Седьмой номер бюллетеня ЦАМ

6 мая 2010

Седьмой номер бюллетеня ЦАМ

Седьмой номер бюллетеня ЦАМ

Завершилась работа над апрельским срезом событийных баз данных Центра аналитического мониторинга ИМИ. В рамках направлений, по которым ведется мониторинг, целесообразно обратить внимание на следующие факты и тенденции.

В Афганистане и в северных районах Пакистана талибы провели очередную серию терактов и вылазок. Афганские войска при поддержке НАТО, в свою очередь, нанесли ряд ударов по талибам в северных и западных провинциях. На этом фоне резонанс вызвала публикация одного из афганских порталов о том, что лидер афганских талибов Мулла Омар ищет возможности для переговоров с коалицией. Впрочем, сами талибы опровергли эти заявления.

Следует обратить внимание на переговоры между Исламской партией Афганистана и правительством Карзая. ИПА является одной из повстанческих организаций, которая традиционно выступала против вмешательства коалиционных сил и ранее заявляла о военной поддержке талибов. Главное требование ИПА — уход иностранных войск из страны и недопущение вмешательства третьих стран (в т. ч. Ирана и Пакистана). Начало диалога с ИПА может стать тактическим успехом Карзая и коалиции, которые ставят цель фрагментации и последующей реинтеграции отдельных групп боевиков в официальную афганскую политику. Продолжению переговоров могут способствовать и постоянные заявления коалиции о намерении постепенной передачи функций безопасности афганским силовикам.

Вопреки ожиданиям, в рядах союзников США не наблюдается существенного раскола по афганскому вопросу. Намерения Голландии и Канады свернуть военное участие в операции, а также продолжающиеся дебаты в Германии, не привели к «эффекту домино». Ряд второстепенных участников приняли решение об отправки дополнительных войск. Среди них — Румыния (727 человек) и Грузия (750 человек). Украина намерена направить в Афганистан 7 специалистов. О возобновлении участия заявила Литва. Важным мотивом может служить намерение США оснастить контингенты Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Хорватии и Венгрии. Интерес вызывает намерения Японии и Китая участвовать в социально-экономическом развитии Афганистана (не исключена конкуренция указанных стран в этой сфере). Значимым событием апреля также стала переброска порядка 20 тыс. американских солдат по «российскому коридору». Ранее использование этого ресурса было более скромным.

Целесообразно отметить инициативу Туркменистана по строительству газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Как строительство, так и эксплуатация газопровода будут связаны с серьезными политическими рисками. Несмотря на поддержку генсека ООН Пан Ги Муна, желание инвесторов вложить средства в этот проект остается под большим вопросом.

Проблема пиратства в зоне Аденского залива и ситуация в Сомали остаются напряженными. В апреле отмечается расширение зоны действия пиратов (до 1100 морских миль от побережья Сомали). Было захвачено как минимум 5 кораблей, принадлежащих Таиланду, Турции и Южной Корее. При этом ни один корабль не был освобожден (в т. ч. из числа захваченных ранее).

Примечателен прецедент юридического преследования пиратов. После боя пиратского корабля с судном американских ВМС USSNicholas, захваченные пираты были экстрадированы в США, где ожидается проведение суда. Ранее, попытки подобных процессов во Франции и Испании оканчивались неудачей. Судебных разбирательств избегает и Кения, даже если акты пиратства происходили в ее водах. Американское правосудие, напротив, может провести показательный процесс.

В Сомали активизировались столкновения боевиков исламской группировки «Аль-Шабааб» с войсками переходного правительства. Отмечались и столкновения этой группировки с пиратами в районе их базы в порту Гарадер. Пираты, по всей видимости, отказались платить «дань» боевикам, что послужило причиной столкновений.

