Научно-теоретическая студенческая конференция «Микроэкономические аспекты выхода России из кризиса»

20 мая 2010

Научно-теоретическая студенческая конференция «Микроэкономические аспекты выхода России из кризиса»

Научно-теоретическая студенческая конференция «Микроэкономические аспекты выхода России из кризиса»

Выход из кризиса остается одной из наиболее актуальных экономических задач современной России. Она занимает умы не только практикующих специалистов в области экономики, но и тех, кто через несколько лет придет им на смену. Студенты факультета Международных экономических отношений МГИМО (У) МИД России уже сегодня занимаются поиском решения этой задачи. Научно-теоретическая студенческая конференция «Микроэкономические аспекты выхода России из кризиса», организованная кафедрой экономической теории и клубом «OECONOMICUS» для первокурсников проходила 18 -19 мая 2010 г., и позволила студентам, изучившим за прошедший год основы микроэкономики, предложить свое виденье путей выхода из сложившейся кризисной ситуации на микроэкономическом уровне. При подготовке к данной конференции студенты проявили особенную активность. Ввиду ограниченности времени для участия было отобрано одиннадцать докладов, признанных организаторами конференции самыми лучшими.

В конференции приняли участие студенты 1, 2, 3 курсов факультета МЭО, а также преподаватели кафедры экономической теории: В.А. Амвросов, Н.В. Буташина, С.В Ермилова, А.В. Макаренко, Л.А. Романова.

Научным руководителем конференции в первый день 18 мая стал профессор кафедры экономической теории, к.э.н. В.А. Амвросов. Владимир Анатольевич отметил, что данное мероприятие подводит итог изучения микроэкономики в текущем учебном году, и студентам предоставлена уникальная возможность выступить с докладами.

Первым выступал Артамонов Николай, студент 6 академической группы, с докладом на тему: «Минимизация трансакционных издержек российских компаний как антикризисная мера». По словам Николая, причина экономического кризиса в России кроется в нестабильности экономического роста, а высокие трансакционные издержки создаю дополнительные барьеры для стабильного развития экономики. К основным проблемам, порождаемым кризисом относятся высокие издержки вступления на рынок и выхода из него, издержки получения информации о рынках, высокие издержки ведения переговоров, издержки измерения характеристик блага и коррупция. Например, одним из средств борьбы с коррупцией является создание антимонопольного законодательства и обеспечение его выполнения. В презентации, подготовленной Николаем, были использованы графики и диаграммы, наглядно демонстрирующие приводимую статистику.

Денисом Смирновым (1 МЭО, 4 группа) был задан вопрос о том, насколько эффективно антимонопольное законодательство как способ минимизации трансакционных издержек применяется в России. Ответ докладчика был прост и в то же время правдив: развитие российского законодательства в этом направлении движется медленно.

Второй выступающей стала Тимофеева Кристина, студентка 4 академической группы. Тема её доклада — «Слияния и поглощения на российском рынке. Рынок M&A». Кристина четко определила, что означает термин «слияния и поглощения (M&A)»: это экономические процессы укрупнения бизнеса и капитала. Особенностью экономических процессов такого рода является закрытость информации. По словам Кристины, M&A имеют высокую эффективность в условиях кризиса, т. к. помогаю преодолеть дно кризиса. M&A имеют много «плюсов». На макроуровне к ним относятся обеспечение доступа к большему количеству активов, возможность резкого развития компании, преодоление нехватки финансовых ресурсов, возможность избежать сокращения спроса, слияние налоговой нагрузки, смягчение условий кредитования (что, по словам выступающей, особенно важно для российской экономики). К «плюсам» M&A на микроуровне относятся сокращение числа неэффективных предприятий, освобождение места для деятельности успешных фирм и перераспределение собственности. Далее докладчица привела примеры слияний и поглощений в российской экономике в сфере финансов и электроэнергетики. С помощью диаграмм были наглядно продемонстрированы стоимостная структура сделок и объем рынка M&A в разные годы.

