы, сосредоточенные в нескольких тематических библиотеках, современное информационно-техническое обеспечение учебного процесса. Данный университет был выбран для стажировки не случайно. Несколько лет назад руководством МГИМО было подписано соглашение с Факультетом государственного управления им. Ли Куан Ю, структурно относящимся к НУС. Таким образом, стажировка на данном факультете, которую я проходила вместе с коллегой доцентом кафедры востоковедения, координатором магистратуры по направлению «Регионоведение» К.А. Ефремовой, стала одним из аспектов реального воплощения данного соглашения на практике.

В процессе стажировки перед нами стояло несколько задач.

Во-первых, ознакомившись с системой организации учебного процесса, программами курсов и методическими материалами Факультета государственного управления и других факультетов НУС, модернизировать модуль «Политические системы и политические культуры стран Азии и Африки», разработанный профессорско-преподавательским составом Кафедры востоковедения и читаемый для студентов первого курса магистратуры по направлению «Регионоведение».

Во-вторых, по итогам работы внедрить в учебный процесс инновационные педагогические методы на основе компетентностного подхода, уже получившего достаточно широкое распространение в зарубежных вузах и закладываемого в основу образовательных стандартов нового поколения в России, таким образом, чтобы модуль и по содержанию, и по форме образовательного процесса отвечал всем современным требованием.

В связи с поставленной задачей основная тематика научной работы была связана с исследованием классических и современных подходов к анализу политических систем, политической культуры и политического процесса, как в целом, так и в отношении специфических особенностей политических систем и политических культур стран Азии и Африки. Именно поэтому Национальный университет Сингапура как нельзя лучше подходил для данной цели: специфика модуля, на модернизацию которого была направлена наша работа, заключается в анализе возможностей применения политических теорий, разрабатывавшихся преимущественно на Западе, для объяснения процессов и тенденций в политической жизни незападных стран.

Как проходила работа над модулем?

Наша работа над модулем в рамках стажировки включала в себя посещение семинарских занятий Факультета государственного управления и курсов Кафедры политологии НУС, а также детальное знакомство с программами курсов, близких по тематике к модернизируемому нами модулю. Речь идет в первую очередь о таких курсах как «Современные исследования политики в Азии», «Политический ислам и управление», «Политика и методы ее осуществления в Юго-Восточной Азии», «Сравнительная политическая экономия Юго-Восточной Азии», преподаваемых в НУС.

Кроме того мы провели целый ряд встреч с преподавателями НУС, проинтервьюировав их по вопросам организации курсов, методики преподавания, подбора методических материалов и современной литературы по проблемам политических процессов в афро-азиатском мире. Эти беседы очень помогли нам понять специфику проблемного подхода к семинарским занятиям, которого придерживаются многие преподаватели НУС. В данной связи необходимо отметить, что модернизированный нами модуль нацелен на то, чтобы сформировать у магистрантов знание специфики политических систем и политических культур стран Азии и Африки, а также понимание того, как теория может помочь в анализе этих особенностей. Именно поэтому нам очень хотелось найти такую форму практических занятий, которая, с одной стороны, была бы интересной и увлекательной, а, с другой стороны, действительно помогала использовать теоретические знания на практике.

Крайне полезным было также посещение открытых лекций, семинаров и конференций, тематика которых была близка или отражала те или иные аспекты поставленных исследовательских проблем. Особо следует отметить работу в Центральной библиотеке Национального университета Сингапура, в ходе которой нам удалось собрать материал для ридера к модулю, который включал в себя как оригинальные тексты классических политологических работ, так и ряд современных исследовательских материалов, посвященных теоретическим аспектам политического развития стран Азии и Африки, современным электоральным процессам, проблемам взаимодействия государства и общества на Востоке.

С какими новыми педагогическими технологиями Вам удалось познакомиться в университете Сингапура? Насколько активно используют их на практике преподаватели университета?

В данном случае хотелось бы в первую очередь отметить проблемный подход к практическим занятиям. Основное внимание в структуре семинаров уделено формированию у студентов навыков самостоятельного анализа поставленных в курсах проблем. Данные цели достигаются за счет педагогического подхода, делающего упор на стимулирование студенческой активности, самостоятельное чтение, самостоятельную индивидуальную работу и работу в группах. Широко распространен метод кейс-стадиз, ролевых игр и работы в группах. Основная часть практических занятий посвящена индивидуальным презентациям студентов (при этом сами презентации или доклады заранее рассылаются другим студентам и преподавателю для ознакомления либо загружаются в виртуальную среду обучения), а также разбору проблемных ситуаций.

Что из вышеперечисленного удалось внедрить в учебный процесс МГИМО?

Самый интересный аспект педагогической работы заключается в том, что здесь нет готовых сценариев, заданных раз и навсегда. Поэтому наши наблюдения и полученный опыт стали не формой, перенесенной из одной образовательной среды в другую, а в первую очередь хорошей основой для модернизации модуля с учетом целей, задач и структуры нашего учебного процесса.