Расширяется полемика относительно целесообразности патрулирования вод в районе Африканского Рога частными военными компаниями. Их участие в противодействии пиратству соответствует общемировому росту роли наемников и негосударственных частных фирм в военных конфликтах. Наряду с позитивным эффектом, участие подобных организаций чревато ростом издержек судоходных компаний, а также сращиванию военных фирм с пиратским бизнесом как таковым: частные фирмы становятся заинтересованной стороной в развитии пиратства.

Ситуация вокруг конфликта Грузии с Абхазией и Южной Осетией остается в стадии «замороженного конфликта». Грузинское руководство рассматривает партнерство с США и их союзниками как одно из основных средств возвращения республик в состав Грузии. В частности, М. Саакашвили не считает отделение РА и ЮО препятствием к вступлению Грузии в НАТО. Сохраняется резко негативная риторика в отношении России. Создается комиссия по установлению «исторической правды» 200-летней политики России в отношении Грузии. Парламент Грузии обратился к 50-ти странам мира с просьбой признать оккупацию РА и ЮО Россией. Отмечается и ряд других недружественных действий, в частности, планы «экологической экспертизы» строительства олимпийских объектов в Сочи.

На этом фоне грузинская оппозиция призывает к диалогу с Россией. Диалог рассматривается как средство влияния на российские решения в отношении РА и ЮО и механизм решения проблемы. При этом Саакашвили, по мнению оппозиции, может спровоцировать новый вооруженный конфликт. Иными словами, оппозиция выступает за реинтеграцию, но делает акцент на иные методы достижения этой цели.

В самих Абхазии и Южной Осетии вопрос о реинтеграции с Грузией не рассматривается в принципе. Так как Грузия отказывает республикам в субъектности, диалог с ней невозможен. По мнению лидеров новых государств, для его возобновления требуется, как минимум, договоренность о неприменении силы.

Проект подобного соглашения предложила Россия на очередном раунде женевских переговоров. Российский вариант предусматривал соглашения между Грузией и новыми государствами, тогда как грузинская сторона настаивала на соглашении между Россией (как агрессором) и Грузией (как жертвой агрессии). Стороны не смогли прийти к компромиссу.

В самой России ратифицированы соглашения о совместной охране гос. границ ЮО и РА. В Южной Осетии прошли тактические учения российских военных, а в Абхазии усилено российское военное присутствие. В обеих республиках идут работы по укреплению российских военных баз. О намерении разместить войска на территории Грузии заявили США (по официальной версии — для подготовки операций в Афганистане).

Интерес также вызывают действия Турции по налаживанию сотрудничества с Абхазией при условии официального непризнания республики как независимого государства. Турецкой позиции свойственен наибольший прагматизм. Оставаясь в поле официальной позиции Запада, Турция стремится не упустить экономические и политические возможности, открывающиеся в Абхазии. Планируется налаживание регулярного морского сообщения между РА и РТ.

Ситуация в Ираке характеризуется двумя противоречивыми процессами. С одной стороны, продолжается вывод американских войск. С другой — по стране прокатилась очередная волна терактов. Несмотря на обострение ситуации, американская администрация не пересматривает планы по выводу войск. К концу августа планируется вывести еще 45 тыс. человек. Затягивается процесс формирования правительства по результатам мартовских выборов. Аннулированы результаты 52 кандидатов, что может сказаться на лидерстве суннитского политического альянса.

Продолжается дискуссия относительно санкций против Ирана в связи с развитием ядерной программы. США, ЕС и Япония по-прежнему выступают за скорейшее согласование вопроса. Китай не выходит из обсуждения, но выступает против экономических санкций. Россия пытается лавировать между крайними альтернативами. Российское руководство признало теоретическую возможность «умных» санкций, побуждающих к правомерному поведению и не касающиеся бушерского проекта, но не поддержало «жесткие» санкции в духе США. Приостановлена поставка С-300 в Иран, хотя сам контракт не разорван. «Лукойл» заявил о намерении приостановить поставки топлива в Иран, вслед за рядом международных компаний, однако практические шаги в этом направлении пока неочевидны. О бессмысленности санкций заявила Индия.