Третьим выступал Андрианов Владимир, студент 7 академической группы. Темой своего доклада Владимир выбрал «Реформирование российского антимонопольного законодательства в условиях кризиса». Цель его выступления — ответить на вопрос «Способствует ли антимонопольное законодательство выходу России из кризиса?». Прежде чем приступить к ответу на этот вопрос, Владимир кратко рассказал о сути мирового экономического кризиса. По его словам, он выражается в росте цен на недвижимость и продовольствие, сокращении рабочих мест, отсутствии стабильности и потере людьми веры в светлое будущее. Далее докладчиком были определены меры по выходу из кризиса. По словам Владимира, совершенствование антимонопольного законодательства — важное условие поддержки реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса. Как следствие, оно может способствовать выходу страны из кризиса. Основная мера антимонопольной политики, как отметил выступающий, — штрафы. С помощью довольно подробной таблицы были приведены примеры сумм штрафов, которые выплачивались различными компаниями, обвиняемыми в нарушении антимонопольного законодательства. Докладчиком также был упомянут «второй антимонопольный пакет», принятый в августе 2009 года и предусматривающий ответственность за нарушение антимонопольных законов, за создание картелей и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Студенты 3 академической группы Шилюк Роман и Демидчик Николай выступили с докладом на тему «Развитие национального продуктового ритейла. Последствия финансового кризиса». Свое выступление докладчики начали с определения ритейла. Затем с помощью диаграмм они продемонстрировали структуру оборота в гипермаркетах, супермаркетах, дискаунтерах, магазинах у дома, cash&carry и других формах организации ритейла, а также тенденции в структуре торговых сетей (иностранных, федеральных, локальных). Докладчиками был упомянут тот немаловажный факт, что в России рынок продуктового ритейла растет быстрее аналогичных рынков за рубежом, но в 2008 году с наступлением кризиса ритейлеры не только свернули инвестиционные проекты, но и потеряли надежду на рефинансирование, а характерной чертой ценовой политики ритейлеров в условиях кризиса было повышение цен, причем они росли быстрее, чем инфляция (общий прирост цен составил 20–30%). К последствиям кризиса, по словам докладчиков, относятся изменение условий кредитования (повышение процентов), сворачивание инвестиционных проектов, усложнение отношений с поставщиками, повышение цен. Перспективы развития ритейла представляются докладчикам противоречивыми.

Василий Золотухин (1 МЭО, 2 группа) справедливо отметил, что практически все продуктовые сети являются олигополиями, в связи с чем возникает вопрос: не ставит ли антимонопольная политика под угрозу существование ритейла? Выступающие ответили, что в крупных магазинах цены могут быть ниже, ассортимент товаров шире, а качество обслуживания выше.

Пятым выступил Касаткин Артём, студент 6 академической группы. Тема его выступления — «Дефицит на рынке заемных средств». Артём выбрал именно эту тему для своего выступления, так как это основная проблема предпринимателей в России. Причиной такой ситуации является то, что государство уделяет основное внимание крупным предприятиям, в то время как малый и средний бизнес может реально помочь России выйти из кризиса. Его основная проблема — недостаточное кредитование (общая потребность в кредитовании составляет 1,5 трлн. рублей). Докладчиком были перечислены основные источники кредитования: банки, инвестиционные компании, «бизнес-ангелы». По словам Артёма, к основным причинам, вызывающим проблемы с банками, относятся высокие ставки по кредитам (порядка 10–19%), требование о предоставлении поручителя, необходимость предоставить залог, недостаточная легитимность. Далее Артём объяснил термин «бизнес-ангелы» — это физические и юридические лица, инвестирующие часть собственных средств в инновационные компании на самых ранних стадиях их развития. Их долю на рынке заемных средств оценить очень сложно, т. к. они предпочитают не предавать огласке свою деятельность. Артём сделал вывод, что проблемы на рынке заемных средств ведут к торможению развития экономики.