Из успешно внедренных подходов в первую очередь хотелось бы отметить проблемный принцип, когда каждое семинарское занятие представляет собой теоретический анализ конкретного случая политической реальности отдельно взятой страны или региона Азии и Африки. При этом большое значение имеет предварительная подготовка студентов к практическому занятию, которая сосредотачивается в основном на странице модуля в виртуальной образовательной среде Moodle.

Благодаря данному подходу достигаются такие образовательные результаты как свободное владение теоретическим инструментарием и умение применить его на практике, способность работать в команде и организовывать групповой научно-исследовательский проект (в виртуальной образовательной среде и в ходе практических занятий), навыки чтения и анализа профессиональной литературы на языке международного общения, так как значительная часть материалов, благодаря стажировке, подобрана в оригинале.

Какие, на Ваш взгляд, основные достоинства и недостатки инновационных методов обучения?

Среди достоинств я бы назвала более интерактивную форму учебного процесса, которая дает возможность интенсифицировать работу каждого студента, а это, в свою очередь, позволяет добиться более качественного, не поверхностного обучения. Кроме того, в организации учебного процесса сейчас очень помогают новые информационные образовательные технологии, к которым следует отнести и виртуальную образовательную среду.

Среди недостатков, или скорее сложных моментов, связанных с разработкой инновационных методов обучения, на мой взгляд, следует отметить в первую очередь их достаточно высокую трудоемкость. Для того чтобы занятия были действительно интересными и эффективными, требуется значительная предварительная интеллектуальная и техническая работа. В связи с этим на преподавателей, разрабатывающих подобные методы, ложится существенная дополнительная нагрузка, в то время как на оплату труда эта деятельность никак не влияет. Кроме того, в современных условиях существенным фактором, ограничивающим работу над новыми педагогическими методиками, является хронический дефицит времени.

Какова реакция студентов на новые методы обучения, которые Вы разрабатываете и внедряете?

Реакция в основном положительная, поскольку благодаря новым методам, мы стараемся трансформировать статичный семинар в более интерактивное и интересное занятие. Например, в прошлом году были случаи, когда студенты чуть ли не ссорились из-за возможности стать редактором коллективного проекта. Конечно, иногда встречаются и недовольные — это в основном не самые добросовестные студенты, поскольку активные методы обучения нацелены в первую очередь на то, чтобы вовлечь каждого обучающегося в процесс подготовки и работы на семинаре.

Какие технические средства поддержки учебного процесса используются в Национальном университете Сингапура? Как Вы оцениваете их эффективность?

Существенным компонентом учебного процесса в НУС является интегрированная виртуальная среда обучения (Integrated Virtual Learning Environment 8, IVLE http://ivle.nus.edu.sg/). Это коммерческий продукт, разработанный специально для Национального университета Сингапура.

Данная программа позволяет каждому студенту создать собственное образовательное пространство и более эффективно использовать время подготовки к занятиям. При этом использование виртуальной среды развивает навыки работы в сети Интернет, навыки письменной он-лайн коммуникации, умение вести дискуссию в виртуальном пространстве. Таким образом, помимо образовательных, данная среда решает также и коммуникационные задачи. Так, например, все зарегистрированные пользователи имеют возможность ежедневно получать так называемое NUS Letter, в котором содержится информация о всех мероприятиях, проходящий в этот день в университете.

Какие технические средства поддержки учебного процесса Вы используете в МГИМО?

В МГИМО для решения образовательных задач, аналогичных тем, которые в НУС выполняются в рамках IVLE, мы используем виртуальную образовательную среду Moodle (http://elearn.mgimo.ru/). Она позволяет создавать электронные календарные планы курсов, добавлять задания, ридеры, ссылки на страницы Интернет, дополнительные материалы. Несомненным плюсом такой системы является то, что зарегистрированный студент может зайти на страницу изучаемого курса с любого компьютера и в любое удобное время.

Кроме того, подобная система является дополнительным элементом организации учебного процесса: многие задания можно принимать в электронном виде, а это, в свою очередь, создает необходимость для студентов строго придерживаться сроков подготовки, поскольку момент сдачи задания автоматически фиксируется системой.

В 2009 году было очень много желающих поступить в магистратуру по направлению «Зарубежное комплексное регионоведение». Чем, на Ваш взгляд, объясняется такой интерес со стороны абитуриентов к этому относительно новому направлению?

На мой взгляд, интерес к данной программе объясняется комплексом факторов. Профессорско-преподавательскому составу, трудившемуся над разработкой данного направления, удалось создать действительно интересную и конкурентоспособную программу. Существенное внимание уделяется постоянной модернизации курсов в соответствии с новейшими научными и педагогическими тенденциями. Именно поэтому студентам данная программа дает хорошую перспективу получить качественное образование, расширить и дополнить свои страноведческие и регионоведческие знания, полученные в бакалавриате, имея при этом возможность изучать два иностранных языка.

Беседовала Елена БАЛАШОВА,
Управление инновационного развития


Распечатать страницу