Сам Иран продолжает политику острых заявлений и действий в адрес США и Израиля. Заявлялось о создании центрифуг нового поколения для производства ядерного топлива, о разработке новых видов вооружений, в т. ч. зенитных ракет, беспилотных самолетов и др. Израиль, согласно официальным заявлениям, не исключает возможности односторонних военных действий против Ирана без согласования с Вашингтоном.

Северокорейская ядерная проблема обостряется меньшими темпами, однако и здесь стороны остаются в патовой ситуации. КНДР не хочет терять «ядерный» козырь в игре с Вашингтоном, Сеулом и Токио. США и их союзники не могут напрямую повлиять на решение проблемы. В итоге, заявления о желательности компромисса сочетаются с жесткими угрозами.

Конфликтной динамике может способствовать проведение КНДР третьих ядерных испытаний. Кроме того, набирает силу скандал вокруг подрыва в марте южнокорейского корвета «Чеонан». Сеул располагает фактами о причастности к происшествию ВМФ КНДР и начал переговоры с Китаем и Россией и возможных санкциях.

Диалог США и России по вопросу стратегических вооружений ознаменовался подписанием нового соглашения по СНВ в Праге. Условия договора достаточно подробно изложены в СМИ. Отметим, что новый договор можно считать победой обоих президентов. В частности, и Россия, и США могут сократить избыточные военные расходы и направить их на противодействие более актуальным вызовам. Сохраняется определенность относительно взаимных стратегических потенциалов. Вместе с тем, несмотря на увязку в преамбуле оборонительных и наступательных вооружений, сама проблема развития НПРО США не решена. Неочевиден тот порог развития американской противоракетной обороны, при котором Россия решится выйти из договора.

Ситуация на Украине после окончания выборов стала в меньшей степени подвержена рискам обострения латентных конфликтов. Тем не менее, на украинском направлении произошел целый ряд важных событий, которые, с одной стороны, можно считать прорывами в российско-украинских отношениях, с другой — возможной причиной новых расколов в украинском обществе и «отката» отношений с Россией в будущем. Ключевое событие — договор о продлении базирования ЧФ РФ в Севастополе после 2017 г. в обмен на скидки на российский газ, которые поддержат рентабельность украинской промышленности. Обсуждаются вопросы о стратегическом сотрудничестве в модернизации ГТС Украины, а также украинской атомной промышленности. Оппозиция в лице Юлии Тимошенко уже заявила, что соглашения по ЧФ будут денонсированы после смены власти, что уже сейчас закладывает неопределенность в долгосрочное развитие отношений.

Меньший резонанс в СМИ, но не меньшую значимость имел визит в США Виктора Януковича. Накануне в Вашингтоне была представлена программа экономических реформ Украины, предложенная независимыми американскими экспертами. Конгресс согласился выделить Украине более 100 млн. долларов на программы помощи. Вашингтон также дал понять, что готов лоббировать дальнейшую финансовую помощь Украине по линии МВФ. Американцы ожидали от Януковича сигналов о том, что Украина не будет излишне вовлекаться в партнерство с Москвой. Похоже, визитом украинского президента остались довольны обе стороны. Украинский президент подтвердил приверженностью ценностям демократии и рынка, а также намерение избавиться от запасов высокообогащенного урана при технической поддержке Америки. США подтвердили, что поддерживают внеблоковый статус Украины и прагматизм в отношениях с Россией. Похоже, Вашингтон отказался от жесткого и излишне показного вмешательства в украинскую политику, сделав ставку на «малые дела» в финансовой, гуманитарной и иных сферах.

Материалы по данным направлениям представлены в событийных базах данных и аналитических разделах Бюллетеня Центра аналитического мониторинга ИМИ.

Распечатать страницу