Следующим докладчиком была Адамович Христина, студентка 4 академической группы, выступившая с докладом на тему «Виртуальный малый бизнес за реальную экономику». Христина начала своё выступление с небольшой предыстории. По ее словам, виртуальный бизнес появился в XX веке. В России он существует с 1999 года, когда был проведен первый виртуальный аукцион. Виртуальный бизнес присутствует в разных сферах: оптовая и розничная торговля, информационные базы, туризм, образовательные программы и т. д. К основным преимуществам этой новой формы организации бизнеса, упомянутым докладчицей, относятся снижение безработицы; сдельная заработная плата за работу на дому; возможность занятости более широких слоев населения; отсутствие необходимости осуществления затрат, характерных для «реального бизнеса»; сокращение трансакционных издержек. Существуют также и недостатки, такие как неразвитость законодательства о виртуальном малом бизнесе, более узкий ассортимент предоставляемых товаров и услуг, недостаточный уровень безопасности информационных систем. Христина отметила, что в России это молодой бизнес, и наиболее динамично он развивается на рынке электронной коммерции. В подтверждение основных тезисов докладчицей была представлены убедительные статистические данные.

С докладом на тему: «Роль маркетинга в выходе российских предприятий из кризиса» выступил Андрей Хухлин, студент 6 академической группы. Андрей определил уровни экономического кризиса: мировой, макроэкономический и микроэкономический. Предприятие также охватывает несколько сфер: макросреду, микросреду и внешнюю среду. По словам выступающего, больше всего пострадала от кризиса макроэкономическая среда. Финансовый кризис создал новые проблемы для разных отраслей, в частности, снижение объема потребления и неправильная политика компаний. К основным ошибкам маркетинговой политики относятся выпуск невостребованной продукции, неверное проведение маркетингового исследования и неверное сегментирование рынка. В свою очередь, к факторам успеха можно отнести, например, акцент на маркетинг и продажи, инновации, гибкое ценообразование, разумную рекламу и ориентацию на клиента. Как справедливо заметил Андрей, компании, применявшие эти меры, получили большую прибыль при выходе из кризиса. В результате проведенного теоретического исследования Андрей пришел к выводу, что маркетинг играет чрезвычайно важную роль в выходе предприятия из кризиса.

В. А. Амвросов, подводя итог конференции, выразил общее мнение преподавателей: проведенная конференция — прекрасный финальный аккорд изучения микроэкономики в этом учебном году. Владимир Анатольевич поблагодарил тех, кто выступил и участвовал в конференции. Каждый выступавший был награжден грамотой и учебным пособием «Курс экономической теории» под ред. проф. Чепурина и проф. Киселевой.

Второй день конференции открыла доцент кафедры экономической теории, к.э.н. Светлана Викторовна Ермилова, ведущий лектора второго потока и научный руководитель данного мероприятия. Светлана Викторовна поприветствовала присутствующих, посоветовала проявлять активность и задавать вопросы докладчикам.

Право выступить первой было предоставлено студентке 8 группы МЭО-МИЭП Ляминой Анне с докладом на тему: «Выход из финансового кризиса. Права собственности и инвестиционный климат». Дополняя своё выступление красочной презентацией, она обозначила проблему необходимости инвестиций в экономике России из-за высокой степени износа технической базы и низкой эффективности производства. Однако, несмотря на возможность высокого дохода, инвесторы не спешат вкладывать свои деньги в экономическое развитие Российской Федерации по причине высоких рисков сопряженных с такой инвестицией. Отрицательный инвестиционный климат страны формируют асимметричность информации, недостаточно полное законодательство и коррумпированность судебной системы. Выход из кризисной ситуации, который предлагает Анна, состоит в спецификации прав собственности и расширении правовой базы для создания привлекательных условий инвестирования.

Студентка 12 группы Екатерина Серякова выступила с докладом на тему:«Влияние экономического кризиса на малый и средний бизнес в России». Результатами кризисных явлений в экономике стало удорожание кредитов в банках и государственных займов, предоставляемых предпринимателям. Кроме того, уменьшился поток инвестиций в страну. Государство выбрало путь субсидирования крупного бизнеса, в то время как статистика, представленная в прилагаемой к докладу таблице, указывает на то, что именно малый и средний бизнес оказались меньше подвержены влиянию кризиса. Выход из сложившейся ситуации, предложенный Екатериной — помощь и поддержка предприятиям среднего и малого масштаба, более жизнеспособным, устойчивым и обеспечивающим общество значительной частью товаров народного потребления.

Тема следующего доклада, представленного студенткой 8 группы Вероникой Жирновой, звучала как «Модернизация и инновации в малом и среднем бизнесе России». Главным тезисом выступления, проиллюстрированного презентацией, была необходимость внедрения инноваций в малый и средний бизнес как залог успеха при выходе из кризиса. Но, несмотря на поддержку данной политики руководством страны и лично президентом, условия для модернизации производства в России остаются неблагоприятными. Неэффективность рынка заемных средств, отсутствие стимула к инновационной деятельности для частного предпринимателя ввиду невыгодности в краткосрочной перспективе, недостаточное финансирование государством наукоемких отраслей, в особенности по сравнению со странами Запада, а так же отсутствие развитой технической базы для внедрения инновационных технологий являются серьёзными препятствиями для широкомасштабной модернизации.

Студент 9 группы Карлен Гулян представил свой доклад на тему «Микроэкономические последствия экономического кризиса на примере обрабатывающей промышленности». Благодаря подробным диаграммам и таблицам, сопровождавшим доклад, Карлен наглядно проиллюстрировал основные проблемы, с которыми столкнулась Россия при выходе из кризиса. Негибкий рынок труда не сумел своевременно среагировать на уменьшение спроса, в результате чего уровень безработицы возрос меньше, чем в развитых странах, однако производительность производства существенно снизилась. Лишь разрешение данной ситуации может подтолкнуть экономику в целом, и обрабатывающую промышленность в частности, к выходу из кризиса. Следующим шагом к решению проблемы должно стать уменьшение спроса на ресурсы с целью уменьшения соответственно и издержек производства. Технический прогресс и внедрение инновационных технологий может стать надежной гарантией сохранения отдачи в долгосрочном периоде, однако низкая интенсивность и трудность осуществления такого проекта не может сделать инновации залогом выхода из кризиса. Наиболее вероятной стратегией можно назвать усовершенствование производства в уже существующих отраслях обрабатывающей промышленности.

Следующий доклад под названием «Качество продукции и роль предприятий в выходе России из кризиса» был подготовлен Элимой Мамырбаевой, студенткой 11 академической группы. Основными причинами проблем российских предприятий были названы непостоянные показатели производительности труда, которые не позволяют поддерживать стабильное качество производимого продукта, отсутствие разработки нового сырья, равно как и какого-либо роста масштабов предприятий на сегодняшний день. К выходу из кризиса, по мнению докладчика, ведут два пути: усиление производственной дисциплины и ужесточение контроля над качеством продукции, либо ориентация на совершенно новую, инновационную продукцию. Оба эти варианта невозможны в чистом виде, и оба имеют существенные недостатки. Оптимальным может стать третий, синтезированный вариант, в основе которого лежит производство импортозамещающих товаров, их конкурентоспособность и конкордоспособность. Не следует так же продолжать придерживаться исключительно ориентации на максимизацию прибыли. Учет интересов работников производства, проведение грамотной социальной политики на производстве может помочь решить проблему низкого качества производимой продукции.

Последний представленный на конференции доклад был подготовлен Марией Михантьевой, студенткой 12 группы, и повествовал о влиянии кризиса на рынок недвижимости в России. Проиллюстрировав свои доводы красочными графиками, Мария объяснила разницу эластичности спроса и предложения на рынке жилья. В связи с кризисом, удорожанием строительных материалов и кредитов под строительство, масштабы возведения недвижимости в России существенно сократились. Однако значительное снижение доходов население и ипотечный кризис подействовали на уровень спроса в такой степени, что он упал гораздо сильнее предложения. По мере выхода из кризиса и оживления экономики оборот жилья должен снова увеличиться, что, вероятнее всего, приведет к новому повышению цен на него.

По итогам второго дня конференции докладчики Екатерина Серякова, Вероника Жирнова, Анна Лямина, Карлен Гулян, Элима Мамырбаева и Мария Михантьева были награждены почетными грамотами и премированы учебниками по экономической теории под редакцией проф. М. Н. Чепурина и проф. Е.А Киселевой с автографами авторов. Грамотами были так же награждены активные участники дискуссии: Даниил Рыбак, Наринэ Варданян и Владимир Попков, а так же фотокорреспонденты Маргарита Поставничева и Диана Кириякова.

Полина БАСИНА, Екатерина ХМАРЕНКО,
студентки 1 курса факультета МЭО


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Диана КИРИЯКОВА, Маргарита ПОСТАВНИЧЕВА, Ксения СЕЛИВАНОВА